В статье автор исследует проблемы, связанные с прохождением медицинского освидетельствования при получении оружия, а также предлагает способы минимизации рисков получения оружия лицами, которые могут причинить вред себе и обществу.
Ключевые слова: массовые убийства, учебные заведения, огнестрельное оружие, медицинское освидетельствование.
Наиболее полное определение скулшутингу в своей работе дала Ю. В. Суходольская. Под ним автор понимает демонстративное нападение на учебное заведение с использованием оружия, целью которого является убийство двух и более лиц, совершенное либо одновременно, либо на протяжении небольшого промежутка времени, характеризующееся единым преступным намерением при отсутствии религиозных, террористических либо корыстных мотивов, а также с отсутствием персонализации жертв [1].
Акты скулшутинга, произошедшие на территории Российской Федерации в Керчи, Перми, Благовещенске, Казани, имеют одну общую для всех нападений характеристику. Огнестрельное оружие, используемое нападавшими, было получено стрелками в соответствии со всеми нормами, установленными в законодательстве. Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 08.08.2024 № 150-ФЗ «Об оружии» медицинское освидетельствование является обязательным этапом для получения огнестрельного гражданского оружия [2]. В соответствии со ст. 5 Приказа Минздрава России от 26.11.2021 № 1104н «Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам» прохождение психиатрического освидетельствования является одним из видов медицинского осмотра в рамках получения разрешения на оружие. Целью медицинского осмотра, а именно психиатрического освидетельствования, является выявление психических отклонений, наличие которых является противопоказанием к владению оружием [3].
Как вышло, что неуравновешенные люди прошли все этапы получения оружия и не были при этом уличены в своих целях? Ответ на этот вопрос мы можем в какой-то мере найти в тексте, выложенном на своей странице в социальной сети Тимуром Б. перед нападением на Пермский университет. Согласно его записям, о нападении он задумался еще с середины 10-го класса, когда начал откладывать деньги на покупку огнестрельного оружия. Следует заметить, что при первичном посещении психиатра специалист, по словам нападавшего, заметил некие несоответствия в психологическом тесте, написанном Тимуром Б. в первый раз. Психиатр сообщил, что ему следует пройти платного психолога, находящегося в этом же здании. После посещения платного психолога Тимур Б. узнал, что ему будет необходимо пройти тест на определение типа личности, но в силу того, что тест имел порядка 500 вопросов, психолог предложил пройти его на следующей неделе, так как рабочие часы не позволяли сделать это на том приеме. По прибытии домой нападавший заблаговременно нашел этот тест, изучил критерии оценивания, а также нашел правильные ответы, которые помогли получить справку. После повторного посещения тест, по словам нападавшего, был сдан без особых проблем и справка об отсутствии противопоказаний к владению оружием была выдана ему на руки [4].
Является ли приведенный случай просто исключением или это недоработка общей медицинской системы? Для этого следует детально рассмотреть, какими методиками пользуется персонал медицинских учреждений для выявления противопоказаний. На сегодняшний день информация по поводу рекомендованных методик патопсихологического (психодиагностического) исследования спокойно находится в Интернете. Данный этап при получении оружия состоит из выполнения заданий на уровень внимания, умственной работоспособности и памяти, а также прохождения специализированных тестов, имеющих два направления. Первым направлением является диагностика личностных особенностей и оценка уровня волевой регуляции. Его целью является определение уровня контроля над эмоциями, поведением и импульсами у тестируемого в различных ситуациях. Для проведения этого теста используют:
– индивидуально-типологический опросник (ИТО) на 91 вопрос (взрослый вариант), диагностику личностных особенностей;
– тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (ВСК), 30 вопросов, диагностику меры овладения собственным поведением в различных ситуациях, способности сознательно управлять своими действиями.
Вторым являются меры, направленные на диагностику индивидуально-психологических характеристик, при которых используются такие методы, как:
– опросник MMPI-мини (384 вопроса);
– опросник суицидального риска (29 вопросов);
– опросник агрессии.
Естественно, все ответы и критерии оценивания на данные психологические тесты уже находятся в свободном доступе в Интернете. Сами тесты не состоят из сложных, наводящих или двухуровневых вопросов. Будет удивительно, если стрелок, который тщательно готовит свое нападение и живет только этой целью, будет отвечать на вопросы в тесте, такие как «временами я желаю навредить кому-то», утвердительно и правдиво. Следующим этапом является личная беседа с психиатром, который задает наиболее общие вопросы для проверки логического мышления, адекватности и т. д.
В случае притворства или дачи социально желаемого ответа как в тесте, так и при личной беседе с психиатром данный этап получения оружия может быть пройден без особых усилий. Этап психологического освидетельствования заканчивается заключением специалиста, в котором проводится подробный анализ данных, полученных при использовании соответственного инструментария, в сочетании с данными клинической беседы и личного опыта психиатра.
Все вышеуказанные факты позволяют сделать вывод о том, что в законодательстве, регулирующем медицинскую диагностику граждан для получения разрешения на оружие, существуют серьезные недоработки.
Эксперты в области психиатрии также высказываются на счет несовершенства и пробелов в системе диагностики ментального здоровья. Так, по мнению кандидата психологических наук, доцента кафедры клинической психологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова Т. Г. Горячевой, распространение информации по поводу использованных методик диагностики на наличие противопоказаний к владению оружием является не только не этичной, но и опасной тенденцией. Автор подчеркивает, что только в нашей стране есть свободный доступ к клинико-психологическим методикам и методикам, связанным с экспертизой. В отличие от России, в западных странах, где психологическое освидетельствование является обязательным этапом при получении оружия, доступ к использованию полного пакета методик возможен только после получения диплома специалиста или профессионального сертификата и свободная публикация материалов, связанных с получением государственных услуг в этой области, не допускается [5].
Для минимизации рисков получения оружия лицами, которые могут представлять угрозу для себя или общества, на наш взгляд, является если не полная, то хотя бы частичная рестандартизация психодиагностических методик, систематическая проверка их на надежность и валидность, а также заимствование западных методов диагностики, показывающих наиболее эффективные результаты, и их адаптация для применения в российском обществе. Наиболее важным являются законодательные ограничения в сфере обеспечения доступа к информации, которая должна быть доступна только узкой категории специалистов, которые, в свою очередь, уполномочены на проведение психиатрических экспертиз, а также недопущение ее публикации в открытом доступе.
Литература:
- Суходольская, Ю. В. Скулшутинг как самостоятельный криминологический феномен / Ю. В. Суходольская // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. — 2020. — № 3 (77). — С. 117–120. — EDN CPENAT.
- Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г. № 51 ст. 5681.
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 ноября 2021 г. № 1104н «Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов». [Электронный ресурс]: справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402252/
- Стрелявшему в Перми зачитают авторские права. «Манифестом» Тимура Бекмансурова занялись эксперты. — Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5101223 (дата обращения: 13.05.2025).
- Трагедия в Перми: проблемы психологической экспертизы для получения оружия. — Текст: электронный // Психологическая газета: [сайт]. — URL: https://psy.su/pubs/9328/?ysclid=mamqw7o1ib982758908 (дата обращения: 13.05.2025).