В современном мире наблюдается интенсивный рост числа детей с расстройствами аутистического спектра. Это требует поиска новых подходов к их обучению и взаимодействию с другими учениками. Инклюзивное образование предоставляет детям с РАС возможность получить полноценное образование. В свою очередь, педагоги получают мотивацию для развития своих компетенций, чтобы адаптировать образовательную среду под нужды таких учеников. Однако в этой области всё ещё есть проблемы. И здесь на помощь приходит тьютор.
Цель данной статьи — исследовать эффективность тьюторской поддержки для детей с аутизмом в инклюзивной среде. Обосновать, что индивидуальное тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра — это ключевой элемент успешного образовательного процесса в условиях инклюзии.
Ключевые слова : инклюзия, тьютор, дети с расстройствами аутистического спектра, тьюторское сопровождение, образовательный процесс, индивидуальный образовательный маршрут, образовательное пространство, социализация, адаптация.
The growing number of children with autism spectrum disorders in educational settings has highlighted the need for innovative approaches to ensure equal participation of these students alongside their typically developing peers. Inclusive education provides children with ASD the opportunity for full educational experience, while also motivating teachers to enhance their skills to tailor the learning environment to the needs of these students. However, there are still numerous challenges in this area. And, of course, the key to overcoming these challenges lies in the role of the tutor. In this article, I will explore the unique characteristics, responsibilities, and significance of tutor support for children with autism spectrum disorders in the context of inclusive education.
Keywords : inclusion, tutor, children with autism spectrum disorders, tutorial support, educational process, individual educational route, educational space, socialization, adaptation.
Согласно официальной информации, предоставленной Министерством здравоохранения Российской Федерации, в нашей стране проживает около 37 тысяч детей с диагнозом «аутизм» и 593 взрослых человека с таким же диагнозом. Однако в 2013 году Минздрав подтвердил, что распространённость расстройств аутистического спектра в детской популяции составляет 1 %. Это означает, что в России на самом деле более 300 тысяч детей с аутизмом и не менее миллиона взрослых людей с РАС, поскольку аутизм не лечится и не исчезает после достижения 18 лет. Это также означает, что более 90 % людей с аутизмом в России не имеют официального диагноза [1].
Исследования, проведённые на разных континентах, таких как Азия, Европа и Северная Америка, показали, что расстройства аутистического спектра проявляются у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В марте 2023 года Центр по контролю и профилактике заболеваний США предоставил новые данные: аутистические расстройства встречаются у одного из 36 детей в возрасте восьми лет. При этом у мальчиков они диагностируются в среднем в 3,8 раза чаще, чем у девочек. В ходе исследования были использованы данные, собранные в 2020 году. Выборка исследования была обширной: всего было проанализировано 226 339 детей, из которых 6245 имели диагноз «РАС». Исследование проводилось в 11 штатах США, и его результаты показывают, что в среднем у 8-летних детей РАС встречается примерно в 2,77 % случаев, то есть 1 ребёнок из 36 имеет этот диагноз [2].
В развитии детей с расстройствами аутистического спектра можно выделить несколько ключевых аспектов. Один из них — это трудности в общении. Дети с такими нарушениями часто испытывают проблемы с коммуникацией, что затрудняет процесс формирования устной речи. Кроме того, у детей с аутизмом есть особенности восприятия информации в диалоге. Они могут испытывать трудности с концентрацией внимания и периодически раздражаться из-за внешних факторов в процессе обучения.
Также у детей с расстройствами аутистического спектра часто наблюдаются проблемы с когнитивными функциями. Им сложно переключатся между задачами из-за особенностей работы нервной системы. Это может проявляться в разных сферах: моторной, речевой и интеллектуальной, а иногда и во всех сразу. Особенно сложно преодолеть инертность мышления. Это необходимо учитывать при сопровождении ребёнка с аутичным расстройством в учебной деятельности [3].
Порой ребёнок с расстройством аутистического спектра может производить впечатление человека с нарушениями зрения и слуха. Он не реагирует на предметы вокруг, не вздрагивает и не оборачивается на громкие звуки, но при этом может реагировать на слабые звуковые и визуальные стимулы.
Ребёнок может отказываться переодеваться или носить любую одежду, кроме нескольких определённых вещей. Также при аутизме часто нарушается чувство опасности: ребёнок ведёт себя так, будто у него отсутствует инстинкт самосохранения. Такое поведение может быть опасным для здоровья и привести к серьёзным травмам [4].
Характерные черты развития детей с расстройствами аутистического спектра проявляются также в том, что они не могут в полной мере проявить свои умения и таланты в образовательной среде.
Тьютору, сопровождающему детей данной нозологической категории, необходимо принимать во внимание особенности их развития и поведения и строить общение с ними, учитывая их индивидуальные потребности [5].
В процессе инклюзивного обучения тьютор может столкнуться с рядом проблем, которые затрагивают различные аспекты: теоретический, организационный, методический и психологический.
Теоретические проблемы: недостаточное знание особенностей развития детей с расстройствами аутистического спектра и методов их обучения.
Организационные проблемы: сложности в координации работы с учителями, специалистами и родителями, а также в адаптации учебных материалов и программ под потребности обучающихся с РАС.
Методические проблемы: трудности в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе подходящих методик и технологий обучения для детей с аутичными расстройствами.
Психологические проблемы: необходимость учитывать особенности эмоционального и психологического состояния учеников данной нозологической категории, а также поддерживать их мотивацию и уверенность в своих силах.
Для того чтобы обеспечить эффективную работу с детьми с расстройствами аутистического спектра, тьютору необходимо создать специальную образовательную среду, которая будет учитывать индивидуальные потребности каждого ребёнка. Это возможно только при условии тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса (обучающегося с РАС, его родителей или законных представителей, тьютора, педагогического состава образовательного учреждения и коррекционных специалистов).
Чтобы создать и внедрить гармоничную образовательную среду для детей с РАС, необходимо выполнить ряд условий:
— обеспечить регулярную специализированную поддержку;
— последовательно включать ребёнка в процесс освоения индивидуального образовательного маршрута;
— создать условия для эффективного освоения материала с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Тьютор — это ключевой элемент в системе взаимодействия между ребёнком с расстройствами аутистического спектра и образовательной средой. Он помогает создать сбалансированный и результативный процесс обучения и развития ребёнка [6].
Чтобы ребёнок с РАС мог успешно социализироваться и получать качественное образование, необходимо создать условия для его сопровождения тьютором. Важно вовлечь родителей в образовательный процесс, ведь они ближайшее окружение ребёнка, и их отношение к учёбе играет ключевую роль в достижении высоких результатов. Грамотная работа тьютора и педагогов поможет ребёнку адаптироваться к школьной жизни и успешно продолжить обучение [7].
Среди ключевых особенностей работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, можно выделить следующие:
— создание для ребёнка с РАС в классе спокойного и уединённого места, где он сможет побыть один. Важно, чтобы у обучающегося с РАС была возможность при необходимости выйти из класса и взять с собой любимый предмет (игрушку например). Также рекомендуется, чтобы ученик данной нозологической категории сидел на последней парте, где он постепенно адаптируется к школьной обстановке.
— строгое соблюдение личных границ. Ни в коем случае нельзя повышать голос. Аутичные дети негативно реагируют на чрезмерную эмоциональность и нарушение их личных границ. Повышение голоса может вызвать у них сильный стресс, который будет долго проходить. А телесный контакт в некоторых случаях может восприниматься как жестокое нарушение границ. Общение с обучающимся данной нозологической категории должно быть негромким, а в некоторых случаях, особенно если ребёнок возбуждён, даже шёпотом. Тьютор должен избегать прямого взгляда на ребёнка и резких движений.
— избегание прямых вопросов и требований к ребёнку о продолжительности выполнения задания в случае отказа. Если ребёнок не принимает инструкции и правила, которые предлагает тьютор, ни в коем случае нельзя их навязывать. Не стоит ожидать немедленного ответа на заданный вопрос. Обработка информации у всех происходит по-разному. Кому-то требуется 10 секунд, кому-то — минута, а кому-то и больше. Если задавать один и тот же вопрос несколько раз, рассчитывая на более быстрый ответ от ребёнка с аутичным расстройством, можно только усугубить ситуацию.
— доброжелательная атмосфера в образовательном учреждении важна для успешного обучения ребёнка с РАС.
— схематичность и визуализация. Аутичным детям легче воспринимать информацию в виде схем, поэтому тьютору следует опираться на них в своей работе. Дети с аутизмом лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух. Самый простой способ коммуникации с таким ребёнком — визуализация. В качестве визуальной поддержки можно использовать фотографии, рисунки, трёхмерные предметы и написанные слова. Это значительно облегчает общение тьютора с ребёнком.
— положительное подкрепление. Важно дождаться момента, когда ученик с аутичным расстройством сделает то, что от него хотел тьютор, и сразу же поощрить его. Поощрения могут быть самыми разнообразными. Кто-то из детей с удовольствием сделает что-то за чупа-чупс, а другой согласится и за капусту. Ребёнку данной нозологической категории необходима постоянная поддержка взрослого, его одобрение, чтобы он мог перейти к более активным и сложным отношениям с окружающим миром. Здесь очень важно уметь чувствовать настроение ребёнка и понимать его поведение. В процессе работы с ребёнком с РАС выявляются стимулы, на которые тьютор может опираться при сопровождении [8].
Чтобы обеспечить наиболее результативное тьюторское сопровождение для этой группы учащихся, требуются особые подходы, инструменты и ресурсы. Среди них:
— метод систематического обучения;
— визуальная поддержка;
— методы и приёмы, используемые в рамках прикладного анализа поведения (ABA);
— методы альтернативной коммуникации (карточки PECS, жесты, глобальное чтение, предметные символы, графические символы);
— стратегии преодоления проблем с адаптацией.
Тьюторское сопровождение ребёнка с РАС включает в себя три компонента:
— помощь на уроках;
— помощь в соблюдении режима;
— помощь во время внеурочной деятельности.
В процессе обучения тьютор оказывает поддержку ребёнку на разных уровнях. Эти уровни зависят от индивидуальных особенностей и возможностей ученика. На первом уровне тьютор постоянно помогает ребёнку, выполняя все действия вместе с ним. Это наиболее интенсивный уровень поддержки. На втором уровне тьютор направляет ребёнка, помогая ему понять задание и выполнить его. Например, учитель даёт небольшое задание всему классу, а тьютор объясняет его ребёнку с РАС или подсказывает, как его надо выполнить. На третьем уровне поддержка тьютора становится менее интенсивной. Он помогает ребёнку только в организации своей работы. Например, тьютор подсказывает, что надо выйти к доске, поднять руку или взять необходимые материалы. Также тьютор сопровождает обучающегося данной нозологической категории в течение всего учебного дня. Он помогает ему с самого утра, когда ребёнок приходит в школу, и до вечера, когда его забирают.
Сюда входит:
— сопровождение в другой кабинет (при необходимости);
— помощь в выполнении санитарно-гигиенических процедур;
— помощь в подготовке к уроку физкультуры (помочь переодеть ребенка);
— организация перемен.
Сопровождение обучающегося с РАС во внеурочной деятельности включает в себя:
— сопровождение на прогулке: тьютор помогает ребёнку одеться, добраться до места, следит за поведением и контролирует его;
— сопровождение ребёнка в столовую, раздевалку, туалет;
— сопровождение ребёнка на школьных мероприятиях [9].
Основываясь на вышесказанном, можно сделать заключение, что тьютор, который разбирается в особенностях сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования, может обеспечить качественное обучение детей данной нозологической категории в соответствии с их возможностями здоровья в любой образовательной организации. В работе с детьми с РАС тьютор должен уделять особое внимание этическим аспектам.
Учитывая разнообразие расстройств аутистического спектра, тьютор должен быть предельно осторожен и внимателен в работе с каждым ребёнком, а также хорошо понимать особенности его поведения. Все коммуникации с ребёнком с РАС должны происходить в позитивной эмоциональной атмосфере, с соблюдением дистанции и избеганием эмоционально насыщенных физических взаимодействий [10].
Таким образом, тьюторское сопровождение играет ключевую роль в успешном обучении, социализации и адаптации ребёнка с расстройствами аутистического спектра. Тьютор работает вместе с родителями, учителями и другими участниками образовательного процесса. Благодаря совместной работе и выбранным стратегиям ребенок с РАС может успешно социализироваться, адаптироваться и усваивать учебный материал. Также он развивает социально-бытовые навыки.
В процессе работы с тьютором ребёнок данной нозологической категории постепенно учится обходиться без постоянной поддержки тьютора, а в некоторых случаях — самостоятельно справляться с учёбой. Цель тьюторского сопровождения — не только передать ребёнку знания и навыки, научить его учиться и применять полученные в школе знания на практике, но и помочь ему осознать смысл и ценность результатов своего взаимодействия с миром.
Литература:
- Письмо Министерства здравоохранения РФ № 15–3/407 от 15.03.2021 г.
- Гончаренко М. С., Манелис Н. Г., Семенович М. Л., Стальмахович О. В. Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общей ред. Хаустова А. В., Манелис Н. Г. — М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. — 177с.
- Зеленюк М. А. Роль технологии тьюторского сопровождения в современном образовательном процессе // Сборник материалов XI Региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. 2015. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24721217
- Калашникова С. А., Елохина К. А. Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования: системно — ресурсный подход // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 3. С. 33–40. DOI:10.21209/2542–0089–2018–13–3–33–40. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya-sistemno-resursnyy/viewer
- Феррои Л. М., Панюшева Т. Д. Обучение особых детей общению // Аутизм и нарушения развития. 2007. № 2. С. 48–56.
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 10-е. Москва: Теревинф, 2016. 288 с.;
- Организация специализированной помощи при раннем детском аутизме: Методические рекомендации / Сост. В. М. Башина, И. А. Козлова, В. С. Ястребов, Н. В., Симашкова и др. М.: Медицина, 1989.
- Питере Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2003.238 с
- Лубовский В. И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование — 2013 — No 5-с.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 20.02.2019 г. Ме ТС-551/07 «O сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
- Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста. Пособие для родителей, семьи и друзей. Москва. Фонд «Выход», 2019. — 36с.