Статья посвящена анализу возможности объединения преступлений, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые касаются преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. В условиях современного правоприменения возникает необходимость в переосмыслении подходов к квалификации данных преступлений.
Статья содержит аргументы как в пользу, так и против объединения данных преступлений. Сторонники объединения указывают на необходимость упрощения правоприменительной практики и повышения эффективности уголовного преследования. Противники же подчеркивают латентность данных преступлений.
Ключевые слова: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, справедливая ответственность, латентность, судебная статистика, объединение статей.
Ключевое отличие между ст. 131 и 132 УК РФ это характер сексуальных действий. Изнасилование можно охарактеризовать как специальный состав относительно насильственных действий сексуального характера: совершение любого насильственного полового акта квалифицируется по ст. 132 УК РФ, но совершение насильственного полового сношения квалифицируется по ст. 131 УК РФ.
Изнасилование и насильственные действия сексуального характера имеют одинаковую степень общественной опасности, что подтверждается аналогичной структурой статей, формулировками диспозиций и размером наказаний.
За совершение в любой последовательности насильственного полового сношения и иного сексуального действия, независимо от промежутка времени между ними, квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 131 и 132 УК РФ (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 № 16). При этом совершение двух половых актов либо насильственных действий сексуального характера с одним потерпевшим (потерпевшей) с незначительным промежутком между ними при единстве умысла квалифицируется как одно продолжаемое преступление (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 № 16).
Так, если речь идет об изнасиловании двух или более несовершеннолетних девушек данное престпление рассматривается по п. «б» ч. 5 ст. 131 УК РФ. В случае же, когда женщина совершает насильственные действия сексуального характера в отношении двух или более несовершеннолетних лиц любого пола или когда мужчина совершает аналогичные действия в отношении двух или более несовершеннолетних мужчин применяется п. «б» ч. 5 ст. 132 УК РФ. Тем не менее, преступление, совершенное мужчиной в отношении двух несовершеннолетних: девушки и юноши, образуется совокупность преступлений, квалифицированная по п. «а» ч. 3 ст. 131, п. «а» ч. 3 ст. 132 УК РФ. Подход законодательства оказывает влияние не только на квалификацию содеянного, но и на установление размера наказания. Что приводит к несоответствию принципам справедливой ответственности из-за особенностей квалификации.
Разграничение статей можно объяснить тем, что гомосексуальные отношения, такие как лесбиянство и мужеложство, классифицируются как отклонения и парафилии. Совершение данных сексуальных актов в насильственной форме может привести к негативным последствиям, таким как нарушение половой идентичности, и может причинить более значительный психологический вред, чем насильственное половое сношение в естественной форме, что указывает на большую степень их общественной опасности. Но тогда возникает вопрос о схожих содержаниях санкций статей 131 и 132, если они имеют разную общественную опасность. А также наличие «иных действий сексуального характера» в статье 132 УК РФ куда относятся формы гетеросексуальных контактов.
Однако, также стоит отметить, что только при изнасиловании может наступить такое последствие как беременность, что подчеркивает разность данных деяний.
Изучив судебную статистику [5] по России, количество лиц, осужденных за изнасилование: в 2020 году составило 45 % от всего количества осужденных по ст. 131 и 132 УК РФ, в 2021–41 %, в 2022–40 %, в 2023–38 %. Можно сделать вывод, что такое отграничение статей позволяет отслеживать реальную картину по данным преступлениям. И в связи с высокой социальной значимостью проблемы о подверженности женщин насилию, статистика помогает отследить данный фактор, что в дальнейшем может повлечь принятие соответствующих решений для регулирования ситуации, таких как разработка социальных программ.
Стоит подчеркнуть, что подавляющее большинство уголовных дел по ст. 131 УК РФ связана с частью 1 данной статьи, в то время как по ст. 132 УК РФ наибольшее число осужденных приходится на 4 часть статьи, то есть насильственные действия сексуального характера, которые повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или совершены в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста.
Возможно законодатель не объединяет статьи из-за латентности преступлений. Согласно социологическим опросам количество людей, подвергаемых сексуальному насилию намного больше, чем отражено в практической статистике госорганов. И объединение статей не разумно на данном этапе, так как в будущем возможен скачок преступности из-за того, что сейчас данная проблема в обществе освящается все больше. И люди перестанут стыдиться и бояться совершенных в отношении них преступлений.
Таким образом, можно предположить, что законодательная база еще не полностью адаптирована к реальной ситуации, и объединение статей может привести к искажению картины преступности, что в свою очередь затруднит разработку эффективных мер по ее предотвращению и борьбе с ней.
Также выдвигается версия [3] отказаться от использования понятий «мужеложство» и «лесбиянство» в контексте ст. 132 УК РФ, предлагая вместо этого применять более универсальный термин «действия сексуального характера» с его раскрытием в постановлении Пленума Верховного суда РФ. Это обновление позволит устранить избыточность в уголовном кодексе, удалив медицинские термины, которые не являются его элементами, и предотвратит риск ошибочного понимания формулировки «иные действия сексуального характера».
К тому же, когда речь заходит о других видах преступлений, наносящих вред половой неприкосновенности и свободе, например ст. 133 УК РФ «Понуждение к действия сексуального характера» половое сношение, мужеложство, лесбиянство и совершение иных действий сексуального характера перечислены в рамках одной диспозиции, а в ст. 134 УК РФ «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» данные деяния также содержатся в рамках одной статьи, но мужеложство и лесбиянство отнесены к квалифицирующим составам.
По моему мнению, целесообразно объединить составы изнасилования и насильственных действий сексуального характера. Однако, одновременно необходимо ввести дополнительный квалифицирующий признак: совершение многократных половых актов с одним потерпевшим (потерпевшей). Поскольку совершение нескольких сексуальных контактов с большей степенью может «травмировать» женщину, как в психологическом, так и в физическом плане. С объединением статей, путем исключения ст. 132 и переименования ст. 131 в «Изнасилование и иные насильственные действия сексуального характера».
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 N 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности»
- Прохорова Марина Леонидовна, Улитин Илья Николаевич, Шкапертина Ксения Игоревна Уголовная ответственность за половые преступления (статьи 131 и 132 ук рф): отдельные аспекты правовой регламентации // Теория и практика общественного развития. 2022. № 9 (175). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvetstvennost-za-polovye-prestupleniya-stati-131-i-132-uk-rf-otdelnye-aspekty-pravovoy-reglamentatsii
- Повсеместная опасность: каждая третья женщина в мире подвергается насилию. — Текст: электронный // Всемирная организация здравоохранения: [сайт]. — URL: https://www.who.int/ru/news/item/09–03–2021-devastatingly-pervasive-1-in-3-women-globally-experience-violence
- Судебная статистика РФ. — Текст: электронный // Агентство правовой информации: [сайт]. — URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17