Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Субъективные признаки преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

Юриспруденция
Препринт статьи
06.12.2025
Поделиться
Аннотация
Настоящее исследование посвящено анализу субъективных признаков преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Рассматриваются особенности субъекта преступления, включая возрастные пределы уголовной ответственности и специфику специального субъекта. Анализируется субъективная сторона преступлений, в том числе формы вины, мотив и цель, их влияние на квалификацию деяния, что подтверждается судебной практикой.
Библиографическое описание
Хрупова, Е. Е. Субъективные признаки преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов / Е. Е. Хрупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130927.


Субъективными признаки преступления являются субъект преступления и субъективная сторона. К субъекту относится физическое лицо, совершившее преступление. В рамках уголовного законодательстве по возрастному признаку необходимо учитывать возраст до 14 лет, с 14 до 16, и с 16 лет. По общему правилу уголовная ответственность в Российской Федерации наступает с 16 лет.

В случае с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, и их аналогов субъект преступления — общий, достигший возраста 16 лет [3]. Исключение составляет состав преступления, предусмотренный ст. 229 УК РФ «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ и их аналогов», по которому к уголовной ответственности может быть привлечено физическое лицо, достигшее возраста 14 лет.

Такое разграничение возрастных порогов уголовной ответственности обусловлено степенью общественной опасности соответствующих деяний, характером субъективной стороны преступления и особенностями объектов уголовно-правовой охраны.

В рассматриваемом случае незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов относится к числу преступлений, требующих осознания лицом не только факта противоправности своих действий, но и их связи с незаконным оборотом. Такие деяния, как правило, предполагают сложную мотивацию, устойчивую антисоциальную установку, способность планировать действия и предвидеть последствия, что характерно для лиц, достигших 16-летнего возраста.

Между тем ст. 229 УК РФ выделяется из общего ряда преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, поскольку по своему объективному содержанию относится не только к сфере незаконного оборота, а также и к классическим посягательствам на чужую собственность. Фактически состав преступления ст. 229 УК РФ представляет собой специальный вид кражи, грабежа, разбоя или вымогательства, где предметом выступают наркотические средства, психотропные вещества либо их аналоги.

Введение ограничений по возрасту, с которого лицо подлежит уголовной ответственности обусловлено несколькими факторами, одним из которых является способность осознания подростком общественной опасности тех или иных деяний. Кроме того, стоит учитывать, что наступление определенного возраста в российском законодательстве наступает на следующий день в ноль часов. Следовательно, законодатель предполагает, что физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, осознает общественную опасность незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов как уголовного преступления.

Хищение и вымогательство, как разновидности преступлений, традиционно относятся к тем деяниям, за которые законодатель устанавливает пониженный возраст уголовной ответственности с 14 лет, поскольку подростки данной возрастной категории способны осознавать характер посягательства на собственность, понимать запрет и предвидеть последствия.

Следовательно, законодатель, установив правило о понижении возраста уголовной ответственности по ст. 229 УК РФ, исходил из того, что посягательство на наркотические средства как предмет собственности по психологической структуре и уровню осознания аналогично иным видам хищений, ответственность за которые предусмотрена с 14 лет.

Кроме того, если у лица, достигшего возраста 14 лет, возник умысел (в аспекте подростковой преступности — интерес к наркотическим средствам), то следует предполагать и его осведомленность об особенностях их действия на организм человека, а также материальной ценности.

Помимо прочего, такое решение направлено на предупреждение вовлечения несовершеннолетних в преступные схемы хищения наркотических средств, поскольку подростки часто используются взрослыми для совершения наиболее рискованных действий. Установление уголовной ответственности с 14 лет выступает дополнительным средством криминологического сдерживания.

По статьям 230.1 и 230.2 УК РФ субъект преступления специальный — тренер, специалист по спортивной медицине либо иной специалист в области физической культуры и спорта.

По статьям 233 УК РФ субъектом преступления специальный — лицо, наделенное правом выдачи рецепта на наркотические средства и психотропные вещества.

Еще одним условием для привлечения лица к уголовной ответственности является вменяемость, то есть способность осознавать фактический характер своих действий.

Нередко в судебной практике встречаются случаи, когда обвиняемый пытается доказать свою невменяемость, чтобы не подлежать уголовной ответственности. Такая практика распространена и в уголовных делах о незаконном обороте наркотических средств.

Так, в Кассационном определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2021 N 32-УД21–24-А4 указано, что довод Б. о незаконности его осуждения в связи с наличием у него психического расстройства отклонен судами, поскольку согласно результатам экспертизы Б. страдает психическим расстройством в виде зависимости от наркотических средств, однако психические отклонения характеризуются как незначительные, в связи с чем суды пришли к выводу о том, что Б. в полной мере осознал характер своих действий [2].

В других уголовных делах к аналогичным выводам пришли суды в Определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2025 N 77–1636/2025 [6], Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2022 N 77–4491/2022 [5].

Субъективная сторона преступления определяет такие элементы как вина, мотив и цель преступления. В целом, субъективная сторона преступления необходима прежде всего для установления внутреннего состояния субъекта преступления, его мотива и цели, что является одним из факторов, влияющих на вынесенный судом приговор.

Вина может быть в форме умысла и неосторожности. В свою очередь умысел подразделяется на прямой и косвенный, а неосторожность на легкомыслие и небрежность [13].

Под прямым умыслом подразумевается намерение лица совершить преступления, осознание общественно опасных последствий и желание их наступления. Под косвенным умыслом понимается те же обстоятельства, что и в прямом, однако субъект преступления не желает наступления общественно-опасных последствий, относится к ним безразлично, но осознает возможность их наступления [4].

Формы вины в виде неосторожности подразделяется на легкомыслие и небрежность. Легкомыслие — это форма вины, при которой субъект предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, но надеялся их избежать или предотвратить. Небрежность — это форма вины, при которой субъект преступления не предвидел общественно-опасных последствий, но при должном внимании и осмотрительности мог и должен был их предвидеть [11].

Форма вины в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов будет прямой умысел, с некоторыми особенностями, за исключением состава преступления по ст. 228.2 УК РФ, которая допускает форму вины в виде неосторожности в отношении последствий [12].

Так, согласно Приговору Губкинского городского суда Белгородской области от 20 октября 2025 года по делу № 1–297/2025 осужденный Иванайский И. К. зная о том, что наркотическое средством каннабис запрещено в свободном обороте, имея прямой умысел, без цели сбыта с целью личного потребления совершил незаконное приобретение и хранение наркотического средства, в связи с чем был привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 228 УК РФ [8].

Согласно Приговору Белгородского районного суда Белгородской области от 28 августа 2025 года по делу № 1–219/2025 в ходе телефонного разговора А. попросил у В. приобрести для него наркотическое средство за денежное вознаграждение, предварительно спрятав его в шаверму. В этот момент у последнего сформировался прямой преступный умысел, направленный на извлечение материальной выгоды от незаконной преступной деятельности [7].

Согласно Приговору Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа от 08 февраля 2024 года по делу № 1–30/2024 у Д., находившегося вместе с Ф. в квартире возник прямой умысел на склонение к потреблению наркотических средств Ф., реализованный в форме намерения вызвать у Ф. желания к потреблению наркотических средств, которые последний употребил путем вдыхания порошка через нос [10].

Вышеуказанные судебные акты подтверждают, что преступления в виде незаконного оборота наркотических средств совершаются в форме прямого умысла. Ниже приведен приговор суда по ст. 228.2 УК РФ, осужденный по которому имел форму вины в виде небрежности.

Так, согласно Приговору Железнодорожный районный суд г. Рязани от 01.09.2023 г. по делу № 1–321/2023 Федосов совершил халатность вследствие небрежного отношения к службе, а именно вышел на прилегающую территорию УМВД России по Рязанской области вместе с пакетами, содержащими наркотические средства, целостность которых при неустановленных обстоятельствах была нарушена, в результате чего произошла их частичная утрата. Кроме того, вследствие небрежного отношения к службе, Федосов не передавал наркотические средства для производства экспертиз, а хранил их в своем кабинете, что повлекло их утрату.

В результате совершения указанных деяний Федосов привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст.228.2 УК РФ с формой вины в виде небрежности [9].

Мотив преступления будет иметь значение только в том случае, если он предусмотрен в диспозиции в качестве признака основного или квалифицированного состава. В диспозиции мотив можно определить с помощью слов — побуждение, мотив, заинтересованность [14]. Только часть 2 статьи 228.2 УК РФ имеет указание на мотив преступления в качестве квалифицирующего признака — «из корыстных побуждений».

Цель преступления — это факультативный признак субъективной стороны, имеющий значение для квалификации, если она указана в диспозиции в качестве признака основного или квалифицированного состава. Статья 228 УК РФ предполагает отсутствие цели сбыта, в то время как субъективная сторона ст. 228.1 УК РФ как раз предусматривает цель сбыта, т. е. совершение отчуждения возмездно или безвозмездно [1].

Таким образом, субъект преступления незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов — общий с 16 лет, исключение с 14 лет по ст. 229 УК РФ, специальный по ст. 230.1, 230.2, 233 УК РФ. Формы вины в рассматриваемом преступлении — прямой умысел, за исключением ст. 228.2 УК РФ, которая допускает форму вины в виде неосторожности в отношении последствий.

Литература:

  1. Алексеев, С. В. Уголовное право / С. В. Алексеев. — М.: Феникс, 2018. — 416 c.
  2. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2021 N 32-УД21–24-А4 // СПС «Консультант Плюс».
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 4 т. (постатейный) / А. В. Бриллиантов, А. В. Галахова, В. А. Давыдов и др., отв. ред. В. М. Лебедев. М.: Юрайт, 2017. Т. 2: Особенная часть. Разделы VII — VIII. 371 с.
  4. Наумов, А. В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. -6-е изд. — М.: Проспект. 2020. 784 с.
  5. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2022 N 77–4491/2022// СПС «Консультант Плюс».
  6. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2025 N 77–1636/2025// СПС «Консультант Плюс».
  7. Приговор Белгородского районного суда Белгородской области от 28 августа 2025 года по делу № 1–219/2025 — URL: https://судебныерешения.рф/92293114/extended (дата обращения 01.12.2025).
  8. Приговор Губкинского городского суда Белгородской области от 20 октября 2025 года по делу № 1–297/2025 — URL: https://судебныерешения.рф/93312343/extended (дата обращения 01.12.2025).
  9. Приговор Железнодорожный районный суд г. Рязани от 01.09.2023 г. по делу № 1–321/2023 — URL: https://судебныерешения.рф/77753165/extended (дата обращения 01.12.2025).
  10. Приговор Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа от 08 февраля 2024 года по делу № 1–30/2024 — URL: https://судебныерешения.рф/81048731/extended (дата обращения 01.12.2025).
  11. Уголовное право. Общая часть учебник. Московская академия следственного комитета Российской Федерации Уголовное право. — Москва: 2017.
  12. Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 564 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–18550–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 310 — URL: https://urait.ru/bcode/563340/p.310 (дата обращения: 01.12.2025).
  13. Хайруллин, И. И. Состав преступления, его элементы, признаки и виды / И. И. Хайруллин // Вопросы устойчивого развития общества. — 2022. — № 6. — С. 766–770.
  14. Щелконогова, Е. В. Состав преступления как система // Legal Concept. 2020. № 1.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный