Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Специфика цвета в поздней чеховской прозе

Филология, лингвистика
06.08.2025
8
Поделиться
Аннотация
В статье автор исследует одну из составляющих предметного мира чеховских рассказов — цветовую палитру.
Библиографическое описание
Шабанова, А. А. Специфика цвета в поздней чеховской прозе / А. А. Шабанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 32 (583). — С. 174-. — URL: https://moluch.ru/archive/583/127931/.


В статье автор исследует одну из составляющих предметного мира чеховских рассказов — цветовую палитру.

Ключевые слова: предметный мир, цветовая насыщенность, художественное пространство, символ, символика цвет.

Предметный мир, которым окружен персонаж, — его жилье, мебель, одежда, еда, способы обращения персонажа с этими вещами, его поведение внутри этого мира, его внешний облик, жесты и движения, — всё это служит безотказным и целенаправленным средством характеристики человека [1]. Одной из составляющих предметного мира является его цветовая насыщенность.

Люди чрезвычайно восприимчивы к краскам в природе, в зданиях, внутреннем убранстве, в одежде, в быту [2]. Но зачастую в художественном тексте цветообозначению внимания практически не уделяется. Однако красочная палитра произведений — это такая же часть художественного пространства, в котором функционируют герои, развивается сюжет, и оставлять ее без внимания, считать незначительной было бы ошибкой. Ведь в художественном тексте каждая мелочь, каждая деталь подчинена его идее и несет в себе определенную нагрузку, и чеховские произведения исключением не являются.

В ранней прозе писатель пытается использовать как можно больше цветов и оттенков, пытается найти «свою» цветовую палитру. Стоит только вспомнить профессора желто-зеленой, уникальной, магии Болваниуса из рассказа «Летающие острова» (1882), вполне осязаемых «зеленых чертиков» в «Беседе пьяного с трезвым чертом» (1885), розовые щечки и розовые платьица молоденьких чеховских героинь.

Однако со временем цветовая насыщенность произведений Чехова становится минимальной, вместе с тем как смысловая значимость ее возрастает. Так, в позднем чеховском рассказе «Человек в футляре» (1898), открывающем маленькую трилогию, замечаем такую деталь в портрете главного героя — учителя греческого языка Беликова: «и зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши». Серый — цвет, который характеризует нечто обыденное, заурядное, банальное. Серый цвет активно используется Чеховым уже в ранней прозе. Так, в рассказе «Петров день» (1881) в этом цвете мы видим деревенский пейзаж с «серой колокольней» и с «сизым, едким дымом» (1,67). В рассказе «Зеркало» (1885) дочь помещика Нелли засыпает и видит сон, в котором все события разворачиваются именно на сером фоне, именно на нём «мелькает картина за картиной» (4, 269), он «не свободен от смертей» (4, 272). Серый фон, серый цвет в чеховских рассказах — скучная и унылая жизнь человеческая. В более поздней прозе писатель также не отказывается от употребления серого цвета. Он, вместе с белым и чёрным, занимает лидирующие позиции по количеству использования.

Беликов — хоть и главный герой, однако же человек абсолютно ничем не выдающийся, заурядный, боящийся проявить себя, иначе «как бы чего не вышло». Характеристику он получает через самое значимое, важное в его жизни — футляр, футляр обыденности, серости, невзрачности, футляр, в который он сам себя запер. Чтобы даже солнечный луч не мог пробиться через искусственно созданную самим Беликовым оболочку, он, в довершение ко всему, носит тёмные очки.

Единое во всех произведениях акцентирование серого цвета, сумрака, темных тонов, являющихся в художественном мире писателя символами уныния, тоски, одиночества, направлено на выявление в пространственных деталях символических значений обезличивания, обездушивания человека, насильственного заточения его внутренней свободы в пределах стереотипов общественной жизни, ведущих человечество к духовному вырождению [3]. В «Ионыче» (1898), например, мы видим такую же картину, выполненную в ахроматических тонах: «Кладбище обозначалось вдали тёмной полосой, как лес или большой сад. Показалась ограда из белого камня, ворота... При лунном свете на воротах можно было прочесть: «Грядёт час в онь же…» Старцев вошёл в калитку, и первое, что он увидел, это белые кресты и памятники по обе стороны широкой аллеи и чёрные тени от них и от тополей; и кругом далеко было видно белое и чёрное, и сонные деревья склоняли свои ветви над белым. Казалось, что здесь было светлей, чем в поле; листья клёнов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллей и на плитах, и надписи на памятниках были ясны» (10,31). Доктор Старцев ждёт свидания со своей возлюбленной, но вместо привычных для читателя ярких, лёгких тонов, господствуют только белый и чёрный. «Это эпизод несостоявшегося свидания героя с самим собой», — отмечает Елена Белых в статье, посвященной анализу сцены на кладбище. Герой в этом практически бесцветном пространстве проживает едва ли не самые сильные эмоции. Блуждая между могил, Старцев хотел закричать, «что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало; перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущал тепло, и это томление становилось тягостным»... (10, 32). Однако это движение души не получило дальнейшего развития, Старцев, вернувшись с несостоявшегося с Котиком свидания, думает лишь о том, что «не надо бы полнеть» (10, 32). Таким образом, чёрно-белая гамма этого эпизода предопределяет дальнейшую судьбу героя, обывательскую, скучную, тёмную, беспросветную.

В рассказе «Дама с собачкой» (1899) наиболее знаково, функционально присутствие серого цвета [4].

Одна из американских студенток Владимира Набокова вспоминала:

«Мистер Набоков говорил:

— Читайте и мечтайте, вглядываясь в унылые чеховские пейзажи, которые навевают чувство грустного очарования, — пейзажи, которые напоминают серые одежды, развешанные на серой покачивающейся бельевой веревке на фоне серого неба.

И еще он говорил:

— Чеховский мир — сизо-серого цвета» [4]. Сложно не согласиться с этим утверждением.

Серый цвет в рассказе «Дама с собачкой» употребляется при описании интерьера, экстерьера, одежды и внешности: Гуров, вспоминая возлюбленную, отмечает ее «красивые, серые глаза» (10, 130). К тому же Анна Сергеевна — блондинка, а жена его — женщина «с тёмными бровями» (10,128), брюнетка. Чехов противопоставляет героинь лишь косвенно, опять-таки не называя цвета.

Приехав в С., город, чтобы повидаться с Анной Сергеевной, Гуров, конечно, снимает номер: «Приехал он в С. утром и занял в гостинице лучший номер, где весь пол был обтянут серым солдатским сукном» (10, 137–138). С одной стороны, использование серого цвета в гостиничном номере абсолютно оправдано: это практично. Оттенок этот немаркий, неяркий, не привлекающий особого внимания. А с другой стороны, перед нами возникает картина неподвижной, унылой, обывательской провинции, тоски жизни городка С., которую даже лучший номер гостиницы не в силах скрыть. «Серая о пыли» (10, 138) чернильница со всадником только усугубляет впечатление, которое производит этот гостиничный номер.

Но и за стенами гостиницы серый цвет не ускользает от взгляда Гурова. Напротив дома фон Дидериц он видит «забор, серый, длинный, с гвоздями» (10, 138). Вскоре он начинает ненавидеть этот «серый забор» (10,138), впадая в уныние от той мысли, что «Анна Сергеевна забыла о нём и, быть может, развлекается с другим» (10,138).

«От такого забора убежишь», — думал Гуров, поглядывая то на окна, то на забор. (10, 138). Действительно, эта бесконечная, утыканная гвоздями, серая ограда, постоянно находящаяся перед глазами не может вызвать никаких приятных, беззаботных мыслей.

Серый цвет, окружающий Гурова, так влияет на его сознание, что в голову сами по себе лезут нехорошие мысли. Вернувшись в номер, он вновь видит ненавистный теперь серый цвет: это цвет одеяла, которым была покрыта постель в номере. «Вот тебе и дама с собачкой… Вот тебе и приключение… Вот и сиди тут» (10, 138) — дразнит он себя.

Таким образом, серый цвет в рассказе «Дама с собачкой» приобретает помимо прямого ещё и метафорическое значение, демонстрируя унылую скучную жизнь провинциального города.

Конечно, есть в чеховских рассказах и яркие, нежные, светлые тона. В той же «Даме с собачкой», мы видим белые облака, морскую воду сиреневого цвета, золотую полоску луны, однако вся эта светлая, лёгкая палитра разбивается о серость провинциальной жизни, которая приходит на смену ялтинскому отдыху.

В рассказе «Невеста» (1903) мы также встречаемся с большим количеством серого цвета. Главной героине, Наде, родной город кажется «серым, провинциальным» (10, 215) после того, как она по настоянию Саши покинула его, отказалась от замужества и решила получить образование. Она понимает, что совершенно изменилась, что родной городок больше не сможет заманить ее, заставить здесь остаться, он теряет прежнюю свою привлекательность: «Надя ходила по саду, по улице, глядела на дома, на серые заборы, и ей казалось, что в городе всё давно уж состарилось, отжило и только ждёт не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего» (10, 219). Выбор Нади — за будущим, а в провинциальном городке героине уже мало места, поэтому она покидает родной город, как полагала — навсегда.

Итак, на основе проанализированных примеров, мы можем сделать вывод, что художественное пространство поздней прозы Чехова действительно становится не таким уж ярким, его мир — «сизо-серого цвета». Можно предположить, что выбор такого неяркого оттенка обусловлен стремлением показать действительную жизнь, обывательскую, провинциальную. Ведь чеховские герои — обыкновенные люди, которым не присуще нечто выдающееся, не присущи никакие исключительные качества. Писатель пытается изобразить то, что происходит в реальной жизни, а в ней подвиги — скорее исключение, чем правило. Поэтому серость, обыкновенность — постоянная деталь поздних рассказов Чехова.

Литература:

  1. Соловьев С. Цвет, число и русская словесность. [Электронный ресурс]: https://davidsbuendler.kz/page:s-solovev-cvet-chislo-i-russkaja-slovesnost (Дата обращения 05.08.2025).
  2. Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. М., 1986. С.4.
  3. Еранова Ю. И. Художественная символика в прозе А. П. Чехова. [Электронный ресурс]: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003288341/ (Дата обращения 05.08.2025).
  4. Грин Х. Мистер Набоков // В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997. С.200.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
предметный мир
цветовая насыщенность
художественное пространство
символ
символика цвет
Молодой учёный №32 (583) август 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 174-):
Часть 2 (стр.93-176)
Расположение в файле:
стр. 93стр. 174-стр. 176

Молодой учёный