Понятие «функция» используется многими гуманитарными и точными науками. Функция как научная категория встречается в трудах уже XVII века ряда ученых–философов, к примеру Готфрид Вильгельма Лейбница [11]. В соответствии с философским энциклопедическим словарем под функцией понимается действие, выражающееся в совершении или исполнении чего-либо [12].
Если говорить о понятии «функция права», то возникновение и развитие указанного термина, с нашей точки зрения, целесообразно относить к началу ХХ века к трудам французского юриста Л. Дюги, австрийского ученого К. Реннера, а также работам ученого Российской империи Л. И. Петражицкого. Последний в своих научных исследованиях указывал следующее: «Для общего ознакомления с характером и социальным значением права важно в особенности иметь в виду два направления этого нормирования, две специальных, весьма существенных для социальной жизни функции права, которые можно назвать: распределительной и организационной функциями права» [5].
Иными словами, Л. И. Петражицкий в своих научных изысканиях выделял две основные функции права:
— нормирование всех существующих в обществе общественных отношений;
— координацию поведения субъектов общественных отношений в рамках закрепленного права.
Говоря об исследовании вопросов, связанных с функциями права, стоит заметить, что со времен СССР и по настоящее время указанному вопросу также уделялось значительное внимание со стороны ученых–правоведов, среди которых выделим С. С. Алексеева, А. И. Королева, М. И. Ковалева, Т. Н. Радько, В. А. Толстика и др.
Более того, ряд исследований советского периода актуальны и в настоящее время, как, например, монография В. Г. Смирнова 1965 года издания «Функции советского уголовного права (Предмет, задачи и способы уголовно-правового регулирования)» [10].
Продолжая изучать научные исследования периода существования СССР, отметим труд С. С. Алексеева, который позиционировал назначение функций права через «активную роль права» [2]. По мнению указанного ученого, функции права выражаются в целевом воздействии норм права на субъектов и участников общественных отношений, а также их общую координацию в части обеспечения развития общества.
Кроме того, указанным исследователем делался акцент на том, что нормы права ‒ это единственный инструмент, посредством которого возможно оказывать воздействие на общество и соответственно функции права можно рассматривать как инструмент, ориентированный на реализацию всех существующих в обществе правоотношений.
Интересной представляется позиция Александрова Н. Г., по мнению которого функции права безусловно ориентированы на координацию деятельности субъектов общественных правоотношений, однако указанное воздействие может быть осуществлено как на осуществляемые действия, так и на действия, которые еще не совершены, то есть о которых субъект мог задуматься, но не совершил ввиду того, что они могут противоречить нормам права и, соответственно, он может быть привлечен к какой-либо ответственности [1].
И действительно, осознание субъектом того факта, что его действия могут нарушить какую-либо норму права и повлечь за собой наступление ответственности перед обществом, является одной из функций права. Здесь стоит отметить, что эффективность реализации предупредительных функций права возможна при осознании участниками общественных отношений того факта, что их деяния могут противоречить законам, принятым в обществе.
Среди исследований современных авторов выделим монографию Т. Н. Радько и В. А. Толстика, посвященную непосредственно функциям права. В работе авторы делают акцент, что в настоящее время все подходы к пониманию функций права можно условно разделить на два направления:
— европейское, рассматривающие функции в рамках традиционной романо-германской школы, связывая «нормативность права с его функциями и влиянием на общество»;
— американское, изучающее право как функцию «социального контроля» [6].
Данные направления активно развивались в социологии и, как следствие, нашли своё отражение в социологии права, поскольку функции права, как отметил Т. Н. Радько, с одной стороны, имеют социальное назначение, с другой стороны ориентированы на целевое воздействие на конкретных субъектов общественных отношений [7].
И действительно, ввиду того, что право, прежде всего, ориентировано на урегулирование общественных отношений, в качестве основных функций права в настоящее время целесообразно выделить:
— регламентация тех или иных отношений, существующих (возникающих) в обществе;
— непосредственное воздействие на участников (субъектов) тех или иных правоотношений, ориентированное на соблюдение норм права и не допущения его искажения его содержания (иной интерпретации) в интересах какой-либо группы лиц.
Способы воздействия права на общество крайне разнообразны. Направления воздействия права устанавливаются в соответствии с законодательной политикой государства, которая трансформирует в право потребности общества, его волю и желания. Такие трансформации в последствии включают в себя отрасли, институты, правовые нормы, правоотношения, а также способы правового регулирования отношений [3].
Таким образом, обращение к сущности функций права имеет достаточно долгую историю. В настоящее время ученые-правоведы определяют функции права как направленное воздействие права на общественные отношения с целью реализации его социального назначения, при этом в качестве основной функции права выделяют урегулирование общественных отношений, существующих в конкретном обществе.
Литература:
- Александров Н. Г. Право и законность в советском социалистическом обществе: Лекции юрид. фак. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. ‒ Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1956. ‒ 36 с.
- Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в 2-х т. / С. С. Алексеев. ‒ Т. 1. ‒ Москва: Юрид. лит., 1981. ‒ 359 с.
- Иргизцев Д. С. Общая характеристика понятия и правовой природы функций права в теории государства и права / Д. С. Иргизцев // Аллея науки. — 2024. — Т. 1, № 10(73). — С. 522 ‒ 525.
- Мелехин А. В. Теория права и государства: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанное издание). / А. В. Мелехин — Москва: 2019. — 545 с.
- Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности в 2 ч. Часть 1 / Л. И. Петражицкий. ‒ Москва: Издательство Юрайт, 2024. ‒ 237 с.
- Радько Т. Н. Функции права: Монография / Т. Н. Радько, В. А. Толстик. – Нижний Новгород: Нижегородская высшая школа Министерства внутренних дел РФ, 1995. – 106 с.
- Радько, Т. Н. Теория функции права: монография / Т. Н. Радько. — Москва: Проспект», 204. — 269 с
- Рассказов Л. П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. / Л. П. Рассказов ‒ Москва.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. ‒ 559 с.
- Теория государства и права: учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А. А. Клишаса. — Москва: Статут, 2019. — 512 с
- Функции советского уголовного права: (Предмет, задачи и способы уголовно-правового регулирования) / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. ‒ Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. — 188 с.
- Шлапаков С. А. Обобщенное правило Лейбница / С. А. Шлапаков // Наука — образованию, производству, экономике: Материалы XVII(64) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 14–15 марта 2012 года. Том 1. — Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2012. — С. 28 ‒ 30.
- Философский энциклопедический словарь. / Глав. ред. академик АН ССР Л.Ф. Ильичев, академик АН ССР П.Н. Федосеев, док. филосф. наук С.М. Ковалев, докт. философ. наук В.Г. Панов. – Москва: «Советская энциклопедия», 1983.

