В Конституции Российской Федерации закреплён принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Одновременно с этим на государство возлагается обязанность обеспечивать это право.
Одним из аспектов данной обязанности является построение системы адвокатуры и гарантий деятельности адвоката, которые обеспечивают данный принцип путём защиты законных прав и интересов лиц в ходе уголовного судопроизводства.
Одной из гарантий такой деятельности выступает свобода мысли и слова. Мышление и реальная возможность выражать свои мысли, — неотъемлемое условие деятельности адвоката и эффективной защиты клиента. Полная реализация принципа свободы слова и мысли является залогом успешной адвокатской деятельности.
В последнее время свобода мысли и слова в деятельности адвоката приобретает повышенную значимость, в частности, как не процессуальный способ защиты клиента.
Так, в последнее время, особенно по резонансным делам, всё чаще можно увидеть адвоката, который выступает публично, привлекая внимание общественности, высказывает публично своё мнение относительно дела. Стоит отметить, что данное явление довольно ново в нашем обществе, поэтому правовое урегулирование данных отношений и в целом изучение проблем, возникающих в процессе данной деятельности сейчас актуально как никогда.
Законом, который содержит основные нормы, права и обязанности адвоката, регулирует основные правоотношения, возникающие в процессе его деятельности, является Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [1].
В данном законе непосредственно посвящена публичному выступлению адвоката всего одна норма: п. 4 ст. 6 Адвокат не в праве делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает.
Более норм, регулирующих непосредственно публичные выступления адвокатов не представлено.
Обратимся к Кодексу профессиональной этики адвоката [2], который на основании п. 2 ст. 4 ФЗ Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации содержит обязательные для адвокатов правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности.
Указанный документ содержит лишь нормы, которые в силу своего общего содержания лишь косвенно можно отнести к регулированию публичных выступлений адвоката.
Примерами данных норм служат:
П. 1 ст. 4 Адвокат при всех обстоятельствах должен сохранять честь и достоинство, присущие его профессии (в том числе и в случае публичного выступления)
П. 2 ст. 5 Адвокат должен избегать действий (бездействия), направленных к подрыву доверия к нему или к адвокатуре
Статья 6, которая в целом регулирует отношения, возникающие в связи с охраной профессиональной тайны адвоката, в том числе и предотвращении её нарушения в публичном выступлении адвоката.
П. 2.1 и п. 2.2 ст. 15, запрещающие адвокату публично комментировать позиции других адвокатов или подозреваемых, обвиняемых по делам, в которых он не участвует.
Таким образом, вопросы публичного выступления адвоката практически не урегулированы в законодательстве РФ, требуется система взаимосвязанных норм, регулирующая данные отношения и направленная на гарантирование права адвоката на публичное выступление в интересах доверителя, так и на защиту доверителя от публичного выступления недобросовестного адвоката.
Как уже было сказано, в последнее время, особенно по резонансным делам, всё чаще можно увидеть адвоката, который выступает публично, привлекая внимание общественности, высказывает публично своё мнение относительно дела. В некоторых случаях, общественный резонанс, вызванный выступлением адвоката, помогает решить проблему, защитить законные права и интересы доверителя.
Положительным примером публичного выступления адвоката может служить публичное обращение саратовского адвоката А.Алиевой к генеральному прокурору 19 октября 2021 года [3], в котором она сообщила о бездействии администрации учреждения, а также сотрудников прокуратуры, которые по жалобам о пытках в ОТБ-1 «направляли отписки». Данное обращение помогло активизировать деятельность государственных органов, направленную на защиту прав осужденных и ускорить расследование о пытках в ОТБ. Так, последовали массовые проверки исправительных учреждений надзорными органами, последовала реакция Генеральной прокуратуры РФ, а вскоре последовали аресты подозреваемых. В данном случае общественная огласка, которая в том числе проводилась и адвокатом помогла защитить права и законные интересы доверителя.
Однако стоит помнить, что взаимодействовать со СМИ таким образом адвокат должен исключительно в интересах клиента, не допуская попыток «прорекламировать» себя за счёт клиента.
К сожалению, факты неэтичного поведения адвокатов в публичном поле имеют место быть. Одним из примеров неэтичного высказывания адвоката в публичном выступлении может служить деятельность защитника Э. Пашаева по уголовному делу в отношении известного актёра Михаила Ефремова. Так, адвокат неоднократно допускал в своих интервью СМИ оскорбления своего клиента, говорил о якобы беспринципности доверителя, допускал высказывания, которые порочили честь актёра [4]. За подобное поведение адвокат был лишён статуса адвокатской палатой [5].
Данный случай, в принципе, наталкивает на мысль о том, что свобода слова адвоката, особенно в публичном выступлении, не может быть абсолютной, а должна быть ограничена профессиональной этикой адвоката, как лица, осуществляющего правозащитную деятельность, интересами клиента.
На основании изложенного, сделаем выводы:
1. В ходе исследования была подтверждена большая роль публичного выступления адвоката как средства защиты своего клиента. Вместе с тем констатируется наличие пробела в законодательстве, в результате чего данные общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, остаются неурегулированными. В этой связи предлагается:
- дополнить главу 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 22.04.2024) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», статьёй «Право адвоката на публичное выступление», где будут изложены основные гарантии адвоката на использования такого средства защиты своего доверителя, как публичное выступление
- дополнить главу 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 22.04.2024) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», статьёй «Ограничения, связанные с публичным выступлением адвоката», где будут изложены нормы, призванные защитить интересы доверителей от публичных выступлений недобросовестных адвокатов
2. По итогам анализа факта неэтичного поведения адвоката в публичном выступлении можно прийти к следующему заключению: факт таких неэтичных высказываний в публичном поле свидетельствует о том, что в настоящее время к лицам, желающим получить статус адвоката и к лицам, имеющим статус адвоката, предъявляются низкие требования, которые, в частности, не способны оградить авторитет адвоката как правозащитника от неэтичных публичных высказываний адвоката. А о каком авторитете говорится, если адвокатом может стать даже лицо, имевшее ранее судимость? В связи с этим предлагается:
1) дополнить главу 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 22.04.2024) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», статьёй 1.2 следующего содержания «1.2 Лицо, лишённое статуса в связи с нарушением норм адвокатской этики вправе претендовать на получение статуса адвоката лишь в случае получения им положительного заключения Комиссии по этике и стандартам».
2) внести поправки в п. п. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 22.04.2024) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», изложить данную норму в следующей редакции: «2) ранее осужденные приговором суда за совершение умышленного преступления»
3) также предлагается создать при адвокатских палатах субъектов РФ комиссии по этике: дополнить главу 4 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 22.04.2024) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», статьёй 37.3 «Комиссия по этике и стандартам при адвокатской палате субъекта Российской Федерации»
4) отнести, в частности к деятельности комиссий по этике и стандартам при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации:
— участие в устном собеседовании с лицом, претендующим на получение статуса адвоката в процессе проведения квалификационного экзамена
— участие в дисциплинарном производстве квалификационной комиссии и Совета адвокатской палаты
5) принять нормы, процедурно обеспечивающие деятельность комиссий по этике и стандартам при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации
Литература:
- Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 22.04.2024) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002, № 23, ст. 2102.
- «Кодекс профессиональной этики адвоката» (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 18.04.2025) // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2003, № 2.
- Пытки в ОТБ-1. Адвокат сообщила Игорю Краснову о бездействии саратовских прокуроров. — Текст: электронный // Информационное агентство Взгляд-инфо: [сайт]. — URL: https://www.vzsar.ru/news/2021/10/19/pytki-v-otb1-advokat-soobschila-igoru-krasnovy-o-bezdeystvii-saratovskih-prokyrorov.html (дата обращения: 30.10.2025).
- «Жалкий человек»: Пашаев раскритиковал Ефремова после приговора. — Текст: электронный // Газета.Ru (Gazeta.Ru): [сайт]. — URL: https://www.gazeta.ru/culture/2020/10/23/a_13330261.shtml?utm_auth=false (дата обращения: 30.10.2025).
- Эльмана Пашаева лишили статуса адвоката. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/society/18/09/2020/5f64b86d9a7947071c8d23e8 (дата обращения: 30.10.2025).

