Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

К вопросу о характеристике личности женщин-преступниц

Юриспруденция
17.09.2025
28
Поделиться
Аннотация
В настоящей статье проводится криминологический анализ личности женщин преступниц, приводится классификация различных типов личности преступниц.
Библиографическое описание
Коцоев, К. А. К вопросу о характеристике личности женщин-преступниц / К. А. Коцоев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 38 (589). — С. 84-88. — URL: https://moluch.ru/archive/589/128558/.


В настоящей статье проводится криминологический анализ личности женщин преступниц, приводится классификация различных типов личности преступниц.

Ключевые слова: женская преступность, криминологический анализ, личность.

This article provides a criminological analysis of the personality of female criminals and a classification of different types of female criminals.

Keywords: female crime criminological analysis personality.

Ученые криминологи пристально изучают проблему виктимности женской преступности, а также виктимологической профилактики женской преступности на практике. Дело в том, что женская преступность имеет двойственную природу. Конечно, если рассматривать общую структуру преступности, то можно выявить тенденцию, свидетельствующую о том, что именно мужская преступность занимает главенствующую позицию, статистика сегодняшнего дня показывает, что на одну женщину преступницу приходится 6 мужчин, однако показатели официально зарегистрированных преступлений иллюстрируют небольшой, но все-таки рост преступлений среди женщин.

Женская преступность имеет одну характерную особенность, а именно высокую степень общественной опасности, причем связанную не с конкретным вредом в момент совершения преступления, а связанная последствиями, возникающими после совершения преступления.

Если рассматривать женскую преступность с точки зрения виктимологического аспекта, то можно выделить три основных вида исследования предмета виктимологической науки:

– в виктимологическом смысле женщина, которая совершила преступление выступает одновременно в качестве жертвы.

– как правило в преступлениях, которые совершают женщины активную виктимную роль играют потерпевшие

– уровень общественной опасности последствий преступлений, совершенных женщинами всегда значительно выше в сравнении с другими видами преступности.

В данном случае речь идет о виктимологической составляющей цены преступности [11].

Необходимо коротко проанализировать каждый из тезисов

– Изучая происхождение женщины преступницы становится ясно, что в некоторых категориях преступлений, изначально женщина, выступающая в роли виновного, лицо была жертвой. Исследования, проводимые в одной из колоний общего режима, продемонстрировали небольшой процент женщин, которые согласились с размером срока за совершенное преступление, тогда как 78,1 % свою вину не признали. В рамках проводимого криминологического исследования заключенным задавался перечень вопросов таких как «Имела ли место провокация со стороны потерпевшего на преступление, за которое вы осуждены?», «Считаете ли Вы что совершили преступление только по своей вине?», «Могли ли окружающие Вас люди оказать Вам помощь и тем самым предотвратить преступление?»

Из 100 % опрошенных женщин 65,7 % показали, что именно объективные обстоятельства лежат в основе их преступного поведения [12]. К ним относятся равнодушие со стороны близких родственников и органов государственной власти, уязвимость трудовых прав, многие заявили, что подверглись увольнению по причине беременности, трудности в воспитании ребенка и поддержании их высокого уровня жизни и т. д.

В виктимологическом контексте таких женщин считают жертвами, поскольку равнодушие со стороны других членов общества толкнуло их на противоправные действия и делинкветное поведение.

Рассматривая проблему роста тяжких и особо тяжких преступлений среди женщин, следует отметить, что здесь прослеживается очень четкая тенденция перехода женщины из статуса жертвы в статус преступницы

М. В. Баранчикова и Д. А. Эрте выделяют следующие типы женщин жертв в ситуациях домашнего насилия [10]. Криминологи определили четыре типа жертв:

– универсальный тип, этот тип характеризуется тем, что он наиболее подвергнут процессу виктимности, как правило это женщины, которые ведут асоциальный образ жизни, страдают различным паталогическими зависимостями (такими как алкоголизм и наркомания), для них характерна грубость и агрессия с окружающими

– избирательный тип для данного типа характерно стечение тяжелых жизненных обстоятельств (например, тихая женщина испытывает на себе «абъюз» со стороны мужчины)

– ситуативный тип (женщина попадает в ситуацию, с которой она не в силах справиться, эти женщины обладают средним типом виктимности)

– случайный тип (такие женщины обладают стойким характером устойчивым к эмоциям, а триггером для совершения преступления становится конфликтная ситуация)

Следует отметить, что женщины универсального типа сами могут стать в будущем агрессорами, данный тип обладает высокой степенью перехода женщины из статуса жертвы в статус преступницы. Если говорить о профилактических мерах, то следует отметить, что в сфере семейно- бытовых отношений на данном этапе развития практики имеется острая необходимость [6]. Именно уязвимость потенциальных женщин преступниц в домашней сфере способствует возникновению у них противоправного поведения в последствии.

– Второй тезис, на который необходимо обратить внимание вытекает из первого, в данном случае можно говорить об инверсии ролей как правило жертвами преступного поведения женщины становятся их близкие (мужья, сожители), люди, которые ранее сами проявляли к ним агрессивное поведение.

Ученый криминолог Г. Й. Шнайдер связывал процессы криминализации (становление преступника) и виктимизации (становление жертвы), называя их процессами социального взаимодействия [7].

Наряду с мужчинами, высокой степенью виктимизации от преступного поведения женщины обладают несовершеннолетние, как правило новорожденные, современная статистика показывает, что каждый третий пострадавший от преступления женщины несовершеннолетний [8].

Асоциальное поведение, низкий уровень жизни, невозможность прокормить своего ребенка, отказ отца от участия в воспитании и содержании своего ребенка все это проблемы профилактического свойства, наряду с ними существует и целый спектр проблем процессуального характера. Как правило при квалификации убийства матерью новорожденного ребенка не учитывается мотив, произошедшая ситуация списывается на неустойчивое эмоциональное состояние женщины, пребывающей в послеродовой депрессии, но никто не обращает внимание на умысел, направленный на лишение жизни ребенка, который сформировался у женщины еще до того\, как у нее родился ребенок. В связи с этим напрашивается следующий вывод, что необходимо законодательно закрепить обязательство следователя при расследовании такого вида преступлений и выборе тактики расследования детально устанавливать мотив совершенного преступления, а этот состав преступления исключить из перечня привилегированных составов и перевести его в разряд умышленных особо тяжких преступлений, повысив за его совершения срок лишения свободы.

Следует также осветить такой криминологический показатель как цена преступности, некоторые криминологи, такие как З. А. Астемиров выделял две составляющие цены преступности:

– совокупный вред, который причиняется всей преступностью, либо отдельными ее составляющими

– экономические издержки, которые несет государство в рамках борьбы и противодействия преступности [5].

Ф. Х. Байчорова в своей работе «Формирование личности женщины криминогенного типа» рассматривает мотивации женщин, совершивших насильственные и корыстно-насильственные преступления. Преступные мотивации она рассматривает на примере убийства, Байчорова к преступным мотивациям применяет личную классификацию

  1. Корыстная мотивация связана с желанием иметь средства для удовлетворения своих потребностей
  2. Хулиганские мотивы, связанные с грубым неуважением к обществу
  3. Ревность и зависть
  4. Месть

Для преступлений, мотивом которых является корысть автор приводит следующую классификацию

  1. Желание иметь спиртное (наркотические средства или средства для их приобретения)
  2. Необходимость иметь средства для жизни
  3. Под влиянием окружения
  4. Желание выглядеть на фоне других не хуже

Автор выделяет три основных типа преступниц в данной категории преступлений. К ним относится женщина, впервые осужденная за грабеж, разбой, для подобного вида преступниц как правило характерно девиантное поведение еще до совершения преступления, женщины, неоднократно судимые за совершение разбоев и грабежей, злостные преступницы рецидивистки, которых прослеживается устойчивая модель антиобщественного поведения и взглядов [4].

Позиция, изложенная автором в своей работе, представляется чересчур радикальной, так как анализ статистики за последние 5 лет показывает, что насильственные преступления совершают женщины так называемого случайного типа, бывшие жертвы домашнего насилия, которые долгое время терпели унижения и издевательства, их преступления часто сопровождаются наличием состояния аффекта. Такие женщины совершают плавный переход из состояния жертвы в состояние преступницы.

Некоторые авторы, такие как А. С. Вяткина, проводя свое криминологическое исследование, попытались составить социально-психологический портрет женщины- преступницы, он выглядит следующим образом:

– городская жительница

– 25–30 лет

– одинокая

– детей не имеющая

– имеющая среднее образование

– склонная к патологическим зависимостям (алкоголь, наркотики)

– Замеченная ранее в проявлении антиобщественного поведения

Руководствующаяся в своем преступном поведении корыстными мотивами.

В своей научной статье в конце авторы делают вывод, среди женщин в последнее время нарастают корыстные побуждения [3].

Невозможно не согласиться с мнением о том, что в преступности как правило определяющим первостепенным мотивом становится корысть. При этом научные исследования, посвященные женской преступности, показывают обоснованность составляющих социально- психологического портрета женщины- преступницы, выявленных авторами научных публикаций.

В последнее время наблюдается рост пенитенциарной преступности среди женщин, данный вид преступлений особенно опасен, так как носит рецидивный характер. В женских колониях растет год от года число спонтанных преступлений, связанных с насилием, таких как причинение вреда здоровью различной степени тяжести, убийства и т. д., данный фактор подтверждает мнение ученых о том, что женщина наряду с мужчинами проходит психологическую деформацию личности, связанную прежде всего с изоляцией ее от общества. Такой вид преступлений обусловлен еще и особенностями личности женщин их нравственными, культурными и другими характеристиками.

Следует уделить этому вопросу более детальное внимание.

Личностные характеристики женщины- преступницы подвергаются изменениям в местах лишения свободы, это связывают с образовательным, религиозным и другими [1]. Как правило в местах лишения свободы отбывают наказания женщины, которые совершили квалифицированные виды тяжких и особо тяжких преступлений. Совершение такого рода преступлений говорит об уровне антиобщественного поведения. Именно от соотношения уровня антиобщественного поведения и социальных норм зависит типология личности женщин- преступниц.

В структуру личности женщины, отбывающей наказание, как правило включаются социально- демографические, криминологические, культурно- нравственные и уголовно- правовые признаки, социально- психологические, индивидуально-психологические и биологические характеристики [2]. Такие элементы как социально-демографическая и социально-психологическая характеристики определяют причины возникновения у женщины преступного поведения. Они являются основой личности женщины преступницы. В том числе они отвечают за степень антиобщественного поведения женщины. Настоящая закономерность работает следующим образом, чем больше у преступницы девиантных наклонностей, тем большее развитие они могут получить, развиваясь в среде, где преобладает большое количество женщин со схожим поведением.

Стоит также определить момент возникновения антиобщественного поведения, (было ли это нормой или нет, например, дочь жила с родителями, у которых было в порядке вещей проявлять маргинальное поведение), или женщина пошла на преступление в целях защиты себя. Среди женщин, совершивших особо тяжкие преступления, преобладает процент женщин, которые пережили домашнее насилие. В своих исследованиях А. В. Кисляков определил конкретные условия для совершения преступления, к ним он относит такие факторы как микросреда, в которой формируется личность- (микросредой в исправительной колонии служат уголовные традиции и обычаи), поток информации, сформированные негативные ориентиры, информация о режиме исправительного учреждения, личностные особенности- возраст, наличие судимостей, наличие авторитета в преступной среде, тюремный «стаж», наличие психических заболеваний и т. д. [13], ситуация располагающая к совершению конкретного вида преступлений возникает из-за слабого осуществления контроля со стороны администрации колонии, неудовлетворительного состояния технических средств наблюдения за заключенными и т. д.

Необходимо понимать, что, оказываясь в исправительных учреждениях, женщина, как правило имеет сформированную личность и определенные психологические установки, которые были заложены еще до совершения ею преступления. То есть если до момента совершения преступления женщина легко поддавалась чужому или общественному мнению, была забитой, не имела возможности за себя постоять, или отстоять свою точку зрения, оказавшись в среде радикально настроенных преступниц, вероятным будет, то что она начнет перенимать их манеру поведения, будет стараться соответствовать тюремным традициям и законам, сложившимся в таком обществе правилам поведения, в том числе такая женщина вполне возможно может стать членом различных преступных групп, так как они могут подавить ее личность.

Необходимо определить типы женщин- серийных убийц и их классические мотивы. Первый тип- «черные вдовы», в поведении такого типа лежит корыстный мотив. Серийность их преступлений связана с физическим устранением лиц, которые мешают получить женщине материальную выгоду. Как правило их жертвами становятся мужья и близкие родственники, способом убийства они выбирают отравление, удушение, либо же просто становятся организаторами убийства- заказчицами.

Второй тип принято называть «ангелы смерти», очень часто у таких женщин прослеживается «синдром Мюнхгаузена» (они симулируют заботу, сострадание, с целью расположить к себе будущую жертву). К такому типу убийц относят медицинских сестер, социальных работников, опекунов и т. д.

Для третьего типа «женщин-серийниц» мотивом совершения преступления становится месть, однако характерным отличием становится то, что женская месть направлена исключительно на обидчиков женщины. В следственной практике встречаются случаи, которые не укладываются в общую теорию, так, например, в 2002 году было совершено убийство, неизвестный подбегал на остановке к потерпевшим и одним движением перерезал им горло, все эпизоды были объединены в одно производство, члены СОГ считали, что все преступления совершает мужчина, на это указывало множество факторов таких как обезличенное нападение, отсутствие корыстного мотива, но в ходе следствия было установлено, что эти преступления совершала молодая девушка.

Многие криминологи считают, что есть факторы, которые формируют личность преступника, к ним относят асоциальный образ жизни, низкий уровень образования, тяжелые жизненные ситуации и финансовые затруднения. Однако, выдающийся российский криминолог Я. И. Гилинский, в своей книге «Криминология постмодерна» решительно критикует эту позицию, утверждая, что никто никогда не назвал ни одного личностного качества присущего только преступнику, он пишет о том, что все или почти все взрослые люди совершали в своей жизни действия, которые в уголовном законе именуются преступлением и призывает отказаться от этого термина [14].

Но необходимо опереться на все точки зрения, так большинство криминологов считают, что такой термин как личность преступника существует. Исходя из этого можно предложить следующие меры противодействия формированию личности преступницы, такие как укрепление виктимологической профилактики, оказание более тщательной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также профилактическая работа с жертвами женщин преступниц.

Исходя из анализа типов личности женщин преступниц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, следует, что они делятся на четыре типа: агрессивный, заинтересованный, спланированный и случайный, наименее опасным для общества и более склонным к исправлению является случайный тип личности, для таких женщин противоправное поведение не является нормой, а только ситуацией, в которую они попали и не смогли с ней справиться. Необходимо для лучшей реабилитации таких женщин изоляция их от трех других типов личности, так как именно они мотивированы на совершение преступлений и могут оказывать пагубное влияние на случайный тип личности.

Литература:

  1. Шурухнов Н. Г. Личность пенитенциарного преступника// Социологические исследования 1993. № 3. С.74
  2. Максимова Э. Р. Криминологическая типология личности осужденных женщин, совершающих насильственные преступления в исправительных колониях// Юридическая наука и практика: Вестник академии МВД России- 2015- № 1. С.269
  3. Вяткина А. С. Образ современной женщины- преступницы/ А. С. Вяткина// Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2018
  4. Байчорова Ф. Х. Формирование личности женщины криминогенного типа/ Ф. Х. Байчорова// Тенденции развития науки и образования. 2018 № 35–1. С.38
  5. Астемиров З. А. Криминология. Курс лекций// Махачкала: ИПЦ ДГУ 2002 С.71
  6. Майоров А. В. Противодействие преступности виктимологический аспект// Законность и правопорядок, 2019. № 1 С.10
  7. Шнайдер Г. Й. Криминология М., 1994. С.349
  8. Кононыхина Т. С. Виктимологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых женщинами (Региональный аспект)// Всероссийский криминологический журнал, 2021. Т.15 № 6. С.709.
  9. Грудинин Н. С. Статистические показатели женской преступности в Российской Федерации и столичном регионе//Закон и жизнь 2018 год. № 4. С.62
  10. Баранчикова М. В., Эрте Д. А. Виктимологические особенности женщин как жертв семейно-бытового насилия
  11. Гаджиева А.А. Виктимологические аспекты женской преступности: постановка проблемы – Текст: электронный// NovaInfo, 2019. №104. С.48
  12. Грудинин Н.С. Статистические показатели женской преступности в Российской Федерации и столичном регионе//Закон и жизнь 2018 год. №4. С.62
  13. Кисляков А.В. Организованная преступность в тюрьме и ее предупреждение// Реагирование на преступность: концепции, закон, практика М., 2002 С.173
  14. Гилинский Я.И. «Криминология постмодерна»// Издательство «Алетейя» 2021 С.31
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
женская преступность
криминологический анализ
личность
Молодой учёный №38 (589) сентябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 84-88):
Часть 2 (стр. 65-125)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 84-88стр. 125

Молодой учёный