В статье рассматривается взаимосвязь особенностей Я-концепции и их влияние на психологическое благополучие у мужчин. Исследование направлено на выявление различий в психологического благополучия в зависимости от индивидуальных характеристик Я-концепции.
The article examines the relationship between the characteristics of the Self-concept and their impact on psychological well-being in men. The research aims to identify differences in psychological well-being depending on the individual characteristics of the Self-concept.
Кардинальные системные изменения в социокультурной и экономической сферах российского общества в последние десятилетия существенным образом меняют не только внешнюю среду, но и внутренний мир личности. Направление и содержание личностных изменений в значительной мере определяются механизмами самосознания и саморегуляции, формирующими необходимые для жизнедеятельности в изменяющихся условиях системы Я-концепции. Не случайно к Я-концепции все чаще обращаются при исследовании значимых жизненных феноменов личности не только в разных областях психологии, но и в смежных с ней областях человекознания (философии, педагогике, социологии, медицине, экономике и т. п.).
Способность к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является Я-концепция.
В настоящее время Я-концепцию можно понимать как динамическая система представлений человека о самом себе , включающая осознание своих физических, интеллектуальных и социальных особенностей. Это своеобразная когнитивная карта, определяющая, как человек интерпретирует происходящие события и выстраивает взаимоотношения с окружающим миром.
С момента своего возникновения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации собственного опыта человека и, как показывают исследования, она определяет меру и качество представленности человека в мире даже более чем его способности и характер.
Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Особенности Я-концепции находят свое отражение в жизнедеятельности личности и в некоторой степени взаимообусловлены с ней.
К настоящему времени в психологической науке сложилось несколько направлений в изучении Я-концепции, ориентированных на ее содержание, структуру, механизмы и отдельные компоненты (У. Джеймс, Э. Эриксон, В. В. Столин, С. Р. Пантелеев, И. И. Чеснокова, А. А. Налчаджян, А. А. Реан, Р. Берне и др.); функции (К. Роджерс, Р. Берне, Ю. М. Орлов и др.); детерминанты формирования (Ч. Кули, Д. Мид, Э. Эриксон, Р. Берне и др.); связи с другими психическими явлениями (А. А. Налчаджян, А. А. Реан, Е. А Климов и др.).
Сегодня благодаря развитию практической психологии особо востребованными оказались исследования содержания и структуры Я-концепции в контексте актуальных жизненных проблем, ролей и функций личности, в частности, в контексте концепции я-мужчина. Несмотря на практическую востребованность, исследования такого рода малочисленны.
Из обобщения экспериментальных исследований отечественных и зарубежных ученых И. С. Кон делает вывод, что мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости Я в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности. С точки зрения И. С. Кона, завышенные самооценки помогают мужчинам соответствовать стереотипам маскулинности. Исследование Т. В. Андреевой (1989) посвящено изучению самооценки интересов и активности мужчин и женщин через несколько лет после окончания вуза по одной из наиболее творческих специальностей — архитектуре. Косвенно эти данные позволяют судить об особенностях Я-концепции молодых мужчин и женщин.
Достаточно интресна, на наш взгляд, статья ректора института НЛП М. Пелехатова. В ней говорится: «У каждого из нас в разные периоды жизни складываются различные образы себя — то, что называется «Я-концепция». В какой-то момент времени появляется идея: Я-умный, в какой-то: Я-гуманитарий или Я-технарь. Существуют и общие для людей Я-концепции: Я-мужчина или Я-женщина. Все они образуются, поддерживаются (или разрушаются), развиваются или уничтожаются по одним и тем же схемам. Наши внутренние качества, то, что мы знаем о себе, то, во что мы верим, обладают структурой. Именно это и позволяет понять, как строится или разрушается это представление. Так же строится в голове у правонарушителя своя криминальная Я-концепция: Я–вор, Я–мошенник, Я-успешный преступник».
Чем больше у нас есть доказательств того, что мы проявили какое-то качество в жизни, тем больше у нас уверенность в том, что мы таковым и являемся. Если мы подумаем о том, почему мы решили для себя: «Я-умный», окажется, что есть воспоминания о прошлом опыте, когда это подтверждалось. Причем абсолютно не важно (и это важно!) был ли этот опыт реальным или придуманным…
Следующее подтверждение — я и сейчас такой. Я использую это качество в настоящем и тоже могу привести какое-то количество примеров в разных контекстах (я умный на работе, в беседах с друзьями, в общении с девушкой). Может быть, поэтому люди любят, когда ими восхищаются? Это стабилизирует и укрепляет собственное представление о себе. Ну, и конечно же, в будущем я тоже такой! Я представляю себе, что я такого делаю, что подтверждает это мнение.
Чем дальше в моем прошлом опыте есть доказательства, тем прочнее фундамент. Чем дальше в прошлое, тем дальше в будущее. Качество становится поведенческим шаблоном.
Очень важны ролевые образы. Кто из известных тебе людей тоже отвечает этому качеству и какие черты ты перенял или хотел бы перенять у него? А может быть есть знакомые, о которых ты точно знаешь, — он такой (она такая)! Помните портреты в классе математики, химии, литературы? Ученые, которые стали для нас навсегда образцами ума — Ломоносов, Эйнштейн, Гаусс, и писатели — Пушкин, Гоголь, Достоевский, запечатлевшиеся, как образцы писательского таланта. У всех есть кумиры-образцы для подражания в различных сферах жизни. И не обязательно это звезды спорта, знаменитые ученые. Нет! Это могут быть знакомые, обладающие каким-то важным качеством.
Следующая составная часть структуры — противоположные примеры. Их должно быть немного (5–10 %) в устойчивой Я-концепции. Именно они создают петлю обратной связи с внешним миром и заставляют развиваться! Я умный, но есть еще куда стремиться! Есть небольшие недоработки…
Разрушение Я-концепции не происходит быстро в условиях обычного взаимодействия людей. Она скорее размывается…. Ставится под сомнение и только потом исчезает окончательно. Кто не помнит риторических вопросов: «Какой же ты мужчина, если даже лампочку ввернуть не можешь (варианты — вбить гвоздь, повесить картину)? «Да и друзья у тебя те еще…». Как, вы думаете, поведет себя мужчина, у которого Я-концепция Я-мужчина поплыла… Ее нужно поддержать…. Как мужчина будет поддерживать эту идею? С помощью женщин, конечно же. И, по-видимому, не тех, кто сомневается в его качествах…
В последние годы очень часто пишут об игровой зависимости. Нет! Эти люди не зависимы от игр. Они — эмигранты в другую реальность. Они так и живут между двумя мирами, а иногда мир реальности служит лишь для поддержания возможности жить в виртуальном мире. Создаются части личности, которые никогда не встретятся… И одна из них дезадаптируется в нашем мире. Очень немногие используют виртуальный мир для того, чтобы там отрабатывать стратегии поведения или общения реального мира. Мало тех людей, которые предпочитают на игре в оловянных солдатиков лишь моделировать настоящее сражение. В основном, жители виртуальных миров предпочитают быть настоящими генералами настоящих оловянных солдатиков… Так и рождаются «ники», связанные с новым представлением о себе, точнее, с новой я-концепцией…. Посмотрите, как мало в Интернете людей, позволяющих себе быть там и писать там под настоящими именами.
Поэтому очень важно адекватно воспринимать окружающий мир и самое главное, себя.
У мужчин Я-концепция отмечается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве, а Я-образ моделирует и осознает себя преимущественно в сферах: «работа», «любовь», «познание», с некоторым игнорированием Я-образа, связанного с семейными ролями.
Вывод Т. В. Андреевой (1998) о том, что молодые мужчины с направленностью на творчество имеют более сбалансированные приоритеты, дает основание предположить, что и Я-концепция мужчин (возможно, не только творчески ориентированных) более сбалансирована. Н. Н. Обозов (1995) на основе исследований ряда авторов подчеркивает следующие психологические различия между мужчинами и женщинами. Существуют различия между полами по отношению к похвале и вознаграждению. Женщина, даже если она понимает, что работа сделана хорошо, все равно испытывает потребность в том, чтобы работа была отмечена окружающими людьми. Мужчины также любят получать вознаграждения за свой труд, но если мужчина уверен, что он сделал хорошую работу, то он будет иметь высокое мнение о себе даже в том случае, если его работа не признается окружающими. Мужчины более независимы в самооценке от мнения окружающих.
Таким образом, Я-концепция — это одна из мощнейших систем убеждений, установок и представлений мужчины о себе и ситуации вокруг него. Поэтому мужчина, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «богатый» — в соответствии с известными ему стандартами поведения «богатого». Я-концепция может играть роль фильтра, организующего восприятие и оценку опыта.
Литература:
- Бёрнс, У. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / У. Р. Бёрнс. — М.: «Прогресс», 1986. — 422 с.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — Санкт-Петербург: Питер, 2005. — 940 с.
- Манеров, Р. В. Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Р. В. Манеров. — Санкт-Петербург, 2013. — 26 с.