В статье раскрывается понятие алекситимии в научно-психологической литературе. Анализируются основные теории происхождения и развития данного феномена. Представлены основные диагностические методы выявления алекситимии.
Ключевые слова: алекситимия, диагностика, психосоматика, эмоции.
Название алекситимия произошло от слияния греческих слов: «а — отсутствие, lexis — слово, thymos — чувство» [1, с. 39]. Можно сказать, что на сегодняшний день данный термин является относительно молодым в психологической науке. Истоки изучения феномена алекситимии берут свое начало в рамках работ ученных занимающихся исследованиями индивидуально-психологических особенностей личности у психосоматических пациентов, страдающих различными типами расстройств [8, с. 505]. Исследования Дж. Руша (1948 год) способствовали разработке концепции алекситимии.
После ряда раннее проведенных другими ученными исследований Питером Сифнесом в 1973 году впервые был предложен сам термин «алекситимия». Именно эту дату можно считать начальной точкой отсчета, когда изучение феномена алекситимии стало проводиться не только в качестве смежного с медициной (в частности с психиатрией) понятия, а как отдельного определения в психологической науке.
Так, на современном этапе алекситимия — это состояние психики, характеризующееся трудностью распознавания собственных эмоций, ограниченностью способности выражать чувства словами и отсутствием фантазии [6, с. 22]. Люди с алекситимией испытывают трудности, как с интерпретацией, так и с использованием языка тела и других невербальных знаков. У людей с выраженной алекситимией изменения в аффективной, когнитивной и личностной сферах переходят на соматический уровень. Выразить свое эмоциональное состояние алекситимики могут, только используя язык тела [1, с. 40].
В. В. Соложенкин и Е. С. Гузова — авторы статьи ««Алекситимия (адаптационный подход) и психотерапевтическая модель коррекции» вышедшей в 1992 году представили в своей работе подробную классификацию алекситимии. Так, в ней отражены следующие виды:
1. Стабильные:
— Культуральная. Обусловлена культурально-специфическими моделями коммуникации.
— Конституциональная. Возникает по некоторым предположениям вследствие нарушения межполушарных взаимодействий.
2. Переходящие (они же адаптационные):
— Ситуативная. Фрустрирующие обстоятельства могут временно блокировать способность человека выражать свои чувства вербально.
— Защитная. Сопряжена со страхом перед содержанием эмоций и неумением понимать себя.
Принято выделять первичную и вторичную алекситимии. Первичная — представляет собой конституциональную особенность личности. Вторичная алекситимия — следствие различных по своему происхождению расстройств.
Можно выделить несколько основных научных теорий рассматривающих причины возникновения и развития алекситимии:
- Теория травматической соматизации. Рассматривает алекситимию как приобретённую в ходе травматического события модель поведения. Согласно этой теории, алекситимичные черты часто встречаются у лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами, они могут выражаться в патологической форме горя или скрытой депрессии[2, с. 61] .
- Биологическая теория. Анализирует это психологическое расстройство как первичный процесс, обусловленный генетическими механизмами, дефектами или особенностями развития головного мозга . [3, с. 386] Среди таких особенностей и дефектов выделяют нарушение взаимодействия между правым и левым полушарием, нарушение процесса передачи импульсов от лимбической системы к коре головного мозга и другие [5, с. 86].
- Социологическая теория. Изучение алекситимии представлено в рамках изучения следующих компонентов: воспитание в семье (в особенности это касается деструктивных изменений), общество в котором находится индивид (в том числе это относится к обществу с высокой степенью эмоционального сдерживания) и т. д.
Следует отметить, что, несмотря на обилие существующих теорий развития алекситимии в научно-исследовательской литературе на текущий момент нет единой, которая могла бы с точностью назвать и описать механизмы и причины возникновения и формирования данного феномена у индивидов. Однако следует признать, что имеющиеся концепции не противоречат друг другу, а скорее напротив — дополняют.
Джон Х. Кристалл пишет о том, что алекситимию трудно оценить [3]. Однако, с помощью определенных средств диагностики существует возможность оценки данного состояния.
В 1973 году Питер Сифнеос представил свой опросник алекситимии (SАQ). Позднее он был переформулирован в анкету больницы Бет Исраэль (ВIQ-1). Терапевт на основе собственных наблюдений должен был сам заполнять ее. Сегодня, опросник представляет собой 17 пунктов, заполняемых опрашивающим.
Опросник регистрирующий ответы, провоцируемые алекситимией (АРRQ) создал Генри Кристал (вместе с соавторами в 1983 году). Целью данного структурированного интервью, разработанного на основе предыдущей методики, является выявление аффективных реакций испытуемого в потенциально стрессовых ситуациях. Для этого испытуемому предлагается представить себя в 17 подобных сценариях, а исследователь, избегая эмоционально окрашенной лексики, использует зондирующие вопросы для уточнения аффективного характера ответов.
Исследователи пытались объективизировать оценку алекситимии с помощью проективных методик, используя количественные системы анализа ответов в тестах Роршаха и ТАТ. Целью было сравнить способность к фантазированию и выражению эмоций у психосоматических пациентов и контрольной группы. Тем не менее, отсутствие нормативных данных и значительные временные затраты ограничивают применение этих методов в клинической практике.
Так же выявление алекситимии возможно с помощью специальной одноименной шкалы в Миннесотском многоаспектном личностном опроснике (ММРI). Существует несколько вариаций данной методики. Однако важно, что «как ирвинская так и денверская шкалы уязвимы для критики в отношении критериев исключения, применявшихся для критики в отношении критериев исключения, применявшихся в их исследованиях» [4, с. 101].
Личностная шкала Шаллинга-Сифнеоса (SSPS) представляет собой опросник из 20 пунктов, оценивающийся по 4-х балльной шкале. Низкие результаты по данной методике указывают на наличие алекситимии. Согласно П. Сифнеосу, результат в 50 баллов или меньше считается признаком этого состояния. Исследование Дж. Б. Мартина и его коллег (1984) подтвердило, что эту методику можно использовать для выявления алекситимии. А. Ю. Третьяков (2006) в своем исследовании, используя эту методику вместе с Торонтской алекситимической шкалой (TAS), обнаружил, что средние значения, полученные обоими методами, совпадают [7, с. 67].
На сегодняшний день наиболее популярным средством диагностики алекситимии является Торонтская алекситимическая шкала (ТАS) состоящая из 26 пунктов. Эмпирические данные, полученные в ходе многочисленных исследований с использованием ТАS, позволили выявить высокую достоверность выявляемых результатов, а так же надежность и валидность ее структуры. Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева разработал собственную адаптацию TAS.
Подводя итоги, следует сказать, что алекситимия представляет собой неспособность распознавать, описывать и различать собственные чувства, а также отличать их от телесных ощущений. Она также связана с бедностью фантазии и ориентацией на внешние события. Знание компонентной структуры алекситимии является основой для разработки научно обоснованных и эффективных программ психологической реабилитации и коррекции, ориентированных на воздействие на ключевые элементы данного феномена.
Литература:
1. Брель Е. Ю. Алекситимия в норме и патологии: психологическая структура и возможности превенции: автореф. дис. д-ра психол. наук. — Томск. 2018. 39 с.
2. Искусных А. Ю. Алекситимия. Причины и риски возникновения расстройства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. статей по материалам LIII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск.: СибАК, 2015. № 6 (52). С. 59–68.
3. Кристал Г., Кристал Дж. Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма и алекситимия. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 425с.
4. Малкина-Пых И. Г. Об одном возможном методе психологической коррекции алекситимии //Сибирский медицинский журнал (Иркутск) — 2009. Т. 86. № 3. С. 99–107.
5. Николаева В. В. О психологической природе алекситимии // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М. 1993. С.84–93.
6. Соложенкин В. В., Гузова Е. С. Алекситимия (адаптационный подход) и психотерапевтическая модель коррекции // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. Т. 8, № 2. С. 18–24.
7. Потапова Н. А., Грехов Р. А., Сулейманова Г. П.. Проблемы изучения алекситимии в психологии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11. Естественные науки. 2016. С. 66
8. Lumley M. A, Stettner L., Wehmer F. How are alexithymia and physical illness linked? A review and critique of pathways. Journal of psychosomatic research, 1996, v. 41(6), p. 505–518