В статье автор исследует перспективные направления цифровой трансформации органов прокуратуры, направленные на цифровизацию прокурорского надзора за досудебными стадиями уголовного судопроизводства.
Ключевые слова: цифровизация, информатизация, прокурорский надзор.
Необходимость внедрения информационных и коммуникационных технологий государственными органами РФ обозначена в Указе Президента РФ от 09.06.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы» [1]. В целях внедрения информационных технологий органами прокуратуры в настоящее время реализуются положения Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 14 сентября 2017 года № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» [2].
Реализация указанной концепции подходит к своему завершению. Так уже созданы единая защищенная сеть передачи данных органов прокуратуры активно используются зачищенная ведомственная электронная почта, IP-телефония и средства видеоконференцсвязи ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», а также единые внутренние и внешние порталы органов прокуратуры РФ [3, с.58]. Также генеральным прокурором РФ И. В. Красновым утвержден План по внедрению искусственного интеллекта на 2024–2026 годы [4], что согласуется с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, которая предполагает разработку программного обеспечения с использованием технологии искусственного интеллекта для решения задач в различных сферах общественных отношений [5].
Цифровизация деятельности прокуратуры в досудебном производстве и ее взаимодействия с органами предварительного расследования сегодня — есть наиболее значимое и актуальное направление оптимизации организации прокурорского надзора за предварительным расследованием [6, с. 143]. В этой связи актуальным предметом для исследования остаются способы информатизации прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Прокурорский надзор с использованием информационных технологий предполагает использование электронного общения, использование электронного документооборота, обеспечение дистанционного доступа к информации, чего для целесообразно ввести альтернативу оформления процессуальных решений на бумажном носителе виде электронного процессуального решения, то есть документа составленного в электронном и подписанной электронной подписью должностного лица, выданной ему удостоверяющим центром в целях использования в служебных целях. Думается, что электронное процессуальное решение в дальнейшем получит свое легальное определение в уголовно-процессуальном законодательстве РФ. Также надзирающие прокуроры могут использовать средства аудио-видеоконференцсвязи.
Разделяя мнение Е. С. Папышевой мы считаем, что особый статус прокурора в уголовном судопроизводстве подразумевает возложение на органы прокуратуры организации единой платформы, которая будет выступать в роли основы для дальнейшей цифровизации прокурорского надзора досудебных стадий уголовного судопроизводства [7, с. 115].
Так, примером администрирования органами прокуратуры электронных платформ является Государственная автоматизированная система правовой статистики (далее ГАС ПС), ввод которой ожидается 01 января 2027 года [8], в целях обеспечения цифровизации при работе с документами первичного учета. Разделяя мнение С. Х. Джиоева отметим, что в связи с возрастанием предусмотренных уголовным законом составов преступлений, изначально предполагающих применение административной преюдиции, например за уклонение родителем, без уважительных причин, от уплаты алиментов (ч.1 ст. 157 УК РФ) необходимо распространить опыт сбора, обработки и учета статистических данных о преступлениях на административные правонарушения, являющиеся преюдициальными фактами [9, с. 58–59].
Не стоит забывать об увеличении границ возможности использования таких технологий, как Legal tech (технология решения), технологий искусственного интеллекта, нейросетей и Big Data (большие данные), а также Cloud computing (облачные вычисления).
Технологии Legal tech (технологии решения) специализируются на предоставлении юридических услуг с использованием информационных технологий и информационно-технологическим обслуживанием профессиональной деятельности юристов [10, с. 27], применяемых в деятельности сотрудников органов прокуратуры для разрешения типовых вопросов, возникающих при осуществлении служебной деятельности.
Технологии искусственного интеллекта, нейросети и Big Data (большие данные), позволяют анализировать большой массив информации, для дальнейшего ее использования, в том числе для выявления незамеченных закономерностей, прогнозирования возможных нарушений законодательства в целях их недопущения или предотвращения, объединения отдельных баз данных в одну для коллективного использования информации. Важной задачей для работы данных технологий является создание органами прокуратуры ведомственных центров обработки данных для обеспечения их сохранности и гарантии их целостности [11, с. 218].
Технологии Cloud computing (облачные вычисления) являются олицетворением межведомственного электронного взаимодействия, посредством создания платформ для дальнейшей совместной работы правоохранительных органов и их взаимной интеграции, обеспечивающих взаимный обмен данными и ускорение как работы поднадзорных органов, так и мобильность мер прокурорского реагирования за деятельностью органов дознания и следствия.
Полагаем, что появление перспективных, по мнению О. А. Малышевой, «электронных уголовных дел» [12, с. 85] безальтернативно является вопросам времени [13, с. 127] и актуальным направлением развития процессуального права, информатизации прокурорского надзора способствующим росту оперативности прокурорского реагирования, что подтверждается зарубежным опытом, например республики Казахстан [14], в которой Инструкцией о ведении судопроизводства в электронном формате [15] регламентируется работа, связанная с расследованием уголовных дел с использованием информационной системы «Единый реестр досудебных расследований» (далее ЕС ЕРДР), которая объединяет в себе функции по регистрации сообщений о преступлении, расследование возбужденных уголовных дел, преимущественно в электронном виде, осуществления прокурорского надзора за ходом расследования уголовных дел, а также их направления в суд по окончании производства предварительного расследования [16, с. 277].
В указанной системе процессуальные решения должностных лиц оформляются посредством создания соответствующего электронного документа или загрузке образа документа, составленного на бумажном носителе с возможностью подписания документов средствами электронной подписи, а также собственноручно. Система ЕС ЕРДР обеспечивает постоянство прокурорского надзора в онлайн формате, что гарантирует своевременное выявление нарушения законов и сроков расследования уголовных дела в связи с реальной имеющейся у надзирающего прокурора возможностью ознакомления с материалами уголовного дела в любое время, а также обеспечивает оперативное рассмотрение и разрешение прокурором жалоб на неправомерные действия должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, которые поступают к нему от других участников уголовного дела [6, с. 150–151], для чего ЕС ЕРДР предусмотрен функционал «Публичный сектор», показ которого был проведен 21 июня 2024 года Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан для адвокатского сообщества [17].
В авангарде цифровизации производства по уголовным делам в России находится Федеральная таможенная службы РФ, в которой уже на протяжении десяти лет используется комплекс программных средств поддержки деятельности подразделений дознания «Уголовные дела» [18, с. 111], в целях формирования систематизированной базы данных, содержащую информацию о сообщениях о преступлениях, а также об уголовных делах и осуществления контрольных функций, подгрузки статистических карт, их появления у надзирающего прокурора и при осуществлении надзора за достоверностью отображения информации в указанных картах их передачи в ГАС ПС [19, с. 96–97].
Сегодня, в условиях ведения странами западного блока гибридной войны против Российской Федерации и ведении всевозможных санкций и как следствие разрыва сотрудничества с западными компаниями, ранее предоставляющими программное обеспечение на территорию России, очевидна необходимость импортозамещения программного обеспечения, а также опасность использования зарубежного софта государственными органами власти. Однако, персональные электронно-вычислительные машины сотрудников органов прокуратуры могут обеспечиваться операционной системой семейства «Microsoft Windows» [20], что не может обеспечивать должной защиты информации, полученной в том числе при проведении мероприятий по надзору за досудебными стадиями уголовного судопроизводства. Кроме того, в марте 2022 года корпорация Microsoft приостановила продажи программного обеспечения и иных продуктов в России [21]. Отсутствие лицензированной поддержки со стороны зарубежного разработчика негативно сказывается на безопасности использования программного обеспечения, а разрешение вопроса о замещении иностранного программного обеспечения в деятельности органов прокуратуры не теряет актуальности даже при возможном возвращении корпорации Microsoft на российский рынок [22].
В России уже давно имеется практика применения альтернативы применения зарубежного программного обеспечения. Так, к примеру в работе Федеральной службы судебных приставов Российской федерации (далее ФССП) используется автоматизированная информационная система «АИС ФССП», основанная на операционной системе GosLinux, являющейся дистрибутивом семейства операционных систем Linux с открытым исходным кодом, при этом уникальной операционной системой, имеющей высокую степень технологической независимости [23] и обеспечивающей нормальное исполнение обязанностей, возложенных на службу судебных приставов. Также указанной службой рассматривается вопрос перехода на новую операционную систему, которая разработана отечественным разработчиком. Возможным вариантом для использования является система Ред ОС, которая была разработана российской IT-компанией «РЕД СОФТ» [24].
Необходимо отметить, что осуществление прокурорского надзора с использованием современных информационных технологий создает необходимость получения необходимых компетенций сотрудниками органов прокуратуры, так как от умений и навыков последних непосредственно будет зависеть результативность цифровизации трансформации органов прокуратуры, оптимизации деятельности прокуроров, в том числе при реализации прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Вышеуказанное подтверждает необходимость теоретического изучения вопросов информатизации прокурорского надзора для последующего внедрения современных технологий в деятельность органов прокуратуры, повышения мобильности прокурорского реагирования и недопущения нарушений законодательства Российской Федерации и обеспечения своевременного отправления правосудия по уголовным делам.
Литература:
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363 / (дата обращения: 19.04.2025).
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 сентября 2017 г. № 627 № Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278651 / (дата обращения: 19.04.2025).
- Покуль А. А. Использование цифровых технологий в прокурорской деятельности: тенденции развития / А. А. Покуль. — Текст: непосредственный // Искусство правоведения. 2024. № 3 (11). С. 57–61.
- Краснов призвал прокуроров смелее использовать технологии ИИ. — Текст: электронный // ria.ru: [сайт]. — URL: https://ria.ru/20240326/krasnov-1935941441.html (дата обращения: 02.05.2025).
- Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // Официальный интернет- портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 11.10.2019, «Собрание законодательства РФ», 14.10.2019, № 41, ст. 5700.
- Попов А. А. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов при производстве предварительного расследования: специальность 12.00.11 «Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Попов А. А.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия». — Москва, 2020. — 216 c. — Текст: непосредственный.
- Папышева, Е. С. Оптимизация прокурорского надзора в условиях цифровизации уголовного процесса / Е. С. Папышева. — Текст: непосредственный // Правовое государство: теория и практика. — 2021. — № 2 (64). — С. 113–121.
- Федеральный закон «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре» и статью 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 25.12.2023 N 626-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_465419 / (дата обращения: 23.03.2025).
- С. Х. Джиоев. Вопросы развития информационных технологий и систем в деятельности органов прокуратуры / С. Х. Джиоев. — Текст: непосредственный // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 3. С. 51–60.
- Пальянова, Н. В. Развитие технологии Legal Tech в России / Н. В. Пальянова. — Текст: непосредственный // Правовая информатика. — 2022. — № 4. — С. 27–38.
- Сурнин, И. Н. Вопросы использования искусственного интеллекта в органах прокуратуры Российской Федерации / И. Н. Сурнин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 216–219. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119374 / (дата обращения: 20.04.2025).
- Малышева О. А. Особенности доказывания, осуществляемого следователем, в условиях цифровизации уголовного судопроизводства О. А. Малышева. — Текст: непосредственный // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 10 (74). С. 82–88
- Рамалданов Х. Х. Понятие и сущность цифровизации доказательств и доказывания в уголовном судопроизводстве / Х. Х. Рамалданов. — Текст: непосредственный // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 1 (60). С. 121–128.
- Как электронное судопроизводство упрощает процесс уголовных дел. — Текст: электронный // aqmolanews.kz: [сайт]. — URL: https://aqmolanews.kz/ru/2023/04/13/kak-elektronnoe-sudoproizvodstvo-uproshaet-process-ugolovnyh-del / (дата обращения: 20.04.2025).
- Приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 3 января 2018 года № 2. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 января 2018 года № 16268 «Об утверждении Инструкции о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате». — Текст: электронный // adilet.zan.kz: [сайт]. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800016268https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800016268 (дата обращения: 20.04.2025).
- Е. В. Середа, Н. А. Чесноков. Цифровая трансформация органов прокуратуры Российской Федерации и стран СНГ / Е. В. Середа, Н. А. Чесноков. — Текст: непосредственный // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. Вып. 2 (835) / 2020. С. 268–279.
- О преимуществах функционала «Публичный сектор» ЕРДР. — Текст: электронный // www.gov.kz: [сайт]. — URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/pravstat/press/news/details/797150?lang=ru (дата обращения: 21.04.2025).
- Зайцев Н. И., Рамалданов Х. Х. Основы расследования уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ: учебник. для вузов. Москва: Юрайт, 2025 115 с. — Текст: непосредственный.
- Рамалданов Х. Х. Электронное уголовное дело: миф или реальность? / Х. Х. Рамалданов. — Текст: непосредственный // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 2 (33). С. 93–98.
- Распоряжение Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 01.07. 2022 № 364/11р «Об утверждении единого реестра программного обеспечения, используемых в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации». — Текст: электронный // epp.genproc.gov.ru: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/documents/1664002/0/364gp+ %286 %29.pdf/dbddbe40–1b40-df9c-d1ea-e7d73e243174?t=1700123908277 (дата обращения: 01.05.2025).
- Microsoft suspends new sales in Russia. — Текст: электронный // blogs.microsoft.com: [сайт]. — URL: https://blogs.microsoft.com/on-the-issues/2022/03/04/microsoft-suspends-russia-sales-ukraine-conflict/?icid=mscom_marcom_TS1_Sales_update (дата обращения: 01.05.2025).
- Intel и Microsoft зарегистрировали торговые знаки в Роспатенте. — Текст: электронный // www.kommersant.ru: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/7693765 (дата обращения: 02.05.2025).
- АИС ФССП России — Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов АИС ФССП России — Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов. — Текст: электронный // fssp.gov.ru: [сайт]. — URL: https://fssp.gov.ru/deals/mvv_fssp/ais_fssp_rossii (дата обращения: 02.05.2025).
- ФССП России внедряет новую операционную систему. — Текст: электронный // r12.fssp.gov.ru: [сайт]. — URL: https://r12.fssp.gov.ru/pressa/pressrelizy/2762598/1b090ff2-a969–481e-adae-1f62a62a8e81 (дата обращения: 02.05.2025).