В статье рассматривается процессуальный статус педагога в уголовном судопроизводстве, а также освещаются исторические данные введения в уголовное процессуальное законодательство статуса педагога.
Ключевые слова: несовершеннолетний, педагог, уголовное судопроизводство, специалист, защита прав несовершеннолетних.
The article examines the procedural status of a teacher in criminal proceedings, and also highlights the historical data on the introduction of the status of a teacher into criminal procedural legislation.
Keywords: minor, teacher, criminal proceedings, specialist, protection of the rights of minors.
Права ребенка — многочисленная группа прав, которые регулируются не только семейным, но и другими отраслями права, поскольку невозможно рассматривать одно право в отрыве от другого: именно в совокупности они представляют собой комплекс прав правового статуса ребенка.
Стоит отметить, что права ребенка имеют следующие признаки:
– общепризнаны, неотъемлемы и неотчуждаемы, являются непосредственно действующими и закрепляются в международном и национальном законодательстве;
– через права детей опосредуется построение взаимоотношений между личностью, обществом и государством;
– объективны и не зависят от признания и регламентирования их государством;
– защищены внешними и внутренними государственными механизмами защиты [7].
Начиная с конституционных положений, которые последовательно развиваются в семейном законодательстве и иных отраслях права, права ребенка признаются, защищаются и охраняются как высшая ценность государства, что в свою очередь предопределяет и особый порядок реализации и защиты прав несовершеннолетних при совершении ими преступлений.
В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации отдельной главой установлен порядок судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних [8]. Положения статьи 425 УПК РФ предусматривают обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет. Если подозреваемый, обвиняемый или подсудимый в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, участие педагога также является обязательным [8, ст. 421].
Участие педагога или психолога в следственных и судебных действиях рассматривается как дополнительная гарантия прав несовершеннолетних в ходе уголовного процесса, что обусловлено необходимостью учета их возрастных особенностей.
Педагог как участник процесса появился еще в дореволюционном уголовном судопроизводстве. Уставом уголовного судопроизводства 1864 года и Законом от 2 июня 1897 года «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений об их наказании» были закреплены особенности производства по делам несовершеннолетних. Воспитатели и учителя как лица, сведущие в области педагогики, привлекались к участию в уголовном судопроизводстве, если это было важно для надлежащего и всестороннего исследования личности несовершеннолетнего обвиняемого с целью решения вопроса о его «разумении» [9].
В УПК РСФСР 1922 года и в УПК РСФСР 1923 года нормы об участии педагогов в уголовном судопроизводстве отсутствовали, хотя на практике воспитатели и учителя нередко привлекались к допросу несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых [10]. В частности, такая рекомендация содержалась в методических указаниях об организации прокурорского надзора по делам несовершеннолетних, утвержденных заместителем Генерального прокурора СССР 5 января 1957 года. Еще раньше, 11 июня 1940 года, был издан совместный Приказ НКЮ СССР и Прокуратуры СССР № 67/110 «О порядке расследования и судебного рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних», согласно которому суды при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних обязаны были вызывать представителей тех школ и детских учреждений, где они обучались и воспитывались [9].
В России возможность участия педагога в допросах несовершеннолетних потерпевших, свидетелей и обвиняемых на законодательном уровне впервые была предусмотрена в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1960 года [11, ст. 159, 285, 397].
По усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника (ст. 397) педагог мог стать участником допроса несовершеннолетнего обвиняемого, свидетелей и потерпевших в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя (суда) — в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в отличие от своих предшественников, закрепил случаи обязательного участия педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего, причем не только обвиняемого, но и подозреваемого, предусмотрел возможность участия психолога в указанном следственном действии, расширил возможности факультативного участия педагога в допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, а также изменил подход к понятию «педагог».
Так, согласно пункту 62 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под «педагогом» понимается «педагогический работник, выполняющий в образовательной организации и организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся» [8, ст. 5].
Также определение «педагог» закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: педагогический работник определяется как физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам [12, п. 21 ст. 2; 12, часть первая ст. 46].
Таким образом, современный УПК РФ четко определил обязательное условие для педагога: не только наличие профильного образования, но и обязательное осуществление трудовой деятельности по профессии. Обеспечивая участие педагога в уголовном судопроизводстве, законодатель не только отвел ему специальную роль, установив особый порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, но и обеспечил защиту прав несовершеннолетних с учетом особенностей их психики [8].
Уголовное процессуальное законодательство Российской Федерации закрепляет только три пункта прав педагога (психолога) как участника допроса несовершеннолетнего: с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему; по окончании допроса знакомиться с его протоколом; делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в протоколе записей [8, ч. 3 ст. 280; 8, ч. 5 ст. 425]. При этом закон вообще не упоминает об обязанностях педагога (психолога) и его ответственности.
Стоит обратить внимание, что УПК РФ также закреплен участник уголовного процесса — специалист: лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК РФ, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ст. 58 УПК РФ). В этой же статье законодатель закрепил права и обязанности специалиста. Он имеет право:
- отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если не обладает соответствующими специальными знаниями;
- задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя и суда;
- знакомиться с протоколом следственного действия, в котором участвовал, и делать заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;
- подавать жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.
При этом специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был заранее предупрежден об этом в порядке, установленном статьей 161 УПК РФ. За разглашение данных предварительного расследования специалист несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации [8, ч. 3, ч. 4 ст. 58].
Таким образом, роли специалиста и педагога в уголовном процессе различаются: специалист как профессионал более узкой направленности привлекается для решения конкретной задачи (например, психиатр — для дачи пояснений по проведенной экспертизе или разъяснений об установленных у несовершеннолетнего диагнозах и т. д.), когда как роль педагога — помочь получить максимально достоверные и полные сведения о совершенном преступлении от несовершеннолетнего с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а также без вреда для психического состояния последнего.
Кроме того, непроцессуальное взаимодействие педагога с правоохранительными органами на стадии следствия выражается в даче следователю консультаций о психологических особенностях развития конкретного подростка, его личной мотивации и методах наиболее эффективной работы по получению от него правдивых показаний.
Роль педагога в уголовном судопроизводстве обусловливается не только обеспечением реальной защиты подростка, но и необходимостью установления морально-психологических свойств личности несовершеннолетнего.
Кроме того, в случаях, когда требуется проведение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнего, педагог может привлекаться в качестве специалиста, который, обладая специальными знаниями в области педагогики и психологии, способен помочь следователю в определении предмета экспертного исследования и постановке необходимых вопросов. При проведении предварительного следствия по уголовному делу в соответствии со статьей 421 УПК РФ возникает необходимость обследования социально-бытовых условий воспитания несовершеннолетнего. При этом изучаются семейные, материальные и психологические аспекты жизни несовершеннолетнего подозреваемого. Все эти данные необходимы для выяснения причин и условий, способствовавших совершению им преступления, а также принятию рационального решения по применению мер наказания.
Таким образом, педагог выступает источником непроцессуальной информации о несовершеннолетнем, что помогает тактически грамотно провести расследование и собрать характеризующую несовершеннолетнего информацию. Так компенсируется недостаток специальных педагогических знаний у лица, проводящего расследование преступления с участием несовершеннолетнего. А значит, роль педагога в уголовном судопроизводстве заключается в том, чтобы обеспечить получение наиболее полных и достоверных показаний несовершеннолетнего.
Литература:
- Гончаров, Д. Ю. Становление российской уголовно-правовой науки и уголовного законодательства в первой трети XIX в. / Д. Ю. Гончаров // Научная сеть «Современное право». — 2015. — С. 150–156.
- Латыпов, В. С. Оказание содействия педагогом и психологом в российском уголовном процессе / В. С. Латыпов // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2022. — Т. 13. — № 1 (47). — С. 138–144.
- Лягошина, Ю. Д. Участие педагога и психолога в уголовном процессе: проблемы законодательного регулирования и теоретические предложения по их разрешению / Ю. Д. Лягошина // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 327–328.
- Тетюев, С. В. Педагог — это специалист или самостоятельный участник уголовного судопроизводства? (К вопросу о несовершенстве УПК РФ) / С. В. Тетюев // Научные труды РАЮН. — 2005. — Т. 3. — № 5. — С. 301–305.
- Российское законодательство XI–XVIII веков об уголовной ответственности несовершеннолетних / С. Н. Шишков, Е. В. Макушкин, Е. Г. Дозорцева [и др.]. // Психология и право. — 2020. — № 4. — С. 231–244.
- Федотова, М. М. История российского уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних / М. М. Федотова // Полицейская и следственная деятельность. — 2022. — № 1. — С. 40–47.
- Динзанова, К. Э. Отдельные исправления судебной защиты прав несовершеннолетних / К. Э. Динзанова // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 196–200.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.07.2025) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения 11.08.2025 ).
- Газиянц, Л. Недостатки судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних / Л. Газиянц // Социалистическая защищенность. — 1956. — № 5. — С. 48.
- Постановление ВЦИК от 25.05.1922 «Об Уголовно-процессуальном кодексе» (вместе с «Уголовно-процессуальным кодексом Р. С. Ф. С. Р.») — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4006#mIQEgwUCGaqCMcod1 (дата обращения: 11.08.2025)
- Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3275/ (дата обращения: 11.08.2025)
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»/ — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 11.08.2025).