В статье анализируются правовые основания признания права собственности на земельный участок через суд как одного из способов защиты гражданских прав. Рассматриваются условия применения данного механизма, подходы судебной практики и позиции правовой доктрины относительно его правовой природы.
Ключевые слова: земельный участок, признание права собственности, судебная защита, гражданское право, приобретательная давность, правовой спор.
Признание права собственности на земельный участок возможно через суд, что представляет собой одну из предусмотренных законом форм защиты нарушенного гражданского права (п. 1 ст. 59 ЗК РФ [2], ст. 12 ГК РФ [1]). Поскольку данные споры носят правовой характер, заинтересованное лицо обязано прибегать именно к исковому производству, подача заявления в особом производстве для установления «наличия права собственности» недопустима.
Судебное признание права собственности на землю возможно в тех же случаях, что и признание права собственности на другое недвижимое имущество. В частности, если данное право возникло до 30 января 1998 года, то есть до начала действия Закона о регистрации прав на недвижимость, но по каким-либо причинам не было внесено в ЕГРН, возникает основание для подачи иска (ч. 1 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости [3]). Аналогичным образом, право может быть признано за правопреемником организации, реорганизованной после того, как она владела недвижимостью (п. 2 ст. 218 ГК РФ). Кроме того, закон допускает признание права собственности при наличии всех условий, предусмотренных нормой о приобретательной давности (когда лицо фактически пользовалось участком в течение длительного периода, что предусмотрено ст. 234 ГК РФ).
Так, сложившаяся судебная практика позволяет утверждать, что суд с большей вероятностью удовлетворит иск о признании права собственности по приобретательной давности, если будет установлено совокупность определенных юридически значимых обстоятельств. К ним, прежде всего, относится наличие подтвержденного факта фактического, открытого и добросовестного пользования спорным земельным участком на протяжении не менее пятнадцати лет. Данные обстоятельства можно обосновать как свидетельскими показаниями, так и документами, доказывающими произведенные расходы по содержанию участка. Ко всему прочему, важное значение в таких делах имеет установление того, что участок не находится в государственной или муниципальной собственности. Данное обстоятельство доказывается, как правило, сведениями из соответствующих реестров, в которых должно отсутствовать упоминание о спорной территории [4].
Закон связывает возможность реализация права на приобретение в собственность земельного участка (права на приватизацию земельного участка) с решением органа власти, уполномоченного на его предоставление (органа исполнительной власти или местного самоуправления). Данные субъекты часто отказывают в передаче земли, ссылаются на [5] и действующие полномочия. На практике наибольшее число таких отказов вызвано непредставлением заявителем документов, необходимых для оформления права собственности. При этом, отсутствие бумаг зачастую обусловлено объективными причинами, не зависящими от воли заявителя. Документы могут быть утеряны, например, вследствие прекращения деятельности дачного товарищества, либо оказаться несохраненными в архивах, либо попросту не дойти до адресата. По данной причине, когда документы, свидетельствующие о праве, отсутствуют, но нет факта их недобросовестного сокрытия, обжалование отказа органа власти становится юридически нецелесообразным, ведь само решение, как правило, соответствует закону. Органы власти вправе отказать в передаче земли, если не представлены необходимые правоустанавливающие документы (что указывает на невозможность безусловной передачи участка конкретному лицу).
Когда возникает необходимость приобрести земельный участок в собственность, возникает закономерный вопрос: каким образом гражданин может реализовать данное право? Сложившаяся судебная практика показывает следующее: эффективным способом защиты в подобной ситуации является признание права собственности. В таких случаях истец обязан доказать наличие всех тех обстоятельств, с которыми закон связывает возможность приобретения указанного участка. При подтверждении данных юридически значимых фактов суд, ссылаясь на то, что гражданин вправе получить участок бесплатно через административную процедуру, выносит решение о признании за ним права собственности.
Однако уместно задаться и следующим вопросом: действительно ли в такой ситуации применим именно данный способ правовой защиты? Ответ на него следует искать в положениях ст. 12 ГК РФ, в котором признание права прямо указано как один из законных способов защиты нарушенного или оспариваемого права. В развитие данной нормы п. 1 ст. 59 ЗК РФ конкретизирует применение данного института именно в отношении земельных участков, подчеркивает, что защита реализуется исключительно в судебной форме. Вместе с тем, несмотря на наличие нормативной формулировки, в законодательстве отсутствуют специальные положения, раскрывающие механизм реализации признания права, что свидетельствует об очевидном правовом пробеле.
Отметим правовую позицию, изложенную в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. В нем подчеркивается, что «отражение в судебном акте возникшего на законном основании права, наличие которого не признано кем-либо из участников правоотношений», и есть сущность признания права. Данный способ правовой защиты направлен не на устранение нарушения, а на юридическое закрепление уже существующего правового положения между сторонами [6].
В правовой доктрине существует несколько противоположных взглядов на правовую природу исков о признании права. Широко распространено мнение, согласно которому признание права допустимо при наличии спора, суть которого заключается в оспаривании или отрицании со стороны третьего лица субъективного правомочия истца. Данный подход определяет признание как средство констатации существующего права [7, с. 168].
Между тем, в научной литературе имеется и иная концепция, предполагающая, что признание права нередко носит не только подтверждающий, но и правообразующий характер. Приверженцы данной позиции допускают возможность, при которой в ходе судебного процесса формируется новое субъективное право, которое ранее юридически не существовало. Другими словами, суд своим решением создает правовое основание, наделяет истца соответствующим правом впервые [8, с. 518].
Если обратиться к действующим нормативным актам, можно прийти к следующим выводам. В соответствии со ст. 12 ГК РФ, признание права входит в число охраняемых законом способов защиты. В то же время, на основании ст. 3 ГПК РФ, к защите допускается только то право, которое является нарушенным, оспариваемым или не признанным. Применительно к признанию права это означает, что основанием для обращения в суд служит наличие правового конфликта, при котором возникает сомнение в существовании определенного субъективного права. Несмотря на то, что в законодательстве отсутствует четкое определение содержания данного способа защиты, его практическое применение всегда предполагает наличие противоположных правовых позиций и завершение конфликта вынесением судебного акта, устанавливающего правовой результат.
Отметим, что в ряде норм законодатель прямо указывает на правоустанавливающий характер решений суда. К примеру, ст. 222 ГК РФ (в отношении самовольных построек), ст. 225 ГК РФ (в случае бесхозяйного недвижимого имущества), ст. 234 ГК РФ (в связи с приобретательной давностью) предусматривают, что именно судебное решение становится юридическим основанием возникновения соответствующих прав. Такое правовое регулирование соответствует общему положению ст. 8 ГК РФ, в котором закреплено, что акт суда может быть самостоятельным источником возникновения гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, признание права собственности на земельный участок — это закрепленный законом способ защиты, важный инструмент установления правовой определенности. Его применение возможно лишь при наличии спора о праве, что обуславливает необходимость обращения в суд в порядке искового производства. Признание права собственности на земельный участок допускается в установленных законом случаях. Признание права может носить как правоконстатирующий, так и правообразующий характер (все зависит от обстоятельств дела). Эффективность применения рассматриваемого способа защиты напрямую связана с добросовестностью истца, полнотой доказательств и соблюдением установленных законом норм. Несмотря на отсутствие детальной регламентации механизма признания права собственности на земельный участок, данный способ защиты применяется на практике.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (// Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
- Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 29 (ч. 1). — Ст. 4344.
- Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26.06.2024 № 88–18107/2024 (УИД 50RS0046–01–2022–002821–72) // СПС «КонсультантПлюс».
- Апелляционное определение Московского областного суда от 11 декабря 2012 г. по делу № 33–26045/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление ФАС СКО от 22 мая 1998 г. № Ф08–749/97 // СПС «Консультант Плюс».
- Закарян А. Г. Признание права собственности на земельный участок: вопросы судебной практики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2024. — № 1–3(88). — С. 167–170.
- Ахрамеева М. А. Проблемы признания права собственности на земельный участок в судебной практике / // Флагман науки. — 2025. — № 3(26). — С. 518–520.