Статья посвящена анализу экономических эффектов реализации инициативы «Один пояс — один путь» в Таджикистане с акцентом на инвестиционные потоки, инфраструктурные проекты и структурные изменения в экономике.
Ключевые слова: Китай, Таджикистан, инвестиции, инициатива «Один пояс, один путь», инфраструктура, внешнеэкономическая политика, транспорт, энергетика, экспорт, ВВП.
Между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой дипломатические связи были налажены вскоре после распада Советского Союза — 4 января 1992 года. Взаимоотношения между двумя государствами в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах опираются на многовековые традиции и строятся на принципах взаимного уважения, добрососедства и партнёрства. С исторической точки зрения, Таджикистан и Китай связывают длительные контакты в сфере торговли, культуры и науки, которые в настоящее время обретают новое содержание в условиях современности. Процесс становления двусторонних отношений насыщен содержательными визитами на различных уровнях, особенно на высшем, а также активными деловыми взаимодействиями, направленными на расширение сотрудничества в политике, экономике, науке, образовании и других сферах. Таджикско-китайские отношения можно характеризовать как стабильные и ровные. Таджикистан и Китай сумели выбрать правильные ориентиры в своих взаимоотношениях. В последние десятилетия КНР стала одним из ключевых внешнеэкономических партнёров Таджикистана. Особенно активно экономическое взаимодействие развивается в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь», официально запущенной в 2013 году. Инициатива «Один пояс, один путь», выдвинутая Китаем в 2013 году, представляет собой масштабный проект по созданию транспортной, энергетической и цифровой инфраструктуры между странами Азии, Европы и Африки. Для Таджикистана, как для страны с ограниченными внутренними ресурсами и сложным горным ландшафтом, участие в этой инициативе стало возможностью модернизации ключевых инфраструктур и интеграции в трансрегиональные экономические процессы. Таджикистан стал одной из первых стран Центральной Азии, присоединившихся к этой инициативе, рассматривая её как стратегическую платформу для привлечения иностранных инвестиций, модернизации инфраструктуры и диверсификации экономики. Инициатива «Один пояс, один путь» дала Таджикистану уникальную возможность интеграции в глобальные экономические процессы, модернизации инфраструктуры и привлечения долгосрочных инвестиций. В долгосрочной перспективе участие в данной инициативе может стать катализатором перехода к экономике с высокой добавленной стоимостью при условии последовательного реформирования национальных институтов.
Объёмы прямых инвестиций из Китая в Таджикистан увеличились более чем втрое: с 42,9 млн долл. в 2010 году до 143,5 млн долл. в 2023 г. [1]. Основными направлениями инвестирования стали транспорт, энергетика, горнодобывающая и аграрная отрасли. Значительная часть китайских средств была вложена в развитие СЭЗ, в частности, СЭЗ в Худжанде и СЭЗ «Дангара» в Хатлонской области. Эти зоны предоставляют льготные условия для иностранных инвесторов и служат важным инструментом стимулирования промышленного производства и экспорта [2, С.151].
Одним из приоритетов китайско-таджикского экономического сотрудничества стали транспортные и энергетические проекты. Среди наиболее масштабных — реконструкция автодороги Душанбе — Чанак, строительство участков трассы Душанбе — Кульма, развитие высоковольтных линий электропередачи «Юг–Север» и «Рогун–Душанбе», а также модернизация Душанбинской ТЭЦ-2 и подстанций «Сугд-500» и «Душанбе-500». Влияние этих проектов на экономику подтверждается расчётами Всемирного банка: снижение транспортного времени на 4 % способно повысить экспорт на 4–8 % и увеличить ВВП на 5–31 % при наличии сопутствующих реформ [3]. Особенно выигрышными оказываются отрасли, чувствительные к срокам доставки — производство металлов, продуктов питания, текстиля. Инвестиции в инфраструктуру способствовали снижению времени и стоимости доставки товаров. По оценкам Всемирного банка, снижение транспортного времени примерно на 4 % благодаря проектам ОПОП может увеличить экспорт Таджикистана на 4–8 % и повысить ВВП на 5–31 % при условии проведения сопутствующих реформ [3]. Торгово-экономическое сотрудничество между РТ и КНР имеет огромный потенциал [4, С,186].
Развитие человеческого капитала и цифровизация логистической и энергетической инфраструктуры также должны стать приоритетами.
Программные расчёты показывают, что наибольший эффект даст поддержка экспорта товаров с высокой чувствительностью к времени перевозки (металлы, продукты питания и др.). Через Таджикистан проходит один из шести наземных коридоров ОПОП, связывающий Китай с Центральной Азией и Афганистаном. Это повышает значение страны как транзитного узла и создаёт новые торговые связи.
Инициатива «Один пояс, один путь» стимулирует и гуманитарные связи. При поддержке правительства Таджикистана регулярно проводятся «Дни культуры Таджикистана» в Китае, на которых таджикские артисты, музыканты и ремесленники знакомят китайскую аудиторию с традициями своей страны, что содействует лучшему взаимопониманию двух стран. В 2019 году в Пекинском городском университете был открыт Центр таджикско-китайских культурных обменов, задачей которого является продвижение таджикской культуры и помощь таджикским студентам и организациям в установлении контактов с Китаем.
С точки зрения образования китайское присутствие тоже расширяется. Например, «Таджикско-китайская горнопромышленная компания» (крупный горнодобывающий игрок) вкладывает средства в подготовку таджикских специалистов: она выделила 165 млн. сомони на здравоохранение, транспорт, культуру и образование Таджикистана и заключила долгосрочные соглашения об обучении таджикских студентов в восьми университетах Китая. Лучшие выпускники отправляются учиться в Китай (с последующим трудоустройством), что расширяет контакты в области науки и техники. Эти программы повышают уровень человеческого капитала.
Литература:
- Прямые иностранные инвестиции по странам // https://www.nbt.tj/ru/statistics/tavozuni-pardokhti-jt/sarmoyaguzori-oi-mustakimi-khorii/sarmoyaguzorihoi-mustakimi-khoriji-ba-jt-az-r-kishvarho.php
- Каримова, М. Т. Экономическая интеграция стран Центральноазиатского региона / М. Т. Каримова, К. Адолати // Таджикистан и современный мир. — 2022. — № 2(78). — С. 150–158. — EDN RGNUHF.
- Всемирный банк. (2020). Belt and Road Initiative: Tajikistan Country Case Study// https:// documents1.worldbank.org/curated/en/938531593500864017/ pdf/ South-Caucasus-and-Central-Asia-The-Belt-and-Road-Initiative-Tajikistan-Country-Case-Study.pdf
- Каримова, М. Т. Глобальная экономическая обстановка и общие условия экономического развития Таджикистана в рамках ШОС / М. Т. Каримова // Экономика Таджикистана. — 2022. — № 4–2. — С. 184–189. — EDN JPBGQE.