Говоря о доказывании по жилищным делам, наиболее верным представляется рассмотреть субъектный состав и виды исков, так как именно данные положения отражают общие условия, в которых осуществляется доказывание и определяет природу судебного рассмотрения и разрешения дел, вытекающих из жилищных правоотношений.
Первое, на что следует обратить внимание, это то, что субъектный состав весьма разнообразен. К лицам, которые могут подавать иски, а значит предъявлять требования и участвовать в доказывании относятся:
- граждане как физические лица;
- прокурор;
- жилищные органы;
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- органы опеки и попечительства.
Если говорить в процессуальном аспекте, то главными участниками доказывания являются стороны, как лица, участвующие в жилищных делах. В данное понятие включаются такие субъекты в виде истца и ответчика, которые имеют свой особенный процессуальный статус и наделены соответствующими правами и обязанностями, которые позволяют им участвовать в жилищных спорах в рамках судебного процесса.
У каждой из сторон присутствует свой материально-правовой интерес. Истец обращается в суд за защитой нарушенных прав, а ответчик в свою очередь доказывает свою непричастность или предъявляет встречные требования, оспаривая права истца.
Для того чтобы правильно определить субъекта доказывания и наделить соответствующими процессуальными правами и обязанностями, необходимо разобраться с вопросом о надлежащей стороне в жилищном споре.
В зависимости от категории жилищного спора предусмотрены особенности определения надлежащей стороны и вообще круга участников судебного разбирательства.
- При возникновении спора о праве собственности на жилое помещение надлежащей стороной выступает собственник спорного жилого помещения. Помимо данного участника истцом или ответчиком могут быть также члены семьи собственника и бывшие члены семьи, что следует из положений ст. 30, 31 ЖК РФ. Если с собственником жилого помещения вопросов не возникает, то по поводу того, кто относится к членам семьи и бывшим членам семьи, имеются некоторые затруднения. Для приведения правоприменительной практики к единообразию Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 02 июля 2009 г. № 14 дал разъяснение по данному вопросу и в п. 11 указал таких субъектов, к которым отнес:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и др.) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи [2].
Бывшие члены семьи, в том числе бывшие супруги, могут также участвовать в судебном процессе в качестве субъекта доказывания и быть стороной в деле. Так, например, по делам о изъятии жилья и признании его аварийным, в случаях, когда бывший член семьи отказался от приватизации данного жилого помещения, он может обратиться за защитой своих жилищных прав [5]. Данное право подтверждается Конституционным судом РФ, который в постановлении № 21-П/2024 [1] указал на отсутствие механизма защиты и реализации права бывшего члена семьи собственника в случаях, когда помещение признается непригодным и подлежит сносу. В данном случае суд верно и справедливо указывает на то, что отказ от участия в приватизации и невозможность самостоятельно удовлетворить потребность в жилище в указанных условиях, не должно стать основанием для нарушения жилищных прав такого участника жилищных правоотношений.
- По делам, вытекающим из договора социального найма, определение субъектного состава имеет определенные сложности, которые в свою очередь влияют на процесс доказывания, так как неправильное определение процессуального положения лица сказывается на том, какие обстоятельства должны быть доказаны той или иной стороной и как распределяется обязанность доказывания.
Сложность данных споров обусловлена широким и неограниченным субъектным составом, который характерен для правоотношений, возникших из договора социального найма. В качестве участников привлекаются как государственные и муниципальные органы, которые являются собственниками жилых помещений, так и жилищные органы, уполномоченные осуществлять от имени собственника соответствующие права, с одной стороны, и наниматели жилых помещений, в частности лица, пользующиеся жилым помещением (сам наниматель, члены его семьи, бывшие члены семьи, поднаниматели и другие лица, проживающие совместно с нанимателем), с другой.
Основными субъектами по данной категории дел выступают стороны договора — наймодатель и наниматель, в лице перечисленных выше субъектов, так как наймодатель является собственником жилого помещения, а значит, может вступать в судебный процесс для защиты своего права собственности, а наниматель является стороной в споре для защиты права пользования жилым помещением.
По данной категории дел субъектами доказывания также могут быть родственники, члены семьи и бывшие члены семьи нанимателя жилого помещения, так как в отдельных случаях прекращение семейных отношений не влечет изменения жилищных прав бывших членов семьи нанимателя. Например, при установлении факта проживания в жилом помещении, надлежащим истцом в делах по выселению могут выступать члены семьи или бывшие члены семьи.
В данных делах в доказывании также могут принимать участие не только наниматели и члены его семьи, но и другие лица. Это обусловлено тем, что гражданским процессуальным законодательством допускается процессуальное соучастие [3]. Соучастниками могут выступить жилищные органы или даже сам наймодатель, зачастую, на стороне ответчика.
Следующим субъектом доказывания в жилищных спорах выступает прокурор. В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ он является истцом, а значит несет все права и обязанности стороны по делу, тем самым принимает непосредственное участие в доказывании. Участие прокурора в качестве субъекта доказывания в жилищных спорах основано на его праве подачи заявления для обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Такими делами могут быть дела в связи с непредоставлением в срок жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Также прокурор направляет иски следующего характера, направленные на обеспечение жилищных прав граждан:
1) о предоставлении других благоустроенных жилых помещений в связи с непригодностью для проживания занимаемых ими помещений;
2) о возложении обязанности провести капитальный ремонт;
3) о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непроведении обследования жилых домов межведомственной комиссией;
4) об обязании администрации города принять меры к постановке на учет жилого дома как бесхозяйного имущества [6].
Данные иски обуславливают характер доказательственной деятельности прокурора в качестве истца, так как именно прокурор обязан доказать юридические факты, свидетельствующие о том, что жилищные права защищаемых им лиц нарушены.
Таким образом, прокурор участвует в доказывании по тем категориям жилищных дел, где необходимо обеспечить защиту и восстановить жилищные права граждан, которым в наибольшей степени требуется защита со стороны государства.
В круг субъектов доказывания по жилищным делам также включаются государственные и муниципальные органы, а также жилищные органы, которые не относятся к публичным органам [4]. В соответствии со ст. 46 ЖК РФ такие субъекты являются либо стороной в деле в качестве ответчика или истца, либо выступают на стороне истца, а следовательно, принимают непосредственное участие в доказывании в защиту интересов граждан или неопределенного круга лиц. К таковым субъектам можно отнести:
– органы государственного жилищного надзора;
– органы муниципального жилищного контроля;
– государственные и муниципальные органы (департаменты, управления, администрация и др.);
– жилищные органы по предоставлению коммунальных услуг;
– органы опеки и попечительства;
– государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие функции наймодателя жилого помещения.
Более подробно следует остановиться на органах опеки и попечительства. Их участие в доказывании также обусловлено спецификой выполняемой деятельности, направленной на защиту и обеспечение прав несовершеннолетних. Именно поэтому, категории жилищных споров, в которых данные субъекты могут быть стороной в деле, связаны с предоставление жилого помещения детям. При этом органы опеки и попечительства могут быть как истцами по делу, когда вступают в процесс с заявлением о защите жилищных прав несовершеннолетних, так и ответчиками, в случаях, когда органы опеки и попечительства нарушают права несовершеннолетних на предоставление жилого помещения.
Таким образом, субъектный состав участников доказывания по жилищным спорам представлен различными категориями, куда входят как граждане, так и государственные и муниципальные органы, прокурор и жилищные органы. Специфика их участия в доказывания обусловлена процессуальным статусом и основаниями вступления в процесс стороне истца или ответчика по жилищному спору.
Литература:
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. № 21-П/2024 // https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision753340.pdf.
- О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89120/34d0fc3f7dcf3752e71eeb53ae8816d2e530b4bb/.
- Карпова А. А. Институт процессуального соучастия в гражданском процессе: понятие и виды // Вестник науки. 2019.
- Карягина В. С. Защита жилищных прав граждан органами государственного жилищного надзора // Пробелы в российском законодательстве. 2023.
- Климанова Д. Д. Защита интересов бывшего члена семьи собственника приватизированного жилого помещения // Lex Russica. 2024.
- Щепетков В. В. Теоретико-правовые аспекты деятельности органов прокуратуры по защите жилищных прав граждан и оценка ее эффективности // Искусство правоведения. Theartoflaw. 2025.

