Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Избрание несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения

Юриспруденция
04.07.2022
303
Поделиться
Библиографическое описание
Фадейчева, Е. В. Избрание несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения / Е. В. Фадейчева, Е. Ф. Тенсина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93730/.


Статья посвящена исследованию вопросов регламентации в российском законодательстве уголовно-процессуальных мер пресечения в отношении несовершеннолетних.

Ключевые слова : уголовное судопроизводство, несовершеннолетние, подозреваемые (обвиняемые), меры пресечения, гарантии.

Меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя должны быть соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

В отношении несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) возможно применение мер пресечения, которые отдельные авторы обоснованно классифицируют на общие (личное поручительство, подписка о невыезде и надлежащем поведении, запрет определенных действий, залог, домашний арест), особые (присмотр за несовершеннолетним обвиняемым) и исключительные (заключение под стражу).

Данная классификация выступает ориентиром для правоприменителя, который должен избрать именно ту меру пресечения, которая при минимальном воздействии на подростка будет максимально эффективной и позволит достичь соответствующих целей правосудия, соблюдая законные интересы подростка, в том числе на продолжение (получение) им основного или дополнительного образования, общение с родителями (законными представителями), отдых и досуг [1].

Лицу, в отношении которого избрана мера принуждения, разъясняется порядок обжалования указанного решения в порядке, установленном ст.ст. 123–127 УПК РФ, что выступает важной гарантией обеспечения прав такого лица [2].

Несмотря на то, что в теории к подростку может быть применена любая из мер пресечений перечисленных в ст. 98 УПК РФ, в ст. 423 УПК, прямо регламентирующей ее выбор для указанной категории преступников, сделан акцент лишь на одной — заключение под стражу. Так, в 2021 году судами удовлетворено 640 ходатайств об избрании несовершеннолетним меры пресечения в виде заключения под стражу — на 111 ходатайств меньше, чем в 2020 году. За последние десять лет количество несовершеннолетних, которым была избрана эта мера пресечения, сократилось более чем в четыре раза [3].

Меры пресечения, сопряженные с ограничением конституционного права на свободу передвижения, могут быть применены в исключительных случаях. Е. В. Марковичева обоснованно подчеркивает, что заключение под стражу в отдельных случаях способствует криминализации подростка: он может приобрести асоциальные установки, которые впоследствии приведут к дальнейшему противоправному поведению [4].

Судами не всегда с достаточной полнотой исследуются основания, подтверждающие применения такой меры пресечения, как заключение под стражу, суды не выполняли требования ст. 99 УПК РФ, согласно которым, кроме тяжести совершенного преступления должны учитываться сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, возраст и состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства [5].

Именно поэтому, мера уголовно-процессуального принуждения в виде заключения под стражу должна рассматриваться как исключительная, применяемая на короткий срок и только при невозможности принятия альтернативных, более мягких мер.

Исходя из вышесказанного, не до конца ясным представляется, что имеет в виду законодатель под формулировкой «исключительные случаи» для возможности применения заключения под стражу. Теоретики имеют несколько точек зрения по данному вопросу. Некоторые утверждают, что к таковым относится подростковый рецидив, либо же несовершеннолетний не проживает в семье и не имеет определенного места жительства, и следовательно, отсутствие контроля будет способствовать его сокрытию от правосудия [6].

В практике также имеются случаи, когда подросток, будучи осужден за совершение тяжкого преступления к мере наказания, не связанной с лишением свободы, и вновь совершивший тяжкое преступление, за вновь совершенное преступление в отношении него была избрана мера пресечения — присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, подросток, находясь под присмотром вновь совершил тяжкое преступление [7].

Если при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу, обнаруживается ситуация невозможности их избрания, то при принятии решения суд вправе по собственной инициативе при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, и с учетом обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК РФ, избрать в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) меру пресечения в виде запрета определенных действий [8]. Как отмечала О. Д. Вастьянова, «мера пресечения в виде запрета определенных действий применяется в отношении несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) независимо от категории преступления, по которому они привлекаются к уголовной ответственности [9].

Дополнительные обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовному делу имеют большое значение при избрании в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) и меры пресечения в виде запрета определенных действий. При вынесении такого решения суд учитывает обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд, и указывает основания, по которым полагает возможным избрать в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) меру пресечения в виде запрета определенных действий, полагая, что такая мера пресечения в полном объеме обеспечит должное поведение несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) и предупредит возможное противодействие несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) производству по делу.

Следует иметь в виду, что в отношении несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) существует возможность применения «привилегированной» меры пресечения в виде присмотра родителей, опекунов, попечителей, которая в настоящее время используется достаточно редко в силу отсутствия реального механизма исполнения, а также невозможности надлежащего контроля за исполнением данной меры со стороны правоохранительных органов.

Нередко в материалах уголовных дел отсутствуют сведения о невозможности или нецелесообразности применения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения в виде отдачи под присмотр, хотя в постановлении об избрании меры пресечения.

В. А. Ерофеева обозначила ряд проблем, влияющих на тенденцию применения в отношении подростка, находящегося в конфликте с законом, меры пресечения в виде присмотра. Исследователь относит к ним отсутствие среди родственников подростка лиц, заслуживающих доверия; невозможность осуществления контроля за поведением несовершеннолетнего; неэффективность присмотра. Указанные обстоятельства приводят к тому, что у следствия в большинстве случаев отсутствуют основания для избрания этой меры пресечения.

В рамках избрания меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым) также возможно использовать потенциал действия запретов и ограничений, предусмотренных ст. 105 1 УПК РФ. Данные запреты могут быть направлены на минимизацию негативного воздействия со стороны лиц, старших по возрасту, а также негативных последствий в виде приобретенных в исправительных учреждениях отрицательных качеств и будет способствовать индивидуализации подхода к подростку, еще не признанному виновным в ходе производства по уголовному делу.

Введение в уголовно-процессуальное законодательство меры пресечения в виде запрета определенных действий направлено не только на гуманизацию института мер пресечения, но и на более гибкое и эффективное их применение. Несомненно, мера пресечения в виде запрета определенных действий менее строгая, чем заключение под стражу или домашний арест, при этом она связана с ограничением конституционного права человека на свободу, в связи с чем должна применяться только в тех случаях, когда задачи, разрешаемые институтом мер пресечения, не могут быть решены путем применения более мягкой из них. В научной литературе высказаны предложения об одновременном избрании присмотра и запрета определенных действий: таким образом «цели применения этих мер будут достигнуты наиболее эффективно, поскольку на обвиняемого (подозреваемого) будут не просто распространяться определенные запреты, но и будет назначено лицо (осуществляющее присмотр), которое будет непосредственно контролировать соблюдение запретов, наложенных на такого несовершеннолетнего» [10].

Поэтому следует закрепить нормативную возможность одновременного применения запретов, указанных в ч. 6 ст. 105 1 УПК РФ, и присмотра за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым). При принятии решения об избрании меры пресечения суд должен, учитывая характер и тяжесть инкриминируемого преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, возраст и состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства и принимая во внимание обоснованность подозрения.

Указанные изменения в уголовно-процессуальном законодательстве позволили бы не только повысить эффективность каждой из мер пресечения, но и индивидуализировать подход к каждому лицу, в отношении которого осуществляется уголовное преследование.

Литература:

  1. Симагина Н. А. Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий // Адвокатская практика. 2020. N 3. С. 42
  2. Бобров В. К., Емельянова А. А. Принятие должностным лицом, ведущим предварительное расследование, решения об избрании меры уголовно-процессуального принуждения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Вестник экономической безопасности. 2021;(2):111–3.
  3. Совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов//http://kremlin.ru/events/president/news/67743
  4. Марковичева Е. В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: науч.-практ. пособие. М., 2018. С. 57.
  5. Рыгалова К. А. Судебный контроль как самостоятельная уголовно-процессуальная функция // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2017. № 1 (73). С. 98–101.
  6. Гершевский Ю. Р. Уголовно-процессуальные проблемы защиты прав и свобод личности в контексте заключения под стражу // Российский судья. 2020. N 8. С. 19
  7. Тройнина И. С. Судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых//Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. С. 248
  8. Гриценко Т. В., Джелали Т. И., Мандрыка Ю. С. Проблемные вопросы применения к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения // Юрист юга России и Закавказья. 2019. № 3. С. 39.
  9. Вастьянова О. Д. Процессуальный порядок избрания меры пресечения в виде запрета определенных действий в отношении несовершеннолетних // Современность в творчестве начинающего исследователя: мат-лы науч.-практ. конф. молодых ученых. Иркутск, 2019. С. 24–27.
  10. Лавнов М. А. Запрет определенных действий: правовая природа и особенности применения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 6. С. 176–184. Курочкин А. Д. О применении новой меры пресечения — запрета определенных действий — в отношении несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Право. 2018. № 4. С. 246.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
уголовное судопроизводство
несовершеннолетние
подозреваемые (обвиняемые)
меры пресечения
гарантии

Молодой учёный