Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Институт религиозного права в постсекулярном мире: перспективы развития при реализации в религиозных и светских государствах

Теория государства и права
03.11.2025
1
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена исследованию характера взаимодействия религии и права. Отмечается приверженность устоявшимся в мусульманских государствах принципам и традициям по вопросам регулирования общественной жизни. Рассматриваются отличительные особенности религиозного влияния в светских государствах, в том числе в России. Особое внимание уделено гибридной модели правовой системы в качестве государствообразующей в современных многоконфессиональных обществах.
Библиографическое описание
Гладченко, В. А. Институт религиозного права в постсекулярном мире: перспективы развития при реализации в религиозных и светских государствах / В. А. Гладченко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 9 (51). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/304/10521.


Правовая действительность современного мира представляет собой сложную систему, где источники права эволюционируют под влиянием политических, социальных, культурных и этических факторов. Одним из ключевых направлений развития права выступает применение религиозных текстов, содержащихся в священных книгах (Коран, Библия, Тора, Веды или буддийские учения), как источника права. В контексте глобализации и культурного разнообразия народов вопрос о перспективах фундаментальной адаптации данных текстов при формировании правовых норм сохраняет свою актуальность. Процесс религиозного правоприменения включает анализ текущих тенденций, общественного мнения и потенциальных вызовов, с учетом баланса между светским характером и религиозными ценностями.

Во многих странах религиозные тексты уже играют важную роль в правовом регулировании, в частности, в сферах семейного и личного права, морали и этики. В мусульманских государствах Шариат, основанный на Коране и хадисах (преданиях о пророке Мухаммеде), регулирует категории деяний от обязательных до запрещенных, включая уголовные и финансовые нормы, такие как запрет ростовщичества, что привело к развитию исламского банкинга, признаваемого государствами, в том числе европейскими (к примеру, в Великобритании, где налоговые требования адаптированы под соответствующие шариатским правилам операции). В Израиле Галаха (традиционное иудейское право) интегрирована в светское законодательство, особенно это выражено в нормах, касающихся брака, развода и иммиграции (например, Закон о возвращении), хотя и не полностью доминирует при правоприменении. В Индии индуистские учения (Дхарма из «Законов Ману») влияют на реализацию норм семейного права, несмотря на запрет кастовой дискриминации в современном законодательстве.

При рассмотрении христианского подхода к регулированию общественных правоотношений, встречаемом в том числе и в России, библейские принципы (к примеру, заповедь о почитании родителей) отражены в семейном законодательстве. Исходя из положений статьи 87 Семейного кодекса Российской Федерации, в обязанности взрослых детей входит содержание (материальная поддержка) нуждающихся родителей и забота о них [1]. Кроме того, религиозные праздники являются частью трудового законодательства (например, Рождество, отмечаемое 7 января, объявлено нерабочим днем [2]). Что касается опыта зарубежных стран, в Таиланде буддийские принципы «Благородного восьмеричного пути» влияют на строгие правовые нормы, подчеркивающие справедливость и не допускающие нанесение какого-либо вреда. Соответствующие примеры подтверждают, что религиозные тексты зачастую служат в качестве моральной основы для реализации права, в частности, в традиционных обществах.

Перспективы полной адаптации религиозных текстов под требования источников права зависят от баланса между традициями (традиционными ценностями) и политико-правовым прагматизмом. В развивающихся странах с сильным религиозным влиянием фиксируются тенденции к росту интеграции между вероисповеданием и правом: общественное мнение отмечает приоритет религиозных текстов над «волей народа» в таких государствах, как Бангладеш (77 % указывают Коран как главенствующий источник правовой системы государства) и Нигерия (59 % мусульман сходятся во мнении о первостепенности Корана в государственной и общественной жизни) [3]. В светских государствах расширение роли и сферы религиозного влияния на право может привести к реформам в области семьи, материнства, отцовства и детства, а также биоэтики и экономики (яркий пример — развитие института исламского банкинга в Европе). Религия также может солидаризоваться с курсом патриотического воспитания и социальной политикой посредством ценностно-ориентированного влияния (гуманизма, прощения), укрепляя, стабилизируя и решая проблемы, с которыми сталкиваются традиционные правовые системы.

В глобальном масштабе государственные устои могут опираться на диалог между верой и секуляризмом в целях формирования справедливого общества (концепция социальной справедливости) в условиях разнообразия источников права и религиозных течений. Будущие тенденции могут проявиться в гибридных государственно-правовых системах, где религиозные постулаты дополняют светские нормы, в частности, в областях, где право нуждается в этическом осмыслении. В секулярном обществе четко обозначены риски правового дисбаланса — игнорирование религиозных воззрений ограничивает инструментарий изучения права, при этом чрезмерная интеграция также может привести к конфликтным ситуациям с правами человека и гендерным равенством.

Таким образом, возможности правовой трансформации посредством уместного применения религиозных текстов оцениваются позитивно с точки зрения «моральной» интерпретации права, в частности, в традиционных обществах, но вместе с тем требуют осторожности при регулировании правоотношений в различных сферах деятельности — во избежание конфликтогенных факторов. Глобализационные процессы, не являясь новацией в современном мире и не обладая достаточным воздействующим эффектом в рамках геополитической нестабильности (усугублении конфликтов между народами, государствами) и разрастания религиозного фанатизма (в том числе «войн за веру»), способствуют распространению религиозного влияния, наполняя правовую систему государства конкретным ценностным содержанием. Между тем наиболее гибкой в контексте государственного правоприменения моделью может являться смешанная (комбинированная) правовая система, где религиозные догматы являются источником дополнительного содержания, а не строго регулирования, обеспечивая более этичное и инклюзивное развитие права.

Литература:

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025). URL: http://www.pravo.gov.ru.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.09.2025). URL: http://www.pravo.gov.ru.
  3. Международное агентство новостей Корана (ИКНА). URL: https://iqna.ir/ru.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный