Злоупотребление психоактивными веществами является международной проблемой, представленной в том числе и в России.
Аддикция означает зависимость. Синдром зависимости, согласно МКБ — 10, представляет собой комплекс физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление психоактивного вещества или класса психоактивных веществ начинает занимать более важное место в системе ценностей человека, чем другие формы поведения, которые ранее были более важными для него. Ведущей характеристикой синдрома зависимости выступает желание (часто сильное, иногда непреодолимое) употреблять психоактивные средства (алкоголь или наркотик). Имеются фактические данные о том, что возвращение к употреблению психоактивных веществ после периода воздержания приводит к более быстрому появлению других признаков этого синдрома, чем у лиц, не имеющих синдрома зависимости [1].
Вопросы эффективной реабилитации при оказании наркологической помощи населению остаются на сегодняшний день актуальными по причине ухудшения наркологической ситуации в стране.
В реабилитации наркозависимых на данный момент как самые эффективные предлагаются программы, основанные на идеологии «12 шагов». Действительно, хорошие результаты «12 шагов» были отмечены при использовании ее у больных алкоголизмом (от 37 до 75 % годовых ремиссий). Для эффективной реабилитации требуется учет личностных особенностей пациента, на что указывают исследования таких авторов как Е. В. Семакова [7]. Исследования личностных особенностей химически зависимых лиц активно проводятся учеными. Многие авторы выделяют определенные наркоманические изменения личности, приближая их к понятию деградации как утраты личностью присущих ей свойств с обеднением всех ее способностей, чувств, суждений, дарований, активности и др.
В. Д. Менделевич указывает на многочисленные изменения личности. Во- первых, меняется эмоциональный фон личности, характер которого зависит от характера взаимодействия с наркотиками. Эмоциональный фон может быть или эйфоричным, или апатичным.
В. Д. Менделевич выявил у наркозависимых снижение антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) [5].
Характерной чертой зависимой личности является ригидность. Это означает, что аддикты не отличаются гибкостью, вся их психическая деятельность, мотивационно-смысловая сфера, эмоциональная сфера тугоподвижны. Они трудно перестраиваются, склонны к застреваемости [35].
Согласно Г. В. Залевскому, психическая ригидность проявляется в том, что когда нужно быстро перестроится, поменять тактику действий, мнение, отношение, это дается аддиктам очень непросто [2]
Частью структуры наркозависимой личности являются наивность, простодушие, непосредственность, которые в свою очередь формируют внушаемость.
Наивностью в данном случае является отсутствие опыта, малая осведомленность. Простодушием является отсутствие хитрости, конкретность мышления вплоть до неточности в понимании посыла поступков окружающих, неумение увидеть скрытый смысл.
Для аддиктивной личности характерен подростковый максимализм, мышление крайностями, что проявляется в излишней категоричности, упрямстве, крайних оценках. Зависимый не настроен на сотрудничество, для него свойственны альтернативы: люблю-ненавижу, радуюсь-горюю. Нюансированность эмоциональных переживаний наркозависимому не свойственна. В связи с этим умеренность для наркозависимой личности не свойственна.
Наркозависимая личность эгоцентрична, я склонна фиксироваться — под которым имеется ввиду фиксация внимания на себе, своих интересах, чувствах и пр.
Ведущей потребностью зависимой личности является гедонистическая потребность — потребность испытывать удовольствие, радость, удовлетворение.
На фоне гедонистической потребности наркозависимый отличается активностью. Для него свойственен поиск новых острых ощущений и впечатлений, так называемый «голод по сенсорной стимуляции».
Отличительной чертой наркозависимого является нетерпеливость, отсутствие выдержки. Наркоману свойственно желание быстро решить все сложности, по причине чего он предлагает кардинальные, не ориентированные на реальность решения [13].
Е. В. Змановская в своих работах подчеркивает, что аддиктивное поведение зачастую приводит к формированию проблем социальной адаптивности, влияющих на самочувствие индивида, приводя к дальнейшему нежеланию приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциональных ценностей или откровенно антигуманной деятельности [3].
В своих исследованиях О. Ю. Калиниченко делает акцент на ценностно-смысловой сфере аддиктов. Автор пишет о деформации ценностных структур, отсутствии ценностного стержня. Вместо внутренних ценностей аддикт начинает опираться на внешние, мнимые ценности [4].
По данным О. П. Степановой, зависимым личностям можно дать следующую характеристику: это люди, которые нуждаются в самостимуляции, с неадекватной самооценкой, постоянно ищущие новые ощущения, с низкой способностью к адаптации, эмоционально неустойчивы, с повешенной тревожностью, ригидны, иногда возможны проявления аутоагрессии, чаще недовольны собой, отсутствует самостоятельность, присутствует нежелание принимать ответственные решения.
При этом присутствует недостаточная разработанность проблемы личностных особенностей зависимых на разных этапах выздоровления. Эти исследования немногочисленны и не новы (П. А. Николаев [6], А. И. Шумова [9,), затрагивают только один этап реабилитации, что и свидетельствует об актуальности темы исследования.
Таким образом, проблема исследования определяется с одной стороны вполне эффективной системой реабилитации, но, с другой стороны, необходимостью учета личностных особенностей аддиктов на разных этапах выздоровления, в том числе в ситуации срыва ремиссии.
Целью исследования является рассмотрение индивидуально-типологических особенностей зависимых в ситуации срыва ремиссии. В исследовании приняли участие 25 зависимых, которые после «срыва» повторно реабилитацию абилитации в Отделении длительной медико-социальной реабилитации «Большие Ключи» ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан» и медико-социальной реабилитации «Преодоление». В качестве контрольной группы выбраны 25 зависимых с устойчивой ремиссией. Был использован индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик.
Рассмотрим результаты по индивидуально-типологическому опроснику Л. Н. Собчик, которые представлены на рисунке 1, с учетом данных сравнительного статистического анализа по критерию Манна-Уитни.
Рис. 1. Диаграмма индивидуально-типологических характеристик аддиктов с неустойчивой ремиссией и с устойчивой ремиссией по методике ИТО (max = 9)
Выявляются статистически значимые различия по ригидности и сензитивности на уровне значимости р 0,01.
Сензитивность выше у аддиктов с устойчивой ремиссией, как и ригидность. Повышенная сензитивность дает преимущества в общении: человек более внимателен к партнерам по общению, обращает внимание на то, что приятно или не приятно им слышать, соответственно, межличностные отношения будут строиться более конструктивно, чем при низкой сензитивности.
Ригидность выявляет при умеренных показателях устойчивость к стрессу и педантизм, соответственно, более устойчивы к стрессу аддикты с устойчивой ремиссией, а у аддиктов со срывами устойчивость к стрессам ниже.
Таким образом, при повторной реабилитации аддиктов со срывом целесообразно формировать сензитивность и умеренную ригидность как устойчивость к стрессу.
Литература:
- Айвазова, А. Е. Психологические аспекты зависимости. — СПб:, Речь, 2003.-120 с.
- Залевский, Г.В., Семке В. Я. Клинико-социальные и биологические аспекты адаптации. —Красноярск, 1990. СС. 69–70.
- Змановская, Е. В.Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
- Калиниченко, О. Ю. Аддиктивное поведение: определение, модели, факторы риска//Вестник новых медицинских технологий, 2005. С. 45–49
- Менделевич, В. Д.Руководство по аддиктологии. Учебное пособие. — СПб.: Речь,2005. — 445 с.
- Николаев, П. А. Социально-психологические особенности наркозависимых лиц на этапе реабилитации// Материалы ХIV Международной научной конференции, посвященной Году науки и технологий Российской Федерации, 205-летию начала подготовки педагогов в Ивановской области. Отв. редактор А. А. Червова. Москва-Иваново-Шуя, 2021. С 153–156
- Семакова, Е. В. Социально-психологическая реабилитация больных с учетом их личностных особенностей// Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии, 2017. С. 56–59
- Степанова, О. П., Слепухина Г. В., Безенкова Т. А. Психологические особенности людей, зависимых от психоактивных веществ //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 355–357.
- Шумова, А. И. Динамика психологических характеристик больных опиоидной наркоманией в процессе реабилитации: дисс. канд. психол. наук. СПб, 2017. — 176 с.

