Анализ последних изменений земельного законодательства позволяет выявить особенности охраны и обеспечения рационального использования земель не только сельскохозяйственного назначения, но и населенных пунктов. Об этом свидетельствует введение с «01» марта 2025 года в действие ст. 85.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), устанавливающей систему императивных предписаний для правообладателей по обязательному освоению земельных участков из земель населенных пунктов в трехгодичный срок [1]. Первостепенной целью данных норм, следует из анализа пояснительной записки к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], выступает законодательное обеспечение приоритета рационального использования и сохранения земель населенных пунктов [2].
Первого сентября 2025 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31 мая 2025 года № 826 «Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков» (далее — Постановление Правительства РФ № 826), принятое во исполнение положений п. 5 ст. 85.1 ЗК РФ [3]. Данный подзаконный акт установил правовые положения, определяющие признаки неиспользования отдельных земельных участков из состава земель населенных пунктов. На информационно-правовых порталах отмечается, что неисполнение установленных Постановлением Правительства РФ № 826 «требований послужит основанием для штрафа по ч. 3 ст. 8.8 КоАП, а также для принудительного изъятия участка (ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации [7] (далее — ГК РФ), ст. 45 ЗК РФ)» [4]. Представляется необходимым доктринальное осмысление установленных данным нормативными актами системы правовых положений как в системе отраслевого института охраны земли, так и в контексте эффективности обеспечения рационального использования земли и ее сохранения как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Очевидно, что правовые положения, установленные ст. 85.1 ЗК РФ и Постановлением Правительства РФ № 826, должны были стать неотъемлемым и органичным элементом правовой базы организации охраны земель, первостепенно включающей в себя:
— нормативные положения Конституции Российской Федерации, определяющие охрану земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов России основой конституционного строя [5];
— отдельные положения ЗК РФ, устанавливающие одним из принципов организации земельных отношений в Российской Федерации приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды перед ее использованием в качестве недвижимого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), природоохранительные обязанности и земельно-правовую ответственность собственников земли, землепользователей и других участников земельных отношений (ст. 42, отдельные положения главы VII ЗК РФ); ключевые направления природоохранительной и контрольной деятельности органов публичной власти (ст. ст. 9, 10, 11 ЗК РФ); систему предотвращающих и ликвидирующих деградацию земель мероприятий (ст. 13 ЗК РФ) и др.;
— частные положения гражданского законодательства, устанавливающие отдельные меры ответственности участников земельно-правовых отношений за нарушений требований земельного законодательства о законном пользовании землей как природным ресурсом — изъятие земельного участка, не используемого по целевому назначению либо используемого с нарушением законодательства РФ (ст. ст. 284–287 ГК РФ));
— положения иных законодательных и подзаконный нормативных актов.
Так, ст. 85.1 ЗК РФ устанавливает положения, обязывающие правообладателей земельных участков из земель населенных пунктов приступить со дня приобретения права на данный земельный участок к его использованию либо же при необходимости приступить к выполнению одного или нескольких мероприятий по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с его целевым назначением — т. е. освоить земельный участок в течение трех лет по общему правилу. Признаками неисполнения правообладателями земельных участков из земель населенных пунктов в соответствии с ч. 5 ст. 85.1 ЗК РФ установлены Постановлением Правительства РФ № 826.
К таковым вышеуказанный подзаконный акт относит:
— захламление более чем 50 процентов площади земельного участка предметами, не связанными с его использованием в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, или загрязнение указанной площади земельного участка отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами;
— отсутствие на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, в течение 7 и более лет индивидуального жилого дома, право на который зарегистрировано в соответствии с законом, за исключением случаев, если судом установлено, что правообладатель земельного участка не смог завершить строительство индивидуального жилого дома в связи с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) индивидуальный жилой дом;
— наличие на земельном участке не являющихся самовольными постройками зданий, сооружений, у которых в совокупности разрушены крыша, стены, отсутствуют окна или стекла на окнах, при условии что правообладатель земельного участка не приступил к выполнению работ по устранению указанных обстоятельств в течение одного года и более со дня их выявления, за исключением случаев, когда такие объекты капитального строительства признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции [6].
По смыслу взаимосвязанных положений ст. 85.1 ЗК РФ и Постановления Правительства РФ № 826, невыполнение правообладателями требований по освоению и обеспечению рационального использования земельных участков из земель населенных пунктов, образующее соответствующие признаки неиспользования, должно стать основанием применения к соответствующим субъектам земельных отношений различных мер ответственности как административной (по ч. 3 ст. 8.8 Кодекса об административных нарушениях РФ (далее — КоАП РФ)), так и иных негативных последствий, состоящих в принудительном прекращении прав (в том числе и права собственности) на данные земельные участки (ст. 45 ЗК РФ, ст. 284 ГК РФ) [7]. Вопрос эффективности данной правовой «конструкции» требует особо внимательного формально-юридического анализа с точки зрения обеспечения рационального использования и охраны земель из состава населенных пунктов как объекта окружающей среды.
Следует отметить о том, что установленные ст. 85.1 ЗК РФ положения являются эффективным и крайне необходимым механизмом разрешения отдельных природоохранительных задач земельного и экологического законодательства. Правовая конструкция, определенная взаимосвязанными положениями частей 1–4 ст. 85.1 ЗК РФ, предусматривающая обязанность по незамедлительному началу использования земельного участка из земель населенных пунктов, а при необходимости — по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (т. е. его освоению) в короткие, но объективно достаточные для того сроки, несомненно, позитивным образом должна обеспечить рациональное использования земли как природного ресурса. Данные нормы впервые конкретизировали действия правообладателей относительно земель из состава населенных пунктов по их своевременному и оперативному приведению в надлежащее состояние.
Кроме этого правовая норма ч. 5 ст. 85.1 ЗК РФ учреждает охранительных механизм, который во взаимосвязи с положениями Постановления Правительства РФ № 826, ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 42 ЗК РФ и ст. 284 ГК РФ позволяет определить неправомерность поведения правообладателя земельного участка из состава земель населенных пунктов в части несоблюдения требований по его рациональному использованию, оперативно применить к нему соответствующие меры административной ответственности и изъять из его индивидуального, противоправного использования.
Таким образом, в настоящее время земельное законодательство Российской Федерации содержит в системе правового регулирования нормативные конструкции и механизмы, действительно способные при их адекватном применении и реализации правоприменителем обеспечить рациональное использование земельных участков из состава земель населенных пунктов как важнейшего природного ресурса от длящихся негативно влияющих действий и бездействий правообладателей.
Литература:
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.07.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
- Пояснительная записка к проекту ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/634000–8#bh_note (дата обращения: 21.09.2025).
- Постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 826 «Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_506947/ (дата обращения: 21.09.2025).
- Критерии неиспользуемых земельных участков установило Правительство РФ | Новости: ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/news/1820470/ (дата обращения: 21.09.2025).
- Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View /00012 02007040001 (дата обращения: 21.09.2025).
- «С 1 сентября 2025 г. устанавливаются признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков». URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89538.html (дата обращения: 21.09.2025).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2025) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

