Введение
Паническая атака (ПА) представляет собой острый, нарастающий приступ страха, ужаса и паники, возникающий и повторяющийся в определенных обстоятельствах с присоединением физиологических проявлений, таких как учащенное сердцебиение, желудочные и кишечные спазмы, дезориентация, предобморочное состояние, потливость, тремор, страх смерти и безумия. Распространенность ПА довольно высока: согласно отчету ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) от сентября 2025 года, около 28 % людей хотя бы раз в жизни испытывают ПА, а 4.4 % взрослого населения сталкиваются с систематическими проявлениями ПА в течение своей жизни. ПА значительно снижают качество жизни, приводят к формированию избегающего поведения и могут способствовать развитию панического и тревожного расстройства. В связи с этим своевременное и квалифицированное психологическое консультирование становится актуальной задачей практической психологии. Цель данной статьи — охарактеризовать основные подходы в консультировании клиентов с ПА, детально рассмотреть научно обоснованную когнитивно-поведенческую терапию в ее классическом и современном варианте, и проиллюстрировать ее актуальность данными эмпирического исследования, отражающего отношение потенциальных клиентов к психологической помощи.
Наиболее популярные определения ПА:
— Боязнь собственных физиологических и психологических реакций на пугающие стимулы. Любые отклонения от нормы, будь то изменение дыхания или сердечного ритма, головокружение, повышенное потоотделение, дрожь, воспринимаются как признаки надвигающегося обморока, сумасшествия или даже смерти. (Р.Лихи) [6]
— Четко очерченный эпизод интенсивного страха или дискомфорта, при котором внезапно развиваются и достигают пика в течение нескольких минут четыре или более из тринадцати когнитивных и соматических симптомов (например, тахикардия, потливость, тремор, отдышка, боль/дискомфорт в груди, тошнота, головокружение, дереализация, страх смерти или сумасшествия). (МКБ-11) [7]
— Следствие когнитивного искажения, когда человек неправильно интерпретирует физиологические сигналы своего тела, принимая их за предвестников катастрофы. (А.Бек) [4]
— «Ложная тревога», возникающая из-за сбоя в системе «тревожной сигнализации» организма, которая ошибочно срабатывает при отсутствии реальной опасности, приводя к каскаду телесных ощущений, интерпретируемых катастрофически. (Д.Барлоу) [8]
1. Теоретические основы и ключевые подходы к консультированию при панических атаках
1.1. Когнитивно-поведенческий подход А. Бека и Д. Бек: классическая модель
Фундаментальный вклад в понимание и лечение панических атак внесла когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), основанная Аароном Беком и развитая его дочерью Джудит Бек. Их работы заложили основу для научно обоснованного, структурированного и максимально краткосрочного психотерапевтического вмешательства, являющегося сегодня «золотым стандартом» [4, 1].
Согласно когнитивной модели А. Бека, ключевую роль в формировании и поддержании паники играет не сами телесные ощущения, а их катастрофическая интерпретация. Человек воспринимает нормальные или слегка усиленные ощущения как признак надвигающейся катастрофы («у меня сердечный приступ», «я сойду с ума»). Эта мысль вызывает резкий скачок страха, усиливая физиологические симптомы и замыкая «порочный круг» паники [4].
Джудит Бек систематизировала практическое применение этой модели [1]. Терапия строится на принципах совместной эмпирической позиции, в которой терапевт и клиент выступают как соисследователи ситуации, когнитивной концептуализации, когда создаются индивидуальные схемы связи мыслей, убеждений и поведения и структурности сессий с общим фокусом на решение проблем.
Работа с клиентом по данной модели включает в себя следующие техники:
— Выявление и проверка автоматических мыслей : Катастрофические мысли в момент паники рассматриваются как гипотезы, а не факты.
— Поведенческие эксперименты (интероцептивная экспозиция): Центральный элемент терапии. Клиент целенаправленно вызывает у себя безопасные, но пугающие телесные ощущения, чтобы напрямую опровергнуть катастрофические предсказания и снизить страх перед симптомами [11].
— Когнитивное реструктурирование : Формирование адаптивных интерпретаций ощущений («это просто учащенное сердцебиение от волнения»).
— Работа с глубинными убеждениями: Проработка базовых убеждений об уязвимости и контроле, предрасполагающих к тревоге.
Четкая структура и ориентация на навыки самопомощи делают данный подход особенно практичным и соответствующим запросу клиентов на конкретные инструменты управления состоянием.
1.2. Вклад Дэвида Бернса в развитие КПТ и техник самопомощи:
Значительное развитие и популяризацию КПТ, особенно в контексте работы с тревожностью и паническими расстройствами, осуществил Дэвид Бернс, адъюнкт-профессор Стэнфордского университета. Его работы, такие как «Терапия настроения» (Feeling Good), «Когда паника атакует» (When Panic Attacks) и «Новая терапия тревоги, депрессии и настроения без таблеток» (Feeling Great: The Revolutionary New Treatment for Depression and Anxiety), предлагают глубоко проработанный, доступный для терапевтов и клиентов инструментарий. [2,3]
Бернс делает особый акцент на идентификации иррациональных когнитивных искажений, лежащих в основе паники. К ним относятся катастрофизация («самолет разобьется»), предсказание будущего («я упаду в обморок»), чтение мыслей («все видят, как я паникую») и другие. Для работы с ними он разработал и систематизировал более 40 конкретных техник, что позволяет гибко подбирать инструмент под индивидуальность клиента. Также Д.Бернс является категоричным противником антидепрессантов и седативных препаратов при лечении тревожных расстройств, в том числе панических атак.
Эмпирические данные его подхода подтверждают эффективность. В исследовании, проведенном Форрестом Скогином, пациентам с тяжелой формой депрессии в период ожидания терапии была предложена книга Бернса «Терапия настроения». Спустя четыре недели около 65 % из этой группы продемонстрировали значительное улучшение или выздоровление, не получая при этом медикаментозного лечения.
Бернс разработал собственную психологическую модель TEAM-CBT, представляющая собой современное поколение когнитивно-поведенческой терапии. Аббревиатура TEAM расшифровывается как:
— T (Testing) — Тестирование: Измерение симптомов в начале и конце каждой сессии для объективной оценки прогресса и эффективности методов.
— E (Empathy) — Эмпатия: Глубокое и точное эмпатическое понимание клиента, без которого любые техники неэффективны. Эмпатии Бернс оказывал особое внимание, считая ее основным инструментом психологического консультирования.
— A (Agenda Setting) — Определение повестки (или Анализ сопротивления): Совместная с клиентом работа над мотивацией и преодолением бессознательного сопротивления изменениям.
— M (Methods) — Методы: Применение обширного количества методик, когнитивных, поведенческих и межличностных.
Такой подход, многократно проявлял себя в клинических примерах, демонстрируя, что можно радикально изменить реакцию на симптомы за короткий период времени (вплоть до одной сессии).
2. Эмпирическое исследование установок относительно психологической помощи при панических атаках
2.1. Методология. В декабре 2025 года было проведено анкетирование 30 респондентов (83 % женщины, 17 % мужчины) в возрасте от 18 до 65+ лет. Целью исследования было выявление опыта столкновения с ПА, информированности о методах помощи и установок относительно обращения к психологу, в том числе учитывая половые и возрастные особенности респондентов.
2.2. Результаты.
Опыт панических атак : 40 % респондентов сообщили, что у них никогда не было ПА. Остальные 60 % имели различный опыт: единичные случаи (30 %), регулярные приступы (10 %), бывший в прошлом период ПА (10 %).
Отношение к психологической помощи : 73 % считают работу с психологом полезной и эффективной. Однако 17 % не имеют точного мнения, а 10 % придерживаются стереотипа, что помощь нужна только людям с психическими расстройствами.
Барьеры для обращения : Основные причины — финансовые («психолог — это дорого», 20 % от общей выборки) и недоверие к профессии («не верю психологам», 7 %). Также отмечается стигма: 3 % респондентов считают стыдным обращаться к психологу «здоровому человеку».
Доверие к психологу (конфиденциальность и общее соблюдение этического кодекса психолога): 50 % выразили полное доверие, 40 % указали, что есть вещи, которые нельзя обсуждать, а 10 % продемонстрировали выраженное недоверие.
Действия в случае ПА : 63 % заявили, что обратятся за помощью к психологу. 23 % предпочли бы справляться самостоятельно (в основном по финансовым причинам).
3. Особенности консультирования клиентов с паническими атаками
Согласно теоретическому анализу, консультирование клиентов с паническими атаками должно быть представлено:
- С учетом гендера — особенности восприятия клиентом себя, как представителя своего пола с учетом принятых в социуме стандартов поведения, реакции на стресс, ограничений при нарушении конфиденциальности (страх огласки), особенности допустимых поступков и психологических реакций на нестандартные ситуации;
- С учетом возрастных особенностей — различия восприятия психологической помощи, в зависимости от стандартов поколения и восприятия нормы, также к данному пункту можно отнести особенности развития психики в совокупности с физиологическими показателями возрастных изменений;
- Самовосприятие — взаимодействие с клиентом с учетом особенностей самоидентификации себя, как личности определенного возраста, гендерной принадлежности и общего восприятия совокупности данных качеств для определения своей самооценки и степени доверия к терапии в целом.
Принятие себя и отсутствие катастрофизации при возникновении панических атак благоприятно влияет на терапию в целом, а также позволяет человеку своевременно обратиться за квалифицированной помощью, не доводя ситуацию до острой. При терапии необходимо учитывать особенности самоидентификации и общего отношения к психологическим проблемам индивида, особенно исходя из гендера и возраста клиента.
4. Обсуждение и интеграция выводов
Полученные данные показывают, что, несмотря на высокий уровень формального признания полезности психологической помощи (73 %), ключевыми препятствиями остаются стоимость услуг, элементы недоверия и стигмы.
Интеграция эмпирических данных и теоретических моделей КПТ, от Бека до Бернса, позволяет сформулировать практические рекомендации при работе с клиентами, испытывающими ПА:
Акцент на навыки самопомощи и экономическую эффективность. Структурированный, обучающий характер КПТ, особенно в изложении Бернса, предоставляет клиенту конкретные инструменты для самостоятельного управления симптомами («Журнал настроения», техника распознавания искажений) [2]. Это повышает ценность терапии в глазах клиента и может служить аргументом в пользу ее экономической эффективности в долгосрочной перспективе, а также позволяет рассматривать краткосрочные форматы работы.
Структура и прозрачность как основа доверия. Принципы структурности сессий (Бек) и этапности TEAM-CBT, особенно компонент «Тестирование», создают предсказуемую, измеримую и прозрачную терапевтическую среду. Это прямой ответ на запрос клиентов, выражающих частичное недоверие. Когда клиент видит объективные изменения в баллах своих симптомов, это укрепляет альянс и веру в процесс.
Глубокая эмпатия и работа с сопротивлением. Модель Бернса уделяет уникальное внимание не только методам, но и качеству эмпатической связи и анализу сопротивления. Это позволяет терапевту мягко обходить «со мной что-то не так» и «я должен справляться сам», превращая сопротивление в осознанность и мотивацию к изменениям.
Психообразование для дестигматизации. Объяснение паники по когнитивной модели (как «ложной тревоги» из-за искаженных мыслей) и представление множества техник (более 40 у Бернса) нормализует состояние клиента и дает надежду, прямо снижая внутреннее сопротивление. [3]
Таким образом, современное консультирование при ПА может эффективно опираться на интеграцию классической строгости модели Бека и инновационного, гибкого, ориентированного на отношения и самопомощь подхода Бернса. Это позволяет не только технически корректировать симптомы, но и выстраивать такие терапевтические отношения, которые преодолевают ключевые барьеры на пути обращения за помощью.
Заключение
Консультирование клиентов с паническими атаками достигло высокой эффективности благодаря развитию когнитивно-поведенческой терапии. Эмпирические данные подтверждают, что основными препятствиями для получения помощи являются практические и стигматизирующие установки. Эволюция КПТ — от фундаментальной когнитивной модели А. Бека и Д. Бек до современного и гибкого TEAM-подхода Дэвида Бернса — предлагает комплексный ответ на эти проблемы. Такой интегративный подход сочетает в себе научную обоснованность, структурность, глубокую работу с терапевтическим альянсом и ориентацию на передачу клиенту инструментов самопомощи. Это делает его не только высокоэффективным методом купирования панических симптомов, но и хорошим пластом для построения доверительных, понятных, предсказуемых и экономически целесообразных терапевтических отношений в современном мире.
Литература:
- Бек Дж. Основы когнитивно-поведенческой терапии. Наука и практика. — М.: Диалектика, 2021. — 432 с.
- Бернс Д. Терапия настроения: клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток. — М.: Альпина Паблишер, 2023. — 463 с.
- Бернс Д. Когда паника атакует. Новая терапия, которая поможет вам победить панику, тревогу и фобии. — М.: Альпина Паблишер, 2023. — 512 с.
- Бек А. Когнитивная терапия депрессии. — СПб.: Питер, 2003. — 304 с.
- Фролова И. В. Философско-антропологические основания когнитивной терапии А. Бека // Историко-психологические исследования. — 2022. — № 4. — С. 58–72.
- Лихи Р. Л. Лечение тревожных расстройств: Руководство для психотерапевта. — М.: Когито-Центр, 2021. — 560 с.
- Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней 11-го пересмотра (МКБ-11). — Женева: ВОЗ, 2022.
- Барлоу Д. Х. Тревога и её расстройства: Природа и лечение паники и тревоги. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018. — 832 с.

