Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Специфика и значение женских образов в «лейтенантской» прозе Б. Л. Васильева («А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Встречный бой»)

Филология, лингвистика
10.09.2025
11
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются женские образы в произведениях Б. Л. Васильева о войне (в повестях «А зори здесь тихие…», «В списках не значился» и «Встречный бой»). Проводится сопоставительный анализ с целью выявления особенностей героинь «лейтенантской» прозы Б. Л. Васильева, а также их роли в художественном мире произведений.
Библиографическое описание
Чутких, В. Д. Специфика и значение женских образов в «лейтенантской» прозе Б. Л. Васильева («А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Встречный бой») / В. Д. Чутких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 37 (588). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/588/128407/.


В статье рассматриваются женские образы в произведениях Б. Л. Васильева о войне (в повестях «А зори здесь тихие…», «В списках не значился» и «Встречный бой»). Проводится сопоставительный анализ с целью выявления особенностей героинь «лейтенантской» прозы Б. Л. Васильева, а также их роли в художественном мире произведений.

Ключевые слова: Борис Васильев, лейтенантская проза, женский образ, художественный мир, А зори здесь тихие, В списках не значился, Встречный бой.

Говоря о женских образах в «лейтенантской» прозе Б. Л. Васильева, исследователи рассматривают только повесть «А зори здесь тихие…». При этом другие его произведения о войне — «В списках не значился» и «Встречный бой» — остаются без внимания. Да, героини этих двух повестей не являются непосредственными участницами боевых действий, но, на наш взгляд, это не умаляет их роль в сюжете. В нашей работе впервые анализируются и сопоставляются женские образы всей «лейтенантской» прозы Б. Л. Васильева.

Автор подчёркивает силу голоса своих героинь. Верочка, сестра лейтенанта Плужникова, очень рада встрече с братом: её «визг был слышен у Манежа» [2, с. 23]. Хотя расстояние между Центральным выставочным залом «Манеж» и строящимся Дворцом Советов, рядом с которым жил Плужников, — несколько километров. Предсмертный крик Сони Гурвич услышал Васков, хотя девушка, убежав за кисетом, была далеко от старшины. Б. Л. Васильев описывает крик тонущей в болоте Лизы Бричкиной, чтобы подчеркнуть безысходность положения девушки. Зенитчица издаёт жуткий и одинокий крик: он «взлетал к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному небу» [1, с. 103]. Ликующий крик радистки Раи Брусковой заглушает войну, когда девушка узнаёт о капитуляции Германии. Следовательно, Б. Васильев гиперболизирует голос героинь, чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателей или усилить драматический эффект.

Описывая внешность героинь, Б. Л. Васильев особое внимание уделяет глазам и волосам. У Вали, подруги сестры Плужникова, удивительно спокойные глаза. У Мирры большие печальные глаза. У рыжеволосой Жени Комельковой детские глаза: «зелёные, круглые, как блюдца» [1, с. 21]. У Гали Четвертак в начале повести неухоженные волосы — «косички из пакли» [Там же, с. 23]. В образе Раи Брусковой автор делает акцент на её чёрных волосах. Мы видим, насколько разная внешность у васильевских героинь.

Многими женскими персонажами движет материнский инстинкт. Анна Петровна, впервые после бомбёжки вышедшая из подземелья, пошла к своим детям, которые остались в другой части крепости и уже давно погибли. Женщина не побоялась пойти ночью сквозь трупы, на её решительность также указывают сухие и горящие глаза. Анна Петровна погибла: попала под случайную автоматную очередь. Даже умирая, женщина не потеряла свою уверенность: «Упала как шла: прямая и строгая, протянув руки к детям <…>» [2, с. 193].

Похоронившая всех своих детей тётя Христя заботилась о хромой Мирре: помогала одеваться и ухаживать за собой, отгоняла от неё крыс. Предчувствуя скорую смерть, тётя Христя жалела не себя, а девушку, которая останется без её покровительства. Мирра, узнав о беременности, пошла на рискованный шаг: присоединилась к работающим в крепости женщинам, надеясь потом выбраться в город. Однако намерениям Мирры не суждено было осуществиться: немцы заметили лишнюю работницу, признали в ней еврейку, затем избили и бросили умирать в воронку.

Материнские чувства ставит в приоритет и Рита Осянина. Как верно отмечают М. А. Литовская и Чжу Ихань, «позиция матери всегда превалирует в ней над позицией бойца» [5, с. 79]. Узнав о переводе с передовой на объект, Осянина попросила послать туда своё отделение, чтобы удобно навещать сына и маму. Даже смертельное ранение не может отвлечь Риту от мыслей о ребёнке: героиня просит Васкова позаботиться о её сыне Альберте.

Ещё одним катализатором для героинь является любовь. Именно это чувство приводит ефрейтора Брускову ночью на поле последнего боя, где генерал корил себя за гибель товарищей. Девушка преодолела свои страхи темноты и покойников, чтобы быть рядом с любимым и поддержать его. Непоследовательный и эмоциональный монолог Раи не повлиял на генерала, но её голос «проникал в него помимо сознания, гасил тоску, обволакивал печальной нежностью, заглушал грохот потревоженной памяти» [3, с. 199]. Любовь сподвигла Мирру вернуть к жизни впавшего в апатию и решившего застрелиться Плужникова. Её внимание к лейтенанту, её нужда в нём как в защитнике, товарище и друге возродили душу Плужникова и вернули его в реальность. В обоих случаях девушки создают для героев некую внутреннюю опору и убеждают их в том, что жизнь продолжается.

Любовь также лишает героинь бдительности, что приводит их к гибели. Это подтверждает ситуация, в которой оказалась Лиза Бричкина. Влюблённая в Васкова зенитчица спешила к разъезду, чтобы доложить о немцах в лесу. Однако перед переходом через болото Лиза не взяла слегу, а выбрала опору из бурелома, сухостоя и валежника. Мысли о Васкове расслабили девушку. Из-за этого она пошатнулась, потеряла опору, когда рядом с ней вспучился пузырь, и утонула. Получается, что Лиза стала жертвой своих чувств.

Героини «лейтенантской» прозы Б. Васильева видят во врагах людей, проявляют к ним жалость и снисхождение. Мирра плачет и испытывает облегчение от того, что Плужников не смог застрелить пленного старика. Во время поисков немцев в лесу поздно вечером Осянина предполагает: «А может, спят они сейчас, <…> Люди же они» [1, с. 69]. Порассуждав, Васков признался, что не понял, что немцы — тоже люди. Старшина «и не хотел этого понимать — воспитан был не так: немцы в его воображении должны были быть именно «выродками» [4, с. 39]. Мы видим, что героини своим отношением к противнику гуманизируют сюжет повестей.

Судьбы женских персонажей поражают читателя и других героев произведений, влияют на окружающую обстановку или отражаются в состоянии природы. Гибель зенитчиц до предела усиливает желание убить оставшихся немцев у слабеющего Васкова. Старшина завершает задание и остаётся в живых ценой жизней пятерых девушек.

Заживо сгоревшая тётя Христя была «мамой» для обитателей подвала крепости, особенно для Мирры. Привыкшая к труду и порядку, Христина Яновна олицетворяла уют, тепло и по-домашнему ко всем относилась. После её смерти атмосфера в подземелье стала мрачной, а герои — угнетёнными. Плужников и Степан Матвеевич в тот день даже не вышли из каземата, потому что не могли «увидеть то, что оставила огнемётная струя» [2, с. 248]. На следующее утро старшина подорвал себя вместе с немцами у Тереспольских ворот. Мы считаем, что таким образом Степан Матвеевич не только ускорил свою смерть, узнав о заражении, но и отомстил за гибель тёти Христи.

Убийство беременной Мирры отражает состояние природы. Автор описывает закрытое тучами небо, откуда на мгновение выглянуло солнце. Можно предположить, что ненадолго появившийся солнечный свет ассоциируется с Миррой, которая так и не смогла сохранить беременность, родить ребёнка и продолжить род.

«В списках не значился» завершается «горестной матерью на фоне мирной жизни вокзала» [6, с. 43], матерью лейтенанта Плужникова. Война закончилась, жизнь продолжается, а старая женщина каждый год 22 июня приезжает в Брест, чтобы читать на мраморной плите вокзала имя, как она думает, своего погибшего сына.

В конце «Встречного боя» ефрейтор Брускова даёт волю накопившимся в ней чувствам. Девушка признаётся в любви генералу, рыдает, упав ему на грудь, тем самым повергает мужчину в растерянность. Молчание генерала Рая воспринимает как приговор. Радистка думает, что мужчина «встанет и уйдёт и всё будет кончено, кончено бесповоротно и навсегда» [3, с. 200]. На наш взгляд, финал повести остаётся открытым, ведь мы точно не знаем, как поступит генерал.

Героини «лейтенантской» прозы Б. Л. Васильева в своих действиях руководствуются материнскими чувствами и любовью. Женские образы дают импульс к решительным действиям или духовному очищению героев и меняют окружающий мир. Во внешности героинь Б. Л. Васильев выделяет глаза и волосы, а также наделяет их голоса необыкновенной силой. Однако главной чертой женских персонажей мы считаем их способность видеть людей даже во врагах. Героини гуманны, они не меняют свои привычки и поведение даже в военное время. Женские образы в военной прозе Б. Л. Васильева воплощают мир и играют ключевую роль в выражении антивоенной позиции автора.

Литература:

  1. Васильев, Б. Л. А зори здесь тихие...: [сборник] / Б. Л. Васильев. — 102498-е изд. — Москва: АСТ, 2021. — 384 c. — Текст: непосредственный.
  2. Васильев, Б. Л. В списках не значился / Б. Л. Васильев. — 106834-е изд. — Москва: АСТ, 2019. — 352 c. — Текст: непосредственный.
  3. Васильев, Б. Л. Неопалимая купина: повести, рассказы / Б. Л. Васильев. — 25461-е изд. — Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2024. — 480 c. — Текст: непосредственный.
  4. Карнюшин, В. А. Литература о войне: взгляд на «уходящую тему»: Литература о войне: взгляд на «уходящую» тему: Б. Васильев, В. Астафьев, В. Быков, Г. Владимов, О. Ермаков: Монография; статьи, тексты. / В. А. Карнюшин. — 566-е изд. — Москва: АНП «Образование», 2013. — 127 c. — Текст: непосредственный.
  5. Литовская, М. А. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие».. глазами читателя из Тайваня / М. А. Литовская, Ихань Чжу. — Текст: непосредственный // Филологический класс. — 2016. — № 3(45). — С. 75–81.
  6. Поль, Д. В. Человек в истории и нравственный закон мироздания в творчестве Б. Л. Васильева / Д. В. Поль. — Текст: непосредственный // Литература в школе. — 2024. — № 5. — С. 33–44.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Борис Васильев
лейтенантская проза
женский образ
художественный мир
А зори здесь тихие
В списках не значился
Встречный бой
Молодой учёный №37 (588) сентябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 194-196):
Часть 3 (стр. 135-205)
Расположение в файле:
стр. 135стр. 194-196стр. 205

Молодой учёный