Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Отдельные проблемы квалификации превышения должностных полномочий

Юриспруденция
24.07.2022
499
Поделиться
Библиографическое описание
Абинов, И. О. Отдельные проблемы квалификации превышения должностных полномочий / И. О. Абинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 29 (424). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/424/94097/.


В статье рассматриваются проблемные аспекты квалификации превышения должностных полномочий.

Ключевые слова: превышение, должностные полномочия.

Отдельными проблемами квалификации превышения должностных полномочий являются сложности, возникающие при конкуренции части и целого.

Например, соотношение ч. 3 ст. 286 УК РФ, которая предполагает под собой превышение должностных полномочий, которое в свою очередь совершено с применением насилия или с угрозой его применения, с применением оружия или специальных средств, а также с причинением тяжких последствий, и, например, ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности».

В первую очередь проблемы возникают из-за формулировки пункта «в» части 3 ст. 286 УК РФ. Приведенная в УК РФ формулировка довольно расплывчата и относится к категории оценочных, в следствие чего определяется отдельно в каждом конкретном случае.

Например, тяжкий вред здоровью Кемеровским областным судом относился к тяжким последствиям, а в кассационном определении ВС РФ нет, что может говорить о том, что существует разность в понимании данного пункта различными судами [4; 5].

Однако некоторую конкретику в данное понятие вносит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 в части 21, где под тяжкими последствиями предлагает понимать: «…последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т. п.». Это хоть и вносит некоторую ясность в данный квалификационный признак, но в то же время не приводит полный перечень таких деяний, и не говорит, надо ли квалифицировать деяние только как п. «в» ч.3 ст.286, или же по совокупности преступлений с соответствующими статьями (в нашем случае ст. 109 УК РФ), например, превышение должностных полномочий последствиями которого является причинение смерти по неосторожности. Соответственно в данном случае тяжело определить по какому составу будет правильнее и справедливее квалифицировать указанное деяние, т. к. признаки указанного преступления содержатся как в ст. 109 УК РФ, так и в п. «в» ч.3 ст.286 УК РФ.

Так, причинение смерти по неосторожности — это тяжкое последствие. При этом, раз именно последствие в виде смерти, причинённой по неосторожности, вменяется лицу в качестве квалифицирующего признака, который влечет более строгое наказание. В данном случае, дополнительная квалификация по ст. 109 УК РФ означала бы двойное вменение, что противоречит принципу недопустимости двойной ответственности. Сравнение санкций ч. 3 ст. 286 УК РФ и любой части ст. 109 УК РФ позволяет сделать вывод, что санкция ч. 3 ст. 286 УК РФ существенно более строгая по сравнению с санкцией ст. 109 УК РФ. Поэтому причинение смерти по неосторожности охватывается составом преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ и дополнительной квалификации по ст.109 УК РФ не требует.

Также, при соотношении ч. 3 ст. 209 УК РФ («Бандитизм»), т. е. создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой) совершенное с использованием служебного положения со ст. 286 УК РФ. И хоть в Постановлении Пленума Верховного Суда № 19 нет конкретных указаний на то, как следует соотносить совершение преступлений с использованием служебных положений от превышения должностных полномочий, можно говорить, о том, что в данном случае имеется конкуренция части и целого.

Под конкуренцией стоит понимать такую ситуацию, когда совершенное деяние попадает одновременно под признаки двух и более норм, которые в равной мере предусматривают наказуемость такого деяния. Т. е. конкурирующие нормы в равной степени описывают признаки одного и того же преступления. В то же время, нормы, которые применяются в совокупности характеризуют деяние с разных сторон и не конкурируют между собой.

Так, конкуренция общей и специальной нормы по общему правилу должна разрешаться в сторону специальной нормы, в соответствии с правилами, указанными в ч.3 ст. 17 УК РФ.

Так, Б. и С. были осуждены Кемеровским областным судом по п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 и ч. 2 ст. 302 УК. Они признаны виновными в том, что как лица, производящие дознание, в помещении РОВД принуждали к даче показаний свидетелей с применением насилия и издевательств. Кроме того, являясь должностными лицами, превысили свои полномочия, поскольку с применением насилия и специальных средств совершили действия, явно выходящие за пределы их полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор изменила и исключила указание об осуждении Б. и С. по п. п. «а» и «б» ч. 3 ст. 286, указав следующее. Признавая Б. и С. виновными по п. «а», «б» ч. 3 ст. 286, суд неправильно применил уголовный закон, в нарушение требований ст. 17 УК признал совокупностью преступлений одно действие, предусмотренное общей нормой — ст. 286 УК, и специальной нормой — ст. 302 УК. В соответствии с ч. 3 ст. 17 УК в этом случае содеянное надлежит квалифицировать по ч. 2 ст. 302 УК, а общая норма (п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 286) подлежит исключению из приговора как излишне вмененная [3].

Или, например, если соотносить ч. 3 ст. 209 УК РФ «Бандитизм», т. е. создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой) совершенное с использованием служебного положения со ст. 286 УК РФ, то в данном случае целым будет являться ч. 3 ст. 209 УК РФ, поскольку она описывает деяние в целом охватывая и простой бандитизм, и использование служебных полномочий, а ст. 286, является частным. Так, никакое должностное лицо не имеет полномочий совершать деяния, предусмотренные ст. 209 УК РФ, но в случае их совершения квалифицировать деяния должностного лица, надлежит только по ч.3 ст.209 УК РФ, т. к. она охватывает оба этих деяния (бандитизм и превышение должностных полномочий), а также можно обратить внимание, на то, что санкция к ст.209 УК РФ серьезней, и относится к категории особо тяжких, а ст. 286 относится к категории тяжких преступлений.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что в случае совершения лицом преступлений, квалифицирующим признаком которого является использование служебного положения, свидетельствует о большей общественной опасности таких деяний, и квалифицировать указанные действия надлежит по специальной норме, которая в большей части описывает совершаемое противоправное деяние, без учета частной нормы, содержащейся в ст. 286 УК РФ, поскольку она описывает только общие признаки указанной категории преступлений.

Представляется, что такими правилами необходимо руководствоваться в каждой спорной ситуации, когда возникает вопрос о квалификации, однако в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 N 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)", в пункте 18 отражено, что действия должностного лица, совершившего убийство при превышении должностных полномочий, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 105 и ч. 3 ст. 286 УК РФ. Исходя из этого, можно говорить о возможном вменении двойной ответственности за совершение одного и того же деяния, так как по своей сути, санкция, назначаемая при убийстве строже, чем та, которая назначается за причинение тяжких последствий в ст. 286 УК РФ. Исходя из этого, думается что законодателю необходимо либо внести соответствующий квалификационный признак (убийство, совершенное при превышении должностных полномочий) в ст. 105 УК РФ или же в ч. 4 ст. 286, и соответственно повысить суровость санкции. Это поможет избежать лишней путаницы и в то же время не сделает санкцию, предусмотренную за данное деяние более мягкой, а оставить её на том же уровне, при этом повысит как социальную (основанную на социальных интересах), так и догматическую (технико-юридическую, специально-юридическую или формально-логическое) обоснованность санкции [7].

В итоге, можно говорить о том, что в случае конкуренции норм, в случае, если при квалификации имеется конкуренция части и целого, то квалифицировать деяние видится необходимым по специальной норме, которая в большей мере описывает совершенное деяние, а также содержит более строгую санкцию. Это необходимо, для того, чтобы избежать двойного вменения и соблюсти все принципы уголовного права.

Литература:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2022. Доступ из локальной сети Науч. Б-ки Том. Гос. ун-та (Дата обращения: 25.05.2022.).

2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2022. Доступ из локальной сети Науч. Б-ки Том. Гос. ун-та (Дата обращения: 25.05.22.).

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»// М., 2022. Доступ из локальной сети Науч. Б-ки Том. Гос. ун-та (Дата обращения: 27.05.2022.).

  1. Определение СК ВС РФ от 25.10.2000 // Бюллетень Верховного суда РФ. 2001. № 7
  2. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 21.01.2015 № 127-УД15–4 // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2022. Доступ из локальной сети Науч. Б-ки Том. Гос. ун-та (Дата обращения: 29.05.2022.).
  3. Определение Кемеровского областного суда от 03 апреля 2019 года по делу № 22–1251/2019 // «Право.ру». — Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/110379227/ (дата обращения: 29.05.2022)
  4. Бычков В. В., Бражников Д. А. О концепции отягчающего обстоятельства «совершение преступления с использованием своего служебного положения» // Российский следователь № 3–2019. с.37–41
  5. Валеев М. Т. Криминологическое обоснование санкций уголовно-правовых норм Особенной части УК РФ // Уголовная юстиция. 2019. № 13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskoe-obosnovanie-sanktsiy-ugolovno-pravovyh-norm-osobennoy-chasti-uk-rf (дата обращения: 25.05.2022).
  6. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник для вузов / Под ред. В. С. Комиссарова, Н. Е. Крыловой, И. М. Тяжковой. — М.: Статут, 2012.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
превышение
должностные полномочия
Молодой учёный №29 (424) июль 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 34-36):
Часть 1 (стр. 1-65)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 34-36стр. 65

Молодой учёный