Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Финансовый мониторинг в ликвидационных процедурах

Юриспруденция
02.10.2025
19
Поделиться
Аннотация
В статье исследуется проблематика осуществления финансового мониторинга в ходе проведения ликвидационных процедур.
Библиографическое описание
Стрекалёва, Э. С. Финансовый мониторинг в ликвидационных процедурах / Э. С. Стрекалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 40 (591). — С. 222-225. — URL: https://moluch.ru/archive/591/128815.


В статье исследуется проблематика осуществления финансового мониторинга в ходе проведения ликвидационных процедур.

Ключевые слова: противодействие легализации преступных доходов, отмывание преступных доходов, ликвидационные процедуры, финансовый мониторинг, замораживание (блокирование) денежных средств.

В рамках исследования были проанализированы факторы, оказывающие влияние на проведение финансового мониторинга в ходе ликвидационных процедур юридического лица.

Ликвидация юридического лица представляет собой финальную стадию его жизненного цикла, в рамках которой особо обостряются риски противоправных действий, направленных на незаконное выведение активов и уклонение от выполнения обязательств. Финансовый мониторинг в данном контексте выступает важным инструментом обеспечения правопорядка. Однако его практическая реализация сталкивается с комплексом взаимосвязанных проблем.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» [1] более 20 видов организаций относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

В случае признания субъекта Федерального закона № 115-ФЗ [1] несостоятельным (банкротом) либо назначения ликвидационной комиссии в связи с ликвидацией арбитражный управляющий или ликвидационная комиссия обязаны соблюдать меры внутреннего контроля, в том числе идентификацию клиентов, фиксацию подозрительных операций и передачу информации в компетентные органы.

Бо́льшую часть организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ [1], составляют кредитные организации. В соответствии со статьей 189.77 Федерального закона № 127-ФЗ [2] конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц, является государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — ГК АСВ), а в отношении кредитных организаций, не имевших такую лицензию, — арбитражный управляющий, соответствующий требованиям законодательства о банкротстве и аккредитованный при Банке России.

В ходе ликвидационных процедур кредитные организации продолжают осуществлять операции с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ [1]. Например, выплата кредиторам денежных средств, включенных в реестр требований кредиторов; возврат излишне уплаченных денежных средств по кредитным обязательствам; выплата страхового возмещения.

Несмотря на существующую организацию данного процесса, ГК АСВ и арбитражные управляющие сталкиваются со следующими сложностями:

 отсутствие квалифицированных сотрудников по финансовому мониторингу в ликвидируемых кредитных организациях. Любая ликвидационная процедура подразумевает сокращение расходов, а также штата работников, осуществляющих обязательные ликвидационные процедуры, установленные законодательством о банкротстве. При введении в отношении кредитной организации процедуры конкурсного производства (ликвидации) сокращению подлежат в том числе работники, осуществляющие финансовый мониторинг, ввиду снижения количества операций, подлежащих обязательному контролю, до минимума;

 децентрализация баз данных. Под управлением ГК АСВ находится более 290 кредитных организаций [5], в каждой из которых учет клиентов ведется в своей автоматизированной банковской системе, что не позволяет осуществлять мониторинг централизованно;

 курс на сокращение расходов. В связи с необходимостью постоянного сокращения расходов в ликвидационных процедурах отсутствует возможность доработки автоматизированной системы ликвидируемой кредитной организации в случае изменения законодательства в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ), которое набирает обороты в технологическом развитии;

 ограничение во времени ликвидационной процедуры. При завершении срока ликвидационной процедуры кредитной организации законодательно не определены дальнейшие действия в отношении замороженных (заблокированных) денежных средств, что может увеличить сроки процедуры.

Риски и проблематика соблюдения требований законодательства ПОД/ФТ возникают не только у ГК АСВ, но и у арбитражных управляющих при исполнении ими обязанностей в ходе банкротства субъектов Федерального закона № 115-ФЗ [1].

При идентификации бенефициарных владельцев и проверке активов арбитражные управляющие часто не могут получить полную информацию о бенефициарах компании-должника, что затрудняет проверку законности приобретения активов и выявление фиктивных структур, а это повышает риски отмывания средств.

Банки приостанавливают или блокируют операции как подозрительные сделки ввиду банкротства должника, что осложняет работу арбитражного управляющего и может привести к нарушению сроков, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Примеры операций: оплата текущих платежей; возвраты переплат, задатков, ошибочно зачисленных средств; оплата по договорам купли-продажи, аренды [3]. Информация об отказе в проведении операции передается в Росфинмониторинг, в связи с чем становится доступной другим банкам, что усложняет дальнейшее использование счета должника.

Нехватка ресурсов и сжатые сроки ликвидационных процедур делают формальным анализ истории операций на предмет соответствия их рыночным, что приводит к неполному раскрытию нелегальных схем вывода денежных средств, а развитие криптовалютных операций усложняет выявление сомнительных сделок должника по легализации доходов, полученных преступных путем.

Введение секторальных оценок рисков для аудиторов, нотариусов и других субъектов требует от арбитражного управляющего координации с ними, что увеличивает бюрократическую нагрузку.

Нехватка ресурсов, отсутствие электронной системы идентификации и беспрепятственного доступа к цифровым реестрам и технологическим решениям в работе арбитражного управляющего создает риски легализации преступных доходов должником и его контрагентами.

Помимо арбитражного управляющего, с проблематикой сталкиваются и собственники ликвидированного должника при распределении имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ [1]. Примером может послужить дело № 40–6312/2024 [4]. При отнесении ликвидированного должника к группе с высокой степенью (уровнем) риска совершения подозрительных операций банком был закрыт счет должника, а остаток перечислен на специальный банковский счет. Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 3, 6, 7, 7.6, 7.7, 7.8, 9.1 Федерального закона № 115-ФЗ [1], отказали единственному участнику общества в перечислении остатка денежных средств с расчетного счета юридического лица, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов и окончания процедуры ликвидации общества. Судом кассационной инстанции дело было направлено на новое рассмотрение.

Однако такая судебная практика может стать возможностью обхода ограничений, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ [1]. Так, некоторые специалисты, ссылаясь на данную судебную практику, советуют своим клиентам, попавшим в группу с высокой степенью (уровнем) риска пройти процедуру ликвидации юридического лица для вывода замороженных (заблокированных) денежных средств [6]. Данная тенденция требует проработки законодателем ограничения массовой ликвидации юридических лиц, включенных в эту группу с целью получения замороженных (заблокированных) денежных средств.

Коллизия интересов и дуализм правового регулирования приводит к противоречию целей. Существует фундаментальное противоречие между целью ликвидационной комиссии или арбитражного управляющего (максимально быстро и экономически выгодно для кредиторов завершить процедуру) и целью контролирующих органов (провести тщательную, а иногда и длительную проверку), что создает правовое поле для конфликтов.

Мониторинг часто активизируется уже после принятия решения о ликвидации предприятия, в то время как ключевые операции по выводу активов проводятся на стадии подготовки к ликвидации в рамках обычной хозяйственной деятельности, что создает «слепую зону» для контроля.

Члены ликвидационной комиссии или арбитражный управляющий несут ответственность за ущерб, причиненный должнику по нормам субсидиарной ответственности, однако критерии добросовестности и разумности их действий при осуществлении финансового мониторинга достаточно размыты и формируются преимущественно судебной практикой. Это создает правовую неопределенность и повышает риски для самих ликвидаторов.

Одними из основных мероприятий в ходе ликвидационных процедур являются реализация и взыскание имущества должника. Согласно Информационному письму Росфинмониторинга № 54 [7] арбитражный управляющий, оказывающий юридические услуги юридическим и физическим лицам в рамках процедуры банкротства, не является субъектом статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ [1], в связи с чем на него не распространяются требования антиотмывочного законодательства.

Автором проведен анализ реализации имущества должников-банкротов через электронные площадки независимо от того, является должник субъектом Федерального закона № 115-ФЗ [1] или нет. На основании проведенного анализа автором сделан вывод, что одним из способов легализации доходов, полученных преступным путем в ходе ликвидационных процедур, может быть процедура реализации имущества должника.

По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве за IV квартал 2024 года [8], через электронные площадки реализовано имущество на сумму 47 916 миллионов рублей, количество участников торгов составило 39 852. Итого в среднем в процедурах банкротства в день реализуется имущество более чем на 500 миллионов рублей.

В ходе торгов реализуются как активы небольшой стоимости, так и активы стоимостью более 5 миллионов рублей. Так, сделки купли-продажи недвижимого имущества на сумму более 5 миллионов рублей не подлежат обязательному контролю со стороны арбитражного управляющего аналогично контролю, проводимому со стороны организаций, оказывающих посреднические услуги по таким сделкам.

В настоящее время такие сделки носят регулярный характер и не фиксируются для контроля, что может способствовать легализации преступных доходов через приобретение имущества должника-банкрота.

Также автор обращает внимание на погашение обязательств должника третьим лицом в соответствии со статьей 113 Федерального закона № 127-ФЗ [2]. При исполнении данной статьи ни Федеральный закон № 127-ФЗ [2], ни Федеральный закон № 115-ФЗ [1] не обязывает арбитражного управляющего осуществлять обязательный контроль при возврате суммы денежных средств на специальный банковский счет заявителя или депозит нотариуса в случае нехватки этих средств для удовлетворения требований кредиторов или в случае возврата суммы, превышающей установленную арбитражным судом. Отсутствие контроля по такому виду операций увеличивает риски отмывания теневых доходов через погашение обязательств лиц, аффилированных с должником.

В ходе проведения анализа нормативно-правовых актов в сфере ПОД/ФТ применительно к ликвидационным процедурам и анализа проблематики исполнения связанного с этим законодательства автором выявлено незначительное количество указанных нормативно-правовых актов. Также автор не нашел примеров из судебной практики, где ответчиком является арбитражный управляющий в связи с неисполнением требований ПОД/ФТ.

Однако ввиду того, что теневой бизнес не перестает придумывать новые схемы мошенничества, исследование данной темы представляет собой актуальную научную проблематику, которая направлена на разработку превентивных мер законодательного реагирования в данной сфере и которая до настоящего времени остается недостаточно изученной.

Для повышения эффективности контроля необходимы комплексные меры, такие как унификация и цифровизация в виде создания единой межведомственной цифровой платформы для сопровождения ликвидационных процедур, разработка и закрепление типовых методик финансового мониторинга для арбитражных управляющих, разработка программного обеспечения для автоматизации финансового мониторинга с бесплатным обслуживанием для арбитражных управляющих.

Литература:

  1. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (последняя редакция). — Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обращения: 03.10.2025).
  2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (последняя редакция). — Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (дата обращения: 03.10.2025).
  3. Решение Арбитражного суда г. Москвы № А40–250714/23–26–1786 от 23.01.2024. — Текст : электронный // Электронное правосудие : [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/ec02d029-88c4-46cd-a4e2-3850d64b7c1f/ca7313dc-86ba-4bb4-96ee-991d374892df/A40-250714-2023_20240123_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 03.10.2025).
  4. Постановление Арбитражного суда Московского округа № А40–6312/2024 от 17.01.2025. — Текст : электронный // Электронное правосудие : [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/6ed53c9d-0d38-490f-a216-dc34d2d89605/466ed9c9-b8f8-47b3-93e2-6b4538fc5412/A40-6312-2024_20250117_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 03.10.2025).
  5. Банки. — Текст : электронный // Агентство по страхованию вкладов : [сайт]. — URL: https://www.asv.org.ru/banks (дата обращения: 03.10.2025).
  6. Как обойти ограничения 115-ФЗ через ликвидацию юридического лица. — Текст : электронный // TenChat : [сайт]. — URL: https://tenchat.ru/media/3000651-kak-oboyti-ogranicheniya-115fz-cherez--likvidatsiyu-yuridicheskogo-litsa (дата обращения: 03.10.2025).
  7. Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу № 54 от 19.07.2018 г. «О применении отдельных норм Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 лицами, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг». — Текст : электронный // Росфинмониторинг : [сайт]. — URL: https://www.fedsfm.ru/news/3329 (дата обращения: 03.10.2025).
  8. БСР-Консалтинг: Анализ торгов по банкротству и активности ЭТП по результатам 4 кв. 2024 года. — Текст : электронный // Федресурс : [сайт]. — URL: https://fedresurs.ru/news/9e4fb383-ed76-4b4d-b0c3-937687ac9bd9 (дата обращения: 03.10.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №40 (591) октябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 222-225):
Часть 3 (стр. 151-225)
Расположение в файле:
стр. 151стр. 222-225стр. 225
Похожие статьи
Понятие и содержание финансового мониторинга кредитными организациями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем
Проблемы осуществления финансового контроля в Российской Федерации
Проблемы блокирования банковских счетов граждан в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путём
Анализ операций, осуществляемых через банковский сектор Российской Федерации, с целью выявления признаков легализации преступных доходов и финансирования запрещенных организаций
Проблемы реализации ПОД/ФТ коммерческими банками
Проблемы правового обеспечения идентификации кредитными организациями клиентов в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Финансовый мониторинг как инструмент финансового контроля
Роль Банка России в противодействии нелегальной деятельности на финансовом рынке
Правоприменение Федерального закона № 115-ФЗ в банковском сегменте при работе с физическими лицами
Риски отмывания денежных средств в современной России

Молодой учёный