В статье автор анализирует теоретические основы уголовно-процессуальных отношений в стадии исполнения приговора, определяя их понятие, основания возникновения и содержание.
Ключевые слова: правоотношения, исполнение, приговор, право.
Производству по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, посвящена глава 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [1]. «Ежегодно судами первой инстанции рассматривается примерно равное количество уголовных дел и дел, связанных с исполнением вступившего в силу приговора» [2].
Вид уголовно-процессуального производства, связанный с исполнением приговора, имеет важное значение для обеспечения цели назначения уголовного судопроизводства, выполнения задач Уголовного кодекса Российской Федерации [3] и достижения целей уголовно-исполнительного законодательства — применением уголовного наказания в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации [4].
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 21 от 20 декабря 2011 г. «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 9 февраля 2012 г. № 3, от 17 ноября 2015 г. № 51 и от 22 декабря 2015 г. № 59, от 29 ноября 2016 г. № 56, от 18 декабря 2018 г. № 43) (далее — Пленум) вопросы, связанные с исполнением приговора, регулируются не только соответствующими нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, но и иными нормативными правовыми актами (например, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Законом Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы») [5].
Реализуясь в рамках специальной процедуры, регламентированной ст. 399 УПК РФ, рассматриваемое производство обоснованно позиционируется Верховным Судом РФ как одна из форм осуществления уголовного правосудия, находится в зоне его повышенного внимания, что внешне проявляется в разработке либо поддержке им соответствующих законопроектов и регулярном обновлении профильного по становления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора».
Стадийность — неотъемлемая черта и важнейшая особенность процессуальных отраслей права. На каждой стадии есть свои особые цели, задачи. Уголовный процесс ее является исключением. Уголовно-процессуальный кодекс РФ действует много лет, но в теории уголовного процесса продолжаются споры о системе стадий, ее элементах.
В научной литературе неоднократно говорилось о непрерывном характере стадии исполнения приговора. Уголовно-процессуальные правоотношения на данной стадии могут возобновляться при определенных обстоятельствах. Любое правоотношение может возникнуть лишь при наличии определенных предпосылок.
Предпосылки — это своего рода условия и обстоятельства, при наличии которых правоотношения возникают, изменяются, прекращаются. К ним относят нормы права, юридические факты и правосубъектность. При наличии всех трех предпосылок возможно возникновение и функционирование правоотношения. «Правоотношение — это результат реального воздействия нормы права на общественные отношения» [6, с. 39].
Правовые нормы, являющиеся основанием возникновения уголовно-процессуальных правоотношений на стадии исполнения приговора, содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, а также других федеральных законах. Однако трудно сказать об эффективности этих правовых норм.
Нормы права, регулирующие уголовно-процессуальные правоотношения в стадии исполнения приговора, действуют как в отношении субъективных прав и юридических обязанностей, так и определяют правосубъектность.
Юридический факт является фактическим обоснованием нормативного и правосубъектного характера уголовно-процессуальных правоотношений в стадии исполнения приговора.
Юридические факты определяют специфику правоотношения: субъектов, содержание и др. На основании определенного юридического факта приводится в действие уголовно-процессуальный механизм, что в свою очередь приводит к появлению новых юридических фактов. Юридические факты актуальны для уголовного судопроизводства, т. к. уголовно-процессуальная деятельность должна быть фактически обоснована.
Уголовно-процессуальные юридические факты должны быть максимально точно выражены в нормах уголовного закона в целях соблюдения принципа законности и обоснованности уголовно-процессуальной деятельности.
В стадии исполнения приговора наглядно проявляется сочетание уголовно-процессуальных юридических фактов с юридическими фактами других отраслей права.
Уголовно-процессуальным действиям придается значение юридических фактов.
Рассмотрим основания возникновения уголовно-процессуальных правоотношений в стадии исполнения приговора с учетом их закрепления в законе. Основным юридическим фактом, регламентированным нормами уголовно-процессуального закона, является вступление в законную силу приговора суда.
В соответствии с ч 1 ст. 390 УПК РФ «приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока на его обжалование в апелляционном порядке», если он не был обжалован сторонами. Что позволяет сделать вывод о том, что вступление обвинительного приговора в силу относится к событиям, которые в свою очередь опосредуются процессуальными действиями.
«Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации» в соответствии со ст. 392 УПК РФ.
Умышленное неисполнение приговора, определения или постановления суда является самостоятельным преступлением против правосудия, предусмотренным ст. 315 УК РФ. Вступление приговора в законную силу означает, что его отмена или изменение обычным способом невозможны, что характеризует его как окончательное судебное решение.
Кроме приговора невозможно принятие какого-либо иного решения по рассматриваемым вопросам, даже проведения нового производства в отношении этого лица по тому же самому обвинению, о чем указывается в п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.
С момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу и обращения его к исполнению возникает уголовная ответственность осужденного (как материальное правоотношение), а также его обязанность быть подвергнутым уголовному наказанию и претерпевать связанные с этим правовые ограничения, характерные для данного вида наказания.
У государства в лице учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, возникает право применить к осужденному ограничение прав, характерных для конкретного вида наказания, возникают отношения, регулируемые уже уголовно-исполнительным законодательством [7].
После вступления приговора в законную силу между участниками стадии исполнения приговора возникает уголовно-процессуальное правоотношение по поводу обращения приговора к исполнению.
Поводом к возникновению уголовно-процессуальных отношений в стадии исполнения приговора может являться обращение администрации исправительного учреждения в суд для рассмотрения вопроса о замене наказания, об условно-досрочном освобождении, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о назначении, продлении, об изменении или о прекращении применения принудительных мер медицинского характера, об освобождении от наказания или о смягчении наказания, о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора, и др.
Несмотря на процессуальную форму такого обращения некоторые ученые считают, что оно регулируются нормами уголовно-исполнительного законодательства.
Можно сделать вывод, что правовое регулирование поводов к возбуждению производства в стадии исполнения приговора начинается в уголовном праве, далее применяются нормы уголовно-исполнительного закона, а заканчивается в уголовно-процессуальном праве.
Важное значение в возникновении уголовно-процессуальных правоотношений имеют процессуальные акты, которые, как верно подчеркивал С. С. Алексеев, «в механизме правового регулирования в целом выполняют функцию индивидуального нормативного регулирования» [7, с. 65].
Еще одним юридически значимым актом, затрагивающим процессуальный статус участников правоотношений на стадии исполнения приговора, служит акт об амнистии.
«Актом об амнистии осужденный может быть освобожден от наказания либо наказание, которое ему назначено может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, а также он может быть освобожден от дополнительного вида наказания» [8, с. 66].
Современная наука определяет уголовно-процессуальные отношения, «как результат реализации нормы уголовно-процессуального права, форма развития уголовного процесса, двусторонняя правовая связь субъектов уголовно процессуального права, носящая властный характер, функционирующая в системе процессуальных взаимодействий, обусловленная уголовно-правовым отношением и направленная на его установление» [9].
Профессор В. П. Божьев определял уголовно-процессуальные отношения как «идеологические общественные отношения, урегулированные норма ми уголовно-процессуального права, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере уголовного судопроизводства» [10, с. 87].
Относительно уголовно-процессуальных отношений при исполнении приговора профессор В. П. Божьев писал: «Исполнение приговора — сложная комплексная деятельность, которая слагается из деятельности суда, прокуратуры, исправительно-трудовых учреждений, иных административных органов, общественных организаций. В процессе исполнения приговора возникают различные вопросы, которые может разрешить лишь суд в рамках уголовно-процессуальных отношений и в порядке, установленном УПК. Возникновение уголовно-процессуальных отношений здесь также нередко обусловлено необходимостью решить уголовно правовые вопросы…» [11, с. 129].
Уголовно-процессуальные отношения, возникающие в стадии исполнении приговоров и других судебных решений, привлекают внимание ученых и являются предметом их исследований. Автор одного из них — Ю. А. Тябина, пришла к выводу о том, «что уголовно-процессуальные правоотношения в стадии исполнения приговора представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами уголовно-процессуального права и возникающие для реализации уголовно-процессуальных, уголовно-правовых и уголовно-исполнительных оснований между различными субъектами в связи с обращением приговора к исполнению и производством по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с его исполнением» [11, с.10].
Выводы, которые можно сделать по результатам нашего исследования:
- В силу межотраслевого регулирования стадии исполнения приговора соответствующие уголовно-процессуальные правоотношений формируются сначала в уголовном, затем продолжаются в уголовно-исполнительном, а заканчиваются уже в уголовно-процессуальном праве.
- Вступление приговора в законную силу и возбуждение производства по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с его исполнением являются основаниями возникновения уголовно-процессуальных правоотношений в стадии исполнения приговора.
- Определяющим условием возникновения уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных отношений в стадии исполнения приговора и процессе исполнения наказания является вступление в законную силу приговора суда.
- Ходатайство или представление, предусмотренные ч. 1 ст. 399 УПК РФ, являются поводом к возбуждению производства по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора.
- Наличие фактического состава, элементами которого являются обстоятельства, изменяющие характер реализации уголовно-правовых последствий, предусмотренных нормами уголовного, уголовно-процессуального, и уголовно-исполнительного законодательства являются основанием возбуждения производства по рассмотрению и разрешению вопросов на стадии исполнения приговора.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ; Рос. газета. 2001, 22 декабря.
- По данным официальной судебной статистики в 2018 г. количество судебно-исполнительных производств (дел), оконченных судами первой инстанции, составило 850,3 тыс., в 2019 г. — 764,5 тыс., в 2020 г. — 662,6 тыс. Количество уголовных дел, оконченных судами первой ин станции: в 2018 г. — 888,1 тыс., в 2019 г. — 809,3 тыс., в 2020 г. — 751,5 тыс.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: в ред. Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 499-ФЗ; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25, ст. 2954; Рос. газета. 2022. 11 янв.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ: в ред. Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 432-ФЗ; Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2, ст. 198; 2021. № 52, ч. 1, ст. 8991.
- О практике применения судами законодательства об исполнении приговора: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. № 21: в ред. по становления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2018 г. № 43; Рос. газета. 2011. 30 дек.; 2018. 26 дек.
- Полищук Н. И. Правовые отношения и юридические факты: вопросы теории и практики. Рязань, 2006.
- Алексеев С. С. Проблемы теории права: курс лекций в 2 томах, Свердловск, 1972. Т.2.
- Тябина Ю. А. Уголовно-процессуальные отношения в стадии исполнения приговора: дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2016.
- Прошляков А. Д., Ахматов И. И. Понятие, признаки и система уголовно-процессуальных отношений / под ред. В. С. Балакшина. М., 2018. С. 202)
- Божьев В. П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975.
- Тябина Ю. А. Уголовно-процессуальные отношения в стадии исполнения приговора: дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2016.