Продолжающееся внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни общества не может не затрагивать в том числе и деятельность государственных структур. Судебные, надзорные и иные органы в сфере осуществления правосудия должны идти в ногу со временем для эффективного обеспечения законности, справедливости, равенства всех перед законом, верховенства права и др.
Однако, вместе с цифровизацией жизни общества возникают и важные вопросы по поводу соблюдения прав человека, обеспечения справедливости и прозрачности принимаемых решений.
В этой связи важную роль играет прокуратура, которая не входит ни в одну из ветвей власти (исполнительную, законодательную, судебную). Данная система государственных органов осуществляет надзор за соблюдением законности и прав граждан, а также ведёт уголовное преследование.
Прежде всего, отметим, что согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ «прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия» [1].
Понятие «искусственный интеллект» закреплено в Указе Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»). Так, в подпункте а) пункта 5 общих положений данного нормативно-правового акта закреплено, что «искусственный интеллект — комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их (далее по тексту — ИИ); подпункт б) говорит нам о технологиях искусственного интеллекта и представляет их как «совокупность технологий, включающая в себя компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта» [2].
Несмотря на принятие в 2019 году Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года в Российской Федерации, отмечается, что, по-прежнему, уровень внедрения технологий ИИ в государственном управлении остается низким. Большую роль в этом сыграло изменение экономической обстановки для Российской Федерации, принятые в отношении нашей страны ограничительные меры недружественных государств в 2022–2023 гг. Что, в свою очередь, сказывается и на внедрение ИИ в органы, осуществляющие правосудие.
Тем не менее наблюдается положительный эффект от внедрения технологий искусственного интеллекта в жизнь и деятельность простых граждан. Однако встречаются граждане, злоупотребляющие возможностью использовать ИИ, и применяют его в противоправных деяниях. Как отмечалось Ильей Александровичем Соколовым, в интернете регулярно появляются сообщения о том, что злоумышленники используют ИИ для создания клонированных голосов или имитации образа живых людей с целью обмана граждан по телефону. Беспилотные летательные аппараты (БЛА) широко применяются без участия человека, в том числе для контрабанды запрещенных товаров, распространения наркотиков и даже террористических актов. Также с появлением ИИ возникли новые информационные угрозы для национальной безопасности, такие как распространение фальшивых новостей, экстремистской и террористической пропаганды, автоматические спам-атаки и прочие. В связи с этим особую важность приобретают задачи прогнозирования, обнаружения и предотвращения этих угроз: работу по ликвидации их последствий все более играют органы прокуратуры РФ. [5, с. 103].
Среди ключевых задач, возложенных на органы прокуратуры в области защиты информационного пространства, входят требования о необходимости ограничения доступа к онлайн-платформам и источникам информации, организация и проведение инспекций, вынесение официальных предупреждений о недопустимости действий экстремистского характера и др.
В судопроизводстве по уголовным делам использование искусственного интеллекта как сложной системы, содержащей в себе совокупность ПО, алгоритмов обработки информации, коммуникационные сети и сети передачи данных, а также сервисы для поиска лучших решений, могло бы существенно повысить эффективность деятельности сотрудников органов прокуратуры. Особенно полезным было применение ИИ на этапах проведения расследований уголовных преступлений, рассмотрения их в судебном порядке. Следовательно, можно сделать вывод, что интеграция и внедрение технологий ИИ представляется многообещающим направлением развития уголовного судопроизводства.
М. С. Плетникова выражала аналогичное мнение, утверждая, что неоспоримым является тот факт, что применение цифровых технологий способно значительно упростить и ускорить процедуры сбора и анализа доказательств, а также повысить продуктивность расследований. ИИ играет важную роль, помогая анализировать крупные массивы данных, выявлять скрытые связи и закономерности, а также прогнозировать вероятные сценарии развития дела [4, с. 557]
Учитывая специфику деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве, перспективными направлениями применения технологий искусственного интеллекта являются:
- Интеллектуальный анализ собранных доказательств по уголовному делу. В данном случае ИИ мог бы выявлять противоречия и несоответствия в больших массивах доказательств.
- Подготовка позиций прокурора к судебным заседаниям. Применение ИИ для поиска судебной практики по схожим делам и анализа нормативно-правовых актов ускоряет работу прокурора, помогая выстраивать более обоснованную позицию.
- Обеспечение контроля за законностью уголовного процесса. Так, ИИ способен анализировать данные расследований для поиска допущенных нарушений прав и интересов участников уголовного судопроизводства.
- Оптимизация ведения делопроизводства. Искусственный интеллект способен автоматизировать создание стандартных процессуальных документов, оказывать содействие в систематизировании статистики. Так, у прокурора появится больше времени, чтобы решать другие более сложные задачи, стоящие перед ним.
Конкретных законодательных инициатив на этот счет сегодня в Российской Федерации не наблюдается. Однако полпред Президента РФ в СЗФО Александр Гуцан в ходе предварительного обсуждения его кандидатуры на пост генпрокурора РФ на совместном заседании комитетов СФ по конституционному законодательству и госстроительству и по обороне и безопасности заявил: «Сейчас прорабатываются пути использования и внедрения нейросетей в аналитическую работу органов прокуратуры. Но эти технологии не должны подменять собой человеческое решение должностного лица, его персональную ответственность» [3]. Также по словам главы Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса «любые технологии должны обладать лишь вспомогательной функцией в работе прокуратуры, и это позиция Совета Федерации, которую поддерживают в генпрокуратуре РФ» [3].
Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод, что трансформация уголовного судопроизводства (цифровизация) и внедрение технологий искусственного интеллекта создают как вызовы, так и новые возможности для деятельности органов прокуратуры.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.07.2025). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 15.10.2025)
- Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 (ред. от 15.02.2024) «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/ (дата обращения: 16.10.2025)
- В РФ прорабатывают вопрос внедрения нейросетей в работу прокуроров. — Текст: электронный // Сетевое издание «СенатИнформ»: [сайт]. — URL: https://senatinform.ru/news/v_rf_prorabatyvayut_vopros_vnedreniya_neyrosetey_v_rabotu_prokurorov/ (дата обращения: 17.10.2025)
- Плетникова, М. С. Искусственный интеллект и уголовное судопроизводство России: перспективы развития / М. С. Плетникова. — Текст: непосредственный // Право и государство: теория и практика. — 2024. — № 10(238). — С. 556–558.
- Соколов, И. А. Теоретические и практические аспекты участия прокурора в обеспечении информационной безопасности государства в сфере использования искусственного интеллекта / И. А. Соколов. — Текст: непосредственный // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). — 2024. — № 6 (118). — С. 101–108.

