В настоящей статье проводится криминологический анализ причин рецидива женской преступности. Выделяется несколько детерминантных групп рецидива преступности, оказывающих влияние на возникновение повторной мотивации к совершению насильственных преступлений.
Ключевые слова: криминологический анализ, детерминанты, рецидив, женская преступность.
In the presented article the research of topical issues related to the determination of determinants of recidivism violent female criminality is carried out. Several groups of determinants that influence the emergence of recurrent motivation to commit criminal acts are identified.
Keywords: crime study, determinants, relapse crime women.
Рецидивная преступность представляет наибольший уровень общественной опасности. Связывается подобное с тем, что сам факт рецидива демонстрирует отсутствие влияния примененных ранее к осужденному за совершение преступления лицу мер уголовной ответственности. Именно по этой причине важно, что такая наука, как криминология, выявляла причины подобной неэффективности, оказывающие влияние на возникновение повторной мотивации в совершении преступления. В особенности важными такие исследования представляются в отношении насильственных преступлений, так как даже в первичном порядке они уже влекут за собой высокий уровень общественной опасности, не свойственный многим другим, менее тяжким категориями преступных деяний.
Рецидив женской насильственной преступности обладает особым интересом для научных исследований. В первую очередь, такой интерес предопределяется существенным количеством отличий в различных аспектах криминологической характеристики насильственных рецидивных преступлений, совершаемых лицами мужского и женского пола. Вопреки ошибочному мнению, которое можно встретить в ряде современных работ [5].
мужчины и женщины по-разному проявляют себя в различных криминальных ситуациях.
Несмотря на общую положительную тенденцию сокращения преступности уровень рецидива преступлений в 2023–2025 гг. остается высоким, так в 2023 г. повторные деяния среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности составили 50 % всех преступлений из них— 25 % составляют женщины [9]. В 2024 году этот показатель составил 51,8 % +1,8 % [7]. По данным за январь — февраль 2025 года доля преступлений, совершенных повторно составила 57 % [8].
В криминологии авторами принято выделять три большие группы причин, оказывающих влияние на формирование преступного поведения и преступных мотиваций:
– тенденции развития общества, как внутри конкретного государства, так и в масштабах всего мирового сообщества, что особенно актуально в условиях глобализации и информатизации;
– законы развития преступности внутри государства, конкретного региона, населенного пункта и т. п.;
– личностные факторы, наличие которых характерно для ограниченной категории лиц, объединенных наличием какого-либо психологического расстройства, психического заболевания и т. п.
На современном этапе в Российской Федерации происходят значительные изменения в общественной жизни, которые, по большей части, приводят к положительным последствиям. Несмотря на это, отдельные перемены могут негативно сказываться на жизни конкретных субъектов, что в том числе находит свое выражение в формировании преступной мотивации. В частности, постоянно возрастающие общественные потребности могут привести к тому, что отдельные индивиды, ввиду невозможности нахождения ненасильственного способа их удовлетворения, будут вынуждены прибегать к преступной деятельности, в том числе уже после отбытия наказания за насильственное преступление.
В качестве одного из детерминантов исследуемого вида преступности принято рассматривать ненадлежащую работу правоохранительных органов, направленную на предупреждение семейно-бытовых преступлений. В отдельных исследованиях можно встретить мнение о том, что на сегодняшний день органы внутренних дел осуществляют недостаточный контроль за семьями, находящимися в проблемном социальном положении, на которые регулярно поступают жалобы со стороны граждан. В особенности данная проблема касается деятельности участковых уполномоченных, которые, уже ввиду несовершенства положений действующего уголовно-процессуального законодательства, зачастую не могут предпринять необходимых действий в рамках проверки сообщений о преступлениях, связанных с насилием внутри семьи, если отсутствует заявление со стороны лица, получившего вред здоровью в результате совершения над ним насильственных действий. Все это впоследствии приводит к совершению уже насильственных преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, в том числе и рецидивных [2].
Е. Г. Телегина в своем исследовании отмечает, что в последние несколько лет значительное влияние на распространение рецидивной насильственной женской преступности оказывает формирование криминальных субкультур и отсутствие надлежащей борьбы с ними со стороны государства. По мнению автора, именно подобное положение дел способствует не перевоспитанию осужденных к лишению свободы женщин, а, наоборот, формированию позитивного отношения к криминальной деятельности как таковой [4].
Представляется возможным согласиться с точкой зрения Е. Г. Телегиной, действительно, сегодня в нашем государстве можно наблюдать существование множества криминальных субкультур. Несмотря на то, что на законодательном уровне были предприняты попытки борьбы с их распространением, в том числе посредством запрета пропаганды отдельных вредоносных идей, романтизирующих криминальный образ жизни, обозначенная проблема по-прежнему имеет место. Само собой, подобные субкультуры, в которые вовлекаются в том числе и женщины, осужденные за совершение насильственных преступлений, неизбежно приводят к нормализации в их сознании преступной деятельности, неуважению к обществу и закону, что в последствии уже оказывает свое влияние на принятие повторного решения о совершении преступного деяния.
Все это формирует у несовершеннолетнего лица моральные ориентиры, отрицающие необходимость соблюдения законодательных норм, а также принимающие насилие в качестве нормального средства обращения с другими людьми. К слову, достаточно часто такое насилие проявляется женщинами уже по отношению к собственным детям. Не редко оно используется в качестве «воспитательной» меры, приводя к общественно опасным последствиям [3].
Таким образом, на сегодняшний день криминологические исследования подтверждают, что рецидивный характер женской насильственной преступности детерминируется не только неэффективностью деятельности государственных органов, перед которыми ставятся задачи по реализации деятельности, направленной на предупреждение и пресечение преступлений, но и иными факторами. В частности, существенное влияние на рост данного вида преступности оказывает общий ход развития общества, который может приводить к появлению преступных мотиваций. Кроме того, не следует исключать из детерминантов криминальную наследственность, которая может обладать как генетическим, так и социальным характером.
Литература:
- Куцурова, Д. И. Семейно-бытовое насилие и его концептуальные основы минимизации на законодательном уровне / Д. И. Куцурова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 6–5. — С. 158–160.
- Осипян, Н. Б. К вопросу об особенностях женской преступности / Н. Б. Осипян // Психология и право. — 2020. — № 2. — С. 11–21.
- Расулов, И. А. Женская насильственная преступность: криминологический анализ / И. А. Расулов // Молодой ученый. — 2021. — № 7. — С. 132–135.
- Телегина, Е. Г. Факторы, детерминирующие насильственно-преступное поведение лиц женского пола / Е. Г. Телегина // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2023. — № 2. — С. 70–73.
- Шикула, И. Р. К вопросу семейно-бытового насилия в отношении женщин / И. Р. Шикула // Теоретические и методологические проблемы современных наук. — 2020. — № 1. — С. 144–145.
- Шоткинов, С. А. Насилие и агрессия как важнейшие детерминанты женской преступности //Устойчивое развитие: исследования, инновации, трансформация. — 2022 С.148–151.
- Отчет о состоянии преступности за январь-декабрь 2024 г. Министерства внутренних дел Российской Федерации // https:// https://мвд.рф (дата обращения: 31.03.2025).
- Отчет о состоянии преступности за январь-февраль 2025 г. Министерства внутренних дел Российской Федерации // https:// https://мвд.рф (дата обращения: 09.04.2025).
- Отчет о состоянии преступности за январь-декабрь 2023 г. Министерства внутренних дел Российской Федерации // https://мвд.рф (дата обращения: 16.09.2025).