Территория Краснодарского края насыщена разнообразными археологическими памятниками. Благодаря работе многих поколений исследователей нам известны тысячи археологических объектов в данном регионе. Отдельную сферу интересов ученых представляют древнегреческие поселения и колонии на территории Таманского полуострова, возникшие во время Великой греческой колонизации. Имеющиеся источники содержат обрывочную информацию об отдельных восточно-боспорских колониях:
Гермонасса (находится на территории нынешней станицы Тамань);
Фанагория (ныне поселок Сенной);
Патрей (ныне городище около поселка Гаркуша). Упоминается Гекатеем Милетским в конце VI — начале V в. до н. э.
Ежегодные экспедиции, изучающие данные населенные пункты, позволяют совершать открытия, проливающие свет на новые факты, связанные с возникновением и существованием древнегреческих поселений.
Ключевые слова: археология, раскопки, греческие поселения, Таманский полуостров, Краснодарский край.
Возникновение древнегреческих колоний связано с Великой греческой колонизацией, охватывающей период с VIII по VI вв. до н. э. Их появление на Таманской части Боспорского царства представляет собой сложное явление и требует скрупулезного изучения как письменных, так и археологических источников. Это явление не может быть вырвано из контекста всего процесса греческой эмиграции VIII–V вв. до н. э., имеющего свои причины. К таковым можно отнести: выведение колоний, их численность, взаимоотношение колонистов с местными жителями, общественно-политическое устройство, экономическое взаимодействие и другие. При этом в качестве первостепенной причины называется запуск механизма колонизации [1, с. 209].
Традиционно выделяется несколько причин, послуживших катализатором данного явления. Рассвету греческой территориальной экспансии способствовал в первую очередь сложный комплекс экономико-демографических и экономико-коммерческих факторов [2, с. 21].
К экономико-демографическим факторам относится стенохория — недостаток земельных ресурсов поселения для обеспечения первичных нужд жизнедеятельности населения в условиях быстрого демографического прироста в эпоху архаики.
Говоря об экономико-коммерческих факторах, ученые указывают на то, что характер торговли в древнегреческих полисах ориентирован больше на импорт, чем на экспорт. Главной целью являлась не реализация товаров ради получения денежной выручки, а необходимость приобретения товаров и сырьевых ресурсов, отсутствовавших в полисе.
Из вышесказанного следует, что если определяющими факторами возникновения колонии были экономико-коммерческие, то под этим следует подразумевать не конкретно поиск рынков сбыта, а именно поиск сырьевых баз и наряду с этим намерение обосноваться на торговых путях с той же изначальной целью: получать интересующие ресурсы и товары.
Среди причин колонизации немаловажными являлись мотивы политического характера, зачастую обделенные вниманием в литературе, хотя игравшие далеко не последнюю роль. Политические причины можно разделить на внутренние и внешние.
Постоянная борьба за власть между группами знатных людей являлась неотъемлемой частью жизни античных греческих полисов. Для группы лиц, потерпевших поражение, порой не оставалось другого выхода, кроме как покинуть территорию полиса и основать собственную колонию (апойкию).
Нередко к инициированию внутриполитической борьбы подталкивала внешнеполитическая ситуация. Факторы извне, служившие поводом для колонизации, также могли действовать автономно, независимо от наличия внутриполитической борьбы. Пример: ряд колоний, созданных тиранами не только для усиления торгово-экономических аспектов, но и для укрепления геостратегических позиций и вместе с тем мощи и престижа тиранов и их городов.
Говоря о престиже, можно перейти непосредственно к ментально-идеологическим факторам, незаслуженно преуменьшенным либо вовсе игнорируемым многими исследователями.
В этом аспекте следует уделить внимание ментальной стороне древнегреческого социума. Древние города, развивавшиеся скорыми темпами, инициировали соревнования с другими полисами. Подобная состязательность проявилась и в колонизационной активности.
Повышение интереса народа к эпосам и легендам нередко вызывало желание аристократии отправиться в странствие подобно герою (Одиссей — один из ярчайших вдохновляющих примеров).
Наряду с изложенным сказывалось влияние Дельфийского оракула. Роль оракула в данном случае была скорее «служебной»: «...государства, выступавшие инициаторами выведения колоний, обращались к дельфийским жрецам как к своего рода „экспертам“, а те, обладая разветвленной „агентурой“ и владея большим количеством релевантной информации, давали соответствующие рекомендации» [2, с. 210]. Такое было возможно в обществе, где религиозное влияние было велико и являлось неотъемлемой частью восприятия мира.
Также стоит уделить внимание климатическим и географическим особенностям самого Таманского полуострова. Благоприятность данного места для человеческой жизнедеятельности определяется следующими факторами:
почва. В сочетании с мягким климатом качественная почва (южные черноземы) позволяет выращивать множество растительных культур: виноград, озимая пшеница, ячмень, подсолнечник и кукуруза, а также прочие зерновые и бобовые, теплолюбивые фрукты и овощи [3, с. 20];
вода. Одним из важнейших ресурсов Таманский полуостров обеспечен в избытке. Основные источники воды — это реки и лиманы, бывшие пресными вплоть до нового времени, а также подземные источники. В местах их выхода на поверхность, у родников, зачастую располагались древние населенные пункты. Наиболее известными источниками являлись Артезиан (поселок Сенной) и Турецкий фонтан (станица Тамань), обеспечивавшие водой города Кепы и Гермонасса соответственно;
фауна. Животный мир Таманского полуострова представлен в широком разнообразии и насчитывает порядка тысячи видов, включая обитателей вод. Морское богатство региона имело особую привлекательность, обусловленную наличием большого количества видов рыбы и моллюсков;
географическое положение. Помимо природных богатств, важную роль в развитии полуострова в различные временные периоды играло его географическое положение. Керченский пролив с двумя его берегами — Таманским и Керченским полуостровами — являлся перекрестком морских и сухопутных путей, своеобразным ключевым пунктом. Природное богатство и удачное положение местности благоприятствовали активному освоению данных земель разнообразными сообществами.
Колонизация земель Таманского полуострова эллинами делится на несколько периодов. Первая фаза датируется третьей четвертью VI в. до н. э. К этому отрезку относят появление первых сельских поселений, основанных за границами колоний, появившихся ранее. Освоение хоры (сельскохозяйственной части полиса) в разных центрах шло неравномерно как по удаленности от центра, так и в хронологическом плане, то есть первые сельские поселения могли появляться одновременно с образованием позднейших колоний [4, с. 203].
Вторая фаза первого периода относится к последней четверти VI в. и продлилась примерно до 470-х гг. н. э. Эта фаза выражалась активным развитием системы расселения, возникшей ранее. Так, в период с конца IV в. и до первых двух десятилетий V в. до н. э. произошло удвоение количества сельских поселений.
Второй период жизнедеятельности колоний начинается приблизительно в 470 г. до н. э. с трагических событий. Исследователями при раскопках обнаружены свидетельства вооруженных конфликтов в ряде городских и сельских поселений, также отмечался значительный рост количества захоронений с оружием. Вероятно, эти события явились причиной ощутимого упадка в развитии сельского хозяйства, выразившегося в уменьшении импорта продукции из Средиземноморья.
Такое выделение периодов ставит перед нами вопрос о том, что́ могло стать причиной, послужившей появлению этой грани. Скорее всего, искать ее стоит среди взаимоотношений эллинов с окружавшим их варварским населением. Эту точку зрения разделяют практически все исследователи [5, с. 253].
Следы греческой колонизации широко представлены на территории Таманского полуострова. Некоторые центры имеют сравнительно точную локализацию и довольно хорошо известны (упомянутые ранее Фанагория, Гермонасса, Кепы и Патрей). О других нам известно из письменных источников Ахилия и Киммерида, но эти центры не имеют точной привязки к местности [6, с. 207].
Таким образом, относительно небогатая и обрывочная база источников говорит о том, что выводы, сделанные на данном этапе, носят лишь гипотетический, предварительный характер. Продолжение археологических исследований в дальнейшем позволит сделать новые открытия, которые прольют свет на новые детали этого вопроса.
Литература:
- Пальцева, Л. А. Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии / Л. А. Пальцева. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. — 304 c. — Текст: непосредственный.
- Суриков, И. Е. Великая Греческая колонизация: экономические и политические мотивы (на примере ранней колонизационной деятельности Афин) / И. Е. Суриков. — Текст: непосредственный // Античный мир и археология. — 2010. — № 14. — С. 20–48.
- Паромов, Я. М. История археологических исследований на Таманском полуострове (1792–2016 гг.) / Я. М. Паромов. — Москва: Институт археологии РАН, 2023. — 336 c. — Текст: непосредственный.
- Завойкин, А. А. Периодизация освоения греками Таманского п-ова в VI-V вв. до н. э. (соотношение письменных и археологических источников) / А. А. Завойкин. — Текст: непосредственный // Античный мир и археология. — 2010. — № 14. — С. 203–217.
- Журавлев, Д. В. К вопросу о греческой колонизации восточной части Таманского полуострова / Д. В. Журавлев, У. Шлотцауэр. — Текст: непосредственный // Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Альманах. Т. 1. — 2011. — С. 252–293.
- Гарбузов, Г. П. Освоение греками земель Таманского полуострова в последней четверти VI — первой половине V в. до н. э. / Г. П. Гарбузов, А. А. Завойкин. — Текст: непосредственный // Античный мир и археология. — 2011. — № 15. — С. 194–222.