This article examines the problems of delineating criminal and administrative liability, individual issues of qualifying crimes and administrative offenses that infringe on the electoral rights of citizens. The article also analyzes controversial issues that arise when implementing citizens' electoral rights, examines some gaps in Russian legislation in this area, and proposes solutions.
Keywords: responsibility, crimes, administrative offenses, electoral law, public danger, illegality.
Одной из актуальных проблем в практике правоприменения является проблема разграничения преступлений и административных правонарушений при покушении на такой объект, как избирательные права граждан. Стоит обратить внимание, что дифференциация преступлений и административных правонарушений, которые обладают значительным сходством, происходит в зависимости от всех обстоятельств объективной стороны преступления. К преступлениям данного вида относятся ст. 141, 141.1, 142, 142.1 УК РФ [1] и административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1–5.25, 5.45–5.52 КоАП РФ [2].
Если обратиться к статистике, то можно указать на то, что за 2020 год осуждено 18 человек за преступления, предусмотренные статьями 141–142.1 УК РФ, а в 2019 году — 17 человек, что показывает стабильность динамики. Доля этих преступлений невелика, но важность охраняемого объекта требует изучения их особенностей ввиду своей актуальности, а также необходимости разграничения с административными правонарушениями. В 2020 году было рассмотрено 2185 дел об избирательных правонарушениях в суде по административным делам. Исходя из статистических данных, можно сказать, что большинство нарушений разрешается в рамках административной преюдиции. Это благодаря эффективной профилактической работе правоохранительных органов и определению общественной опасности в зависимости от тяжести последствий. При дифференциации уголовных и административных правонарушений возникают сложности из-за того, что действия затрагивают одну и ту же область, а именно избирательные права граждан.
Для разделения уголовной и административной ответственности за деяния, посягающие на права и свободы гражданина и человека важными критериями являются общественная опасность, противоправность и тип субъекта правонарушения. Противоправность и тип субъекта вытекают из общественной опасности, поэтому необходимо учитывать эти критерии при рассмотрении вопросов о наказании за покушение на избирательные права граждан.
При разграничении уголовной и административной ответственности необходимо четко определить действия, которые являются нарушениями по законодательству, чтобы избежать возникновения правовых проблем из-за отсутствия достаточно понятных формулировок.
Согласно УК РФ, уголовная ответственность возникает за препятствие гражданину в использовании избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования и работу избирательных комиссий. Однако, отсутствие четкого определения «воспрепятствование» в законе создает проблему разграничения уголовных и административных нарушений в этой сфере. Статья 141 часть 1 УК РФ содержит элементы правонарушения, описанного в статье 5.1 и других статьях КоАП РФ. Разграничить их сложно, но это можно сделать путем декриминализации указанных действий. В качестве примера можно привести такое деяние, как вброс избирательных бюллетеней. Так, согласно постановлению ЦИК, если «число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными» [3]. Данная норма содержится и в других правовых документах. Это говорит о том, что переносные ящики охраняются от вброса процедурой признания всех бюллетеней недействительными.
А что касается стационарных ящиков, то они более уязвимы для вброса из-за большого объема бюллетеней, что делает невозможным обнаружение всех недействительных голосов при нарушении контрольного соотношения.
Вопрос ответственности за вброс бюллетеней остается дискуссионным из-за отсутствия четких законодательных условий. Некоторые эксперты считают, что вброс бюллетеней должен рассматриваться как дополнительное нарушение избирательных прав. Установление ответственности за это действие как административное или уголовное преступление вызывает сложности из-за отсутствия четких признаков. Возможно, использование незаконной выдачи и получения бюллетеней как части подготовки к совершению вброса будет более логичным, так как сам процесс совершения вброса не представляет серьезной общественной угрозы.
Административное законодательство не предусматривает наказание за вброс бюллетеней. Такие деяния, как вброс бюллетеней и действия, сопутствующие данному процессу не были учтены законодателем, что создает некоторые спорные ситуации в правоприменительной практике.
Особенностью группы норм, которые регулируют ответственность за нарушение избирательных прав, является оценочный характер критериев разграничения. Закон устанавливает ответственность за причиненный вред при совершении преступлений против собственности в зависимости от его стоимости. Однако возникают вопросы о разграничении, оценке имущества и его ценности для владельца. Для избирательной сферы законодатель определяет размеры причиненного вреда при финансировании избирательной компании. Дискуссия о соотношении норм и их характере продолжается, так как в настоящее время в правоприменительной практике не могут определить являются ли данные действия преступными.
Сложность оценочного подхода заключается в длительном времени, необходимом для определения степени общественной опасности и назначения наказания. Например, если преступление из статьи 142 УК РФ не привело к серьезным последствиям, это затрудняет определение ответственности. А если человек нарушает законные интересы граждан, общества и государства, его действия могут быть квалифицированы по статье 5.46 КоАП РФ. Не всегда понятно, когда нарушение прав и свобод достаточно серьезно для привлечения к уголовной ответственности.
Действия, предусмотренные статьей 142.1 УК РФ, повторяются в статьях 5.22–5.24 КоАП РФ. Основным критерием различия является нарушение избирательных прав граждан и их волеизъявление, т. е. насколько возможно его определить, и каким образом нарушены избирательные права граждан. Статья 142.1 УК РФ обладает также казуистичностью, так как она состоит из одного предложения и это усложняет понимание содержания статьи.
Статьи 141–142.1 УК РФ содержат сложные и громоздкие нормы и из-за отсутствия системного подхода к их построению и несовершенства понятийного аппарата избирательного, уголовного и административного законодательства усложняют восприятие содержания.
Подводя итог, хочется отметить, что разграничение преступлений и административных правонарушений в сфере избирательных прав является одной из сложных задач в сфере правоприменения ввиду своего электорального характера. Для решения данной проблемы нужно проработать правовую регламентацию применения оценочных критериев. Также необходимо систематизировать правоприменительную практику со стороны юридической квалификации и принимаемых решений, а также разъяснить практику применения и разграничения отдельных норм права в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, так как избирательные права граждан занимают значимое место в защите прав человека.
Литература:
- Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. № 195 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
- Постановление ЦИК России от 14 июля 2021 г.№ 20/180–8 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке использования технических средств подсчета голосов — комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
- Зварина, А. М. К вопросу о разграничении преступлений и административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан / А. М. Зварина. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razgranichenii-prestupleniy-i-administrativnyh-pravonarusheniy-posyagayuschih-na-izbiratelnye-prava-grazhdan???history=7&pfid=1&sample=11&ref=0 (дата обращения: 18.10.2025).

