Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Маркетплейсы: виртуальные площадки продажи товаров и реальные площадки юридических проблем

Гражданское право
06.10.2025
9
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена новой правовой реальности: цифровым платформам (виртуальным площадкам), продаже товаров через такие платформы и проблеме их правового регулирования в России. В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией покупки или продажи учетной записи, а также юридические проблемы, связанные с функционированием главной компоненты современных цифровых платформ — маркетплейсов. Предложено разделение маркетплейсов на две большие группы: универсальные и нишевые. Опираясь на некоторые положения настоящей статьи, можно сделать вывод, что сфера онлайн-продаж требует особого внимания со стороны законодателя; перечислены особо критичные аспекты.
Библиографическое описание
Маковская, Д. Н. Маркетплейсы: виртуальные площадки продажи товаров и реальные площадки юридических проблем / Д. Н. Маковская. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 9 (51). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/304/10449.


В работах [1] — [5] автором настоящей статьи были рассмотрены проблемы, связанные с реализацией покупки или продажи учетной записи (Интернет — аккаунта) в некоторой сетевой электронной системе, в том числе, аспекты законодательного закрепления такой возможности.

Эти и другие вопросы должны стать предметом нового раздела правовой науки — «платформенного права», то есть, права электронных систем и платформ, актуальность создания которого обсуждается учеными-правоведами в настоящее время [6].

В статье [6] подчеркивается, что «платформизация» проявляется не только в применении новых технологий, но и в реализации особой модели ведения деятельности по предоставлению доступа к информации и цифровым сервисам. На этом фоне роль оператора цифровой платформы кажется недооцененной и заниженной, поскольку он фактически является более, чем обычным посредником.

«Внедрение цифровых технологий на уровне платформенных решений позволяет выявить власть платформ, которая в том числе проявляется в создании собственных правил доступа пользователей к разного рода благам. Речь идет о тех возможностях, которые появляются у оператора цифровых платформ с учетом обладания контролем над имущественным комплексом платформы и в связи с технологическими достижениями по допуску или блокировке допуска пользователей к цифровым сервисам. Существенно расширяется роль индивидуального регулирования, когда на смену правилам, обладающим свойством нормативности, могут создаваться детализированные под конкретную ситуацию нормы, режим которых находится на стыке между договорным и правовым регулированием» [6].

В настоящей работе будут рассмотрены юридические проблемы, связанные с функционированием главной компоненты современных цифровых платформ, а именно маркетплейсов — электронных площадок для продажи широкой номенклатуры товаров: от готовой еды до автомобилей.

Юридически строгого понятия маркетплейса в настоящий момент не существует. В соответствии со смысловым содержанием, под маркетплейсами будем понимать онлайн-платформы (Интернет-платформы), которые объединяют продавцов и покупателей, предоставляя им место для заключения сделок.

Процесс работы маркетплейса включает в себя несколько этапов, в том числе: регистрацию продавцов (включая их проверку и получение доступа к личному кабинету продавца); размещение товаров (включая загрузку продавцами каталогов своих товаров с описаниями, фотографиями и ценами); обработку заказов покупателей (включая прием оплаты и доставку товаров на дом покупателю или на склад маркетплейса); выдачу товаров (в том числе, в пунктах выдачи заказов ПВЗ).

Маркетплейсы отличаются от некоторых других онлайн-платформ, например, от интернет-магазинов. Отличие состоит в том, что интернет-магазины предлагают товары только одного продавца, тогда как маркетплейсы позволяют сравнивать, выбирать и заказывать товары от нескольких продавцов. Маркетплейсы отличаются также от сайтов — агрегаторов. Последние вообще не продают товары напрямую, а собирают информацию о них с различных сайтов и предоставляют эту информацию на своей платформе.

Условно все маркетплейсы можно разделить на две большие группы:

– универсальные (Wildberries, Озон, ЯндексМаркет и др.), которые продают разнообразные товары из различных категорий, от иголок до холодильников;

– нишевые, которые специализируются на одной категории товаров, например, на одежде или фототоварах.

Универсальные маркетплейсы можно сравнить с большими гипермаркетами, тогда как нишевые маркетплейсы похожи на специализированные магазины с конкретным сегментом товаров: одежда, обувь, чемоданы и т. д.

Анализ Интернет-торговли позволяет сделать вывод, что доля маркетплейсов в общей системе электронной торговли России продолжит расти и будет занимать к 2026 году больше половины от общих онлайн — продаж [7], [8].

Исследования показывают, что среди сайтов универсальных маркетплейсов в 2025 году наиболее посещаемым является сайт Озон — более 463 миллионов визитов в месяц, за ним следуют сайты Wildberries (более 347 миллионов) и ЯндексМаркет (более 147 миллионов) [9]. Суммарный объем продаж этих трех универсальных маркетплейсов составляет более 7 триллионов рублей в год [9] и имеет тенденцию к росту за счет, например, открытия ПВЗ в небольших населенных пунктах, развития рассрочки и расширения рекламных услуг.

Тенденции роста характерны как для универсальных, так и для нишевых маркетплейсов. Исследования, проведенные агентствами Tinkoff eCommerce и Data Insight [10] показывают, что среди развивающихся нишевых маркетплейсов можно выделить маркетплейсы одежы (Lamoda), маркетплейсы автозапчастей и автотоваров (Exist, Emex, Autodoc и др.), маркетплейсы косметики (Лэтуаль), маркетплейсы бытовой техники (М.Видео, Эльдорадо), фармацевтические маркетплейсы (Ютека, Мегаптека.ру и др.), маркетплейсы доставки продуктов (Яндекс Еда, Деливери, СберМаркет и др.) и многие другие. Предполагается, что при сохранении текущих темпов развития рынка, суммарный объем продаж этих нишевых маркетплейсов может достичь к 2026 году 1 триллион рублей [10].

В соответствии с оценками, суммарное количество активных продавцов на маркетплейсах страны в настоящее время составляет более 700 тысяч [9]. Жители РФ называют среди основных побудительных причин покупки товаров у продавцов именно на маркетплейсах, а не в обычном магазине, более выгодную цену (46 % по важности) и возможность учесть положительные отзывы о товаре (39 %). Среди жителей РФ, которые совершают покупки (т. е., исключая детей и пр.), на маркетплейсах делают это на постоянной основе около 84 %, причем около 80 % делают это чаще 2–3 раз в месяц. За год общий торговый трафик на маркетплейсах составляет более 4 миллиардов заказов [9].

Количество ПВЗ по стране также составляет внушительные цифры: только у Wildberries их более 83 тысяч, у Озона — более 60 тысяч, у ЯндексМаркет — более 13 тысяч.

В статье [11], где маркетплейсы называют своеобразными «княжествами», говорится: «в этих огромных и сложных системах возникает масса правовых отношений, которые в целом соответствуют правовой канве российского законодательства, однако то и дело возникают конфликты, выплескивающиеся в общественное пространство — иной раз покупатели судятся из-за конкретных правил обслуживания, а иной раз за свои права борются работники маркетплейсов».

Автор работы [11] поясняет, почему он считает маркетплейсы своеобразными «княжествами», подчеркивая их особенность: «они стремятся к созданию для потребителя целого мира. В идеальной конечной точке развития такой площадки потребитель, вошедший в нее однажды, может из нее уже не выходить — платформа обеспечит все его потребности в товарах и услугах, развлечениях и даже общении, и, возможно, обеспечит его работой и жильем. Возникает ощущение, что в некотором смысле такая платформа замещает человеку государство» [11].

В статье [11] отмечается, что в России возникновение и развитие таких платформ долгое время оставалось как бы невидимым для закона. Почти двадцать лет российский законодатель не особенно замечал, что торговля онлайн существенно отличается от розничной торговли «оффлайн» [11]. Отметим, например, что в отличие от обычных магазинов, на маркетплейсах оплаты товаров производятся покупателями предварительно, то есть до того момента, когда покупатель реально видит и может, что называется, «пощупать» товар.

Это привело к тому, что существующее законодательство, в том числе Закон РФ «О защите прав потребителей», не вполне адекватно «закрывает» все проблемы, связанные с маркетплейсами, что отмечается, например, в работах [12] — [15]. В статье [15] в качестве основных проблем, связанных с деятельностью маркетплейсов, выделяются следующие: «очень низкий контроль за происхождением продукции, навязывание цифровой площадкой продавцам и владельцам пунктов выдачи правил этой площадки в одностороннем порядке, отсутствие контроля за продавцами — однодневками, отсутствие строго определенных критериев для доступа продавца на площадку, непрозрачность ценообразования, трудности возврата и обмена товаров и т. д.».

Рассмотрим данные вопросы более подробно. В работе [16] рассмотрена проблема правового регулирования маркетплейсов в России на примере сети Wildberries. На основе общенаучных и частнонаучных методов, а именно формально-логического, сравнительно-правового, анализа и синтеза и других методов, разработанных доктриной теории права, автор рассматривает механизм взаимодействия рынка электронной коммерции с конечным «традиционным» потребителем. В работе [16] приводится анализ показательной судебной практики, в которой маркетплейс представляет сторону ответчика и во всех рассматриваемых делах принимает позицию «отрицания» себя как надлежащего ответчика, а также подает возражения относительно заявленных исковых требований, либо направляет в суд встречный иск. Так, в исследовании [16] не только обозначаются типичные проблемы (платной процедуры возврата бракованного или несоответствующего товара; незаконного обогащения маркетплейса; хранения данных ранее удаленных банковских карт и возможность списания с них денежных средств без необходимого согласия потребителя; сбыта контрафактной продукции; нарушения законодательства РФ о рекламе и т. д.), но и предлагаются возможные пути их надлежащего разрешения.

Подробные предложения введения новых правовых норм содержатся в работе [12], смысл которых сводится к необходимости как защитить интересы потребителей, так и оградить продавцов от недобросовестного поведения покупателей. Этому может помочь новый механизм подачи, рассмотрения жалоб и разрешения возникающих споров.

В работе [12] отмечается, что сфера онлайн-продаж требует особого внимания со стороны законодателя. В законе о маркетплейсах необходимо четко определить все нюансы правоотношений, возникающих при функционировании данных площадок, в особенности акцентировать внимание на следующих проблемных аспектах. Необходимо четко прописать правила взаимодействия маркетплейса и продавцов: на основании каких документов и в каких случаях происходит взаимодействие, а также процессы урегулирования основных спорных ситуаций, возникающих в данных правоотношениях. Маркетплейс обязан предоставлять продавцам четкую информацию, доступный и понятный договор с подробным описанием всех комиссий, штрафов, условий сотрудничества и механизмов разрешения споров. Необходимо, чтобы условия договора не нарушали законные права продавцов, такие как право собственности, свобода договора, право на защиту от недобросовестной конкуренции.

Для защиты авторских и исключительных прав требуется осуществление проверки на соответствие продаваемых товаров закону об авторском праве. В случае нарушения авторских прав маркетплейс будет нести ответственность, если продавцам не были предоставлены инструменты для проверки. Во избежание распространения контрафактной продукции, продавцу необходимо предоставлять маркетплейсу документацию, подтверждающую легальность и происхождение товара [12].

Для обеспечения гарантии качества товаров и минимизации претензий потребителей, продавец должен предоставлять гарантию качества товара в соответствии с законодательством. Помимо этого, маркетплейс обязан предоставить потребителю удобные и безопасные механизмы возврата товара в случае его несоответствия описанию или обнаружения дефектов. А продавец обязан оперативно реагировать на жалобы потребителей, связанные с качеством товара, и предлагать решения [12].

Для пресечения недобросовестного поведения потребителей предлагается право маркетплейса на ограничение доступа недобросовестных покупателей к определенным функциям, например, к возврату товара без оснований. Также маркетплейс должен незамедлительно сообщать правоохранительным органам о случаях мошенничества и злоупотреблений со стороны потребителей. Покупатель же должен предоставлять честные и объективные отзывы о товаре, не вводя в заблуждение других покупателей, а проверка достоверности отзывов должна проводиться со стороны маркетплейса. Анализ судебной практики показывает, что суды еще не сформировали единое мнение относительно учета доказательств при разрешении споров в этой области [12].

В заключение еще раз отметим, что деятельность маркетплейсов до сих пор прямо не регламентирована законодательством. Кроме этого, в российском законодательстве отсутствует даже определение такой торговой площадки. В статье [15] отмечается: «более того, владельцы подобных площадок не считают себя даже субъектами ответственности различного рода претензий, предъявляемыми другими субъектами торговых сделок. Хотя, именно на электронных торговых площадках осуществляется заказ, оплата, а также логистика доставки».

Существует мнение, согласно которому правила электронной торговли, в том числе работы на маркетплейсах, необходимо регулировать нормами разрабатываемого Цифрового кодекса [6], [15]. Эта позиция обоснована огромной возрастающей популярностью данного вида интернет — торговли, в связи с чем предлагается законодательно урегулировать этот процесс в целом, а не точечно, внося изменения в отдельные законодательные акты. Цифровой кодекс необходим для системного регулирования данной среды. Он будет призван не просто законодательно закрепить взаимодействие покупателей, продавцов, а также правообладателей маркетплейсов, но и в целом обозначить общие критерии и границы ответственности при осуществлении различных операций в интернете [6], [15]. Разработка и принятие Цифрового кодекса является на сегодняшний момент предметом активного обсуждения.

Литература:

  1. Маковская Д. Н. Продажа Интернет-аккаунта. Юридические аспекты // Вестник науки и образования, 2024, № 10, ч. 1, стр. 65–67.
  2. Маковская Д. Н. Правовые проблемы продажи Интернет-аккаунта // Отечественная юриспруденция, 2025, № 2, стр. 19–26.
  3. Маковская Д. Н. Классификация Интернет-аккаунтов в контексте законодательного закрепления возможности их продажи // Вестник науки и образования, 2025, № 8, ч. 1, стр. 71–79.
  4. Маковская Д. Н. Легальная покупка и продажа аккаунтов в сети Интернет // Новый юридический вестник, 2025, № 8.
  5. Маковская Д. Н. Учетная запись в электронной системе: можно ли ее купить или продать на законных основаниях // Отечественная юриспруденция, 2025, № 3.
  6. Филиппова С. Ю., Харитонова Ю. С. Цифровые платформы в праве и право цифровых платформ: новые вызовы законодателю и пути их решения // Правоведение, 2025, том 69, № 1, стр. 58–75.
  7. Моисеенко И. В., Цяньюэ Л. Маркетплейсы как катализатор роста зарубежных и отечественного рынков розничной электронной торговли: тренды и прогнозы. — в сб. Материалы V Международной научно-практической конференции «Трансграничные рынки товаров и услуг: проблемы исследования», Владивосток, ФГАОУ ВО ДФУ, 2023, стр. 77–81.
  8. Бобрушева В. В., Антонова Е. Г. Рынок маркетплейсов: состояние и тенденции // Управление социально-экономическими системами, 2023, № 1, стр. 4–12.
  9. Бегин А. Статистика маркетплейсов в России (2025) / https://inclient.ru/marketplaces-stats.
  10. Рынок нишевых маркетплейсов в России. Исследование Tinkoff eCommerce и Data Insight / https://acdn.tinkoff.ru/static/documents.
  11. Васильева А. Д. Определение границ интересов государства в правовом регулировании деятельности маркетплейсов в РФ: постановка проблемы // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2023, том 12, № 3, стр. 144–150.
  12. Гуляева Т. Б. и др. Проблемы правового регулирования деятельности маркетплейсов и способы их решения: анализ судебной практики // Теоретическая и прикладная юриспруденция, 2025, № 1, стр. 92–101.
  13. Блинова Ю. В., Утемова К. Е. О некоторых проблемах правового регулирования маркетплейсов в России // Экономика. Социология. Право, 2024, № 1, стр. 71–76.
  14. Андреева Л. В. Согласование интересов участников товарных цифровых платформ (маркетплейсов): правовые проблемы // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина, 2024, № 8, стр. 149–157.
  15. Бурлака С. Н., Бельдина О. Г. Проблемы правового регулирования деятельности маркетплейсов // Право и государство: теория и практика, 2024, № 11, стр. 333–334.
  16. Дементьева М. В. Проблемы правового регулирования маркетплейсов в России на примере Wildberries // Научный журнал «Архонт», 2023, № 3, стр. 102–106.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный