Психодерматология — это относительно новое, но развивающееся с необычайной скоростью направление в медицине, которое объединило такие науки как дерматовенерология, психиатрия, психология и др. [1]. Данная дисциплина занимается изучением сложных взаимоотношений кожи и разума. Находясь на стыке разных областей медицины, она долгое время оставалась в тени, но в последнее время интерес к ней разгорается все с большой силой в связи с ростом частоты выявления коморбидных случаев, а именно сочетания психических и кожных заболеваний. В таких ситуациях эффективность проводимой терапии снижается, а иногда вообще может завести лечащего врача в тупик, и тогда прогноз становится неоднозначным. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что психодерматология требует особого внимания среди клиницистов [2].
На сегодняшний день нет четких алгоритмов диагностики и тем более лечения подобных патологий. До сих пор не существует единого подхода к постановке диагноза при психодерматозах, отсутствует даже общепринятое название данной группы заболеваний. В разных медицинских учреждениях при формулировке диагноза используются различные термины: «самовызванные и бредовые дерматозы», «первично-психогенные дерматозы», «патомимия», «кожные симптомы психических заболеваний» и др. Таким образом, определение и постановка диагноза в большей мере основывается на опыте и личном мнении врача. Все это обуславливает необходимость и перспективность изучения психических расстройств, которые проявляются самоповреждающими действиями относительно кожных покровов и ее производных, а также возникающих при хронических дерматозах [3].
В современном мире расстройствами психики обладает в среднем треть пациентов дерматологического профиля. Всю общность данных коморбидных состояний можно разделить на три большие части:
- расстройства психики с преимущественными патологическими проявлениями в соматической (дерматологической) сфере;
- расстройства психики, которые были спровоцированы кожной патологией, включающие в себя нозогенные реакции и патологическое развитие личности;
- собственно психосоматические заболевания — дерматологические симптомы, манифестирующие или обостряющиеся в связи с психогенными факторами. Это и есть нейродермиты [4].
К хроническим нейродермитам, формирование которых может быть связано с психогенными причинами, относятся: псориаз, атопический дерматит, простой герпес, экзема, хроническая крапивница, розацеа и др.
В современной науке главную роль в формировании нейродерматозов отдают стрессовому фактору. Ключевым моментом являются психогении, которые возникают по механизму «ключевое переживание» [5]. Часто пациенты говорят о наличии конфликтов на работе, семейных проблемах и др. У отдельных больных предпосылки к нарушениям психики проявляются уже в детстве: психотравмы, полученные в семье, конфликты с матерью/отцом, разрыв отношений с людьми, которые вызвали сильную эмоциональную привязанность у больного [6].
Чаще всего кожные симптомы наблюдаются у людей с психопатологией депрессивного и/или тревожного спектра. Кроме тревожно-депрессивных проявлений у большого количества пациентов определялись демонстративные черты. Реже встречались дисморфофобические расстройства. [6]
Также некоторые исследователи указывают на связь депрессивных расстройств у пациентов с нейродермитами с возрастом и полом. Согласно проведенным исследованиям у представителей женского пола тревога и депрессия возникают чаще, чем у мужского, а тревожность — чаще в молодом возрасте [7].
Рассматривая патофизиологию нейродермитов, можно выделить генетическую и иммунологическую основы, а психический компонент оставить как промежуточное звено в цепи патофизиологических реакций. Пусковой момент — стресс-индуцированная реакция организма (выработка регуляторных нейротрофинов и нейропептидов), возникающая только на фоне уже присутствующих у человека генетических и иммунологических особенностей [4].
Кроме того, говоря о патогенезе нейродермитов обязательно нужно указать, что кожа является средством взаимодействия личности и внешней среды, она участвует в создании телесного образа «Я», который имеет свои границы [8].
Нарушение границ «Я» связано с психосоматическими нарушениями. Место возникновения симптомов патологии определяет во многом тип реакции на стресс. Например, при барьерном типе симптомы возникают именно на коже [4].
Лечение психодерматозов основано на уменьшении стресса, диагностике и лечении психических расстройств, имеющих связь с заболеваниями кожи, повышении самооценки больного. В терапии данных патологий используются как фармакологические, так и психологические методы. [4].
Литература:
- França K, Chacon A, Ledon J, Savas J, Nouri K. Pyschodermatology: a trip through history. An Bras Dermatol. 2013 Sep-Oct;88(5):842–3.
- Современные аспекты психодерматологии / Г. Н. Прутян, А. С. Жуков, Е. Р. Жарун [и др.] // Известия Российской военно-медицинской академии. — 2020. — Т. 39, № S3–4. — С. 218–225.
- Дерматологические проявления психических заболеваний / Г. В. Прутян, А. С. Жуков, Н. В. Лавров [и др.] // Педиатр. — 2020. — Т. 11, № 6. — С. 55–62.
- Психодерматология: Нейродермиты как психосоматическая патология / М. И. Кечемайкина, С. В. Кирюхина, В. Г. Подсеваткин, Д. Ю. Шубин // Вестник психофизиологии. — 2022. — № 2. — С. 43–49.
- Львов А. Н. К вопросу о психосоматических заболеваниях в дерматологии // Психиатрия и психофармакотерапия. 2004. Т. 6. № 6. С. 272–274.
- Picardi A., Pasquini P., Abeni D., Fassone G., Mazzotti E., Fava G. A. Psychosomatic Assessment of Skin Diseases in Clinical Practice // Psychother Psychosom. 2005. V. 74. No. 5. P. 315–322.
- Wang J, Wu X, Lai W, Long E, Zhang X, Li W, Zhu Y, Chen C, Zhong X, Liu Z, Wang D, Lin H. Prevalence of depression and depressive symptoms among outpatients: a systematic review and meta-analysis. BMJ Open. 2017 Aug 23;7(8):e017173.
- Тхостов, А. Ш. Психология телесности / А. Ш. Тхостов. — 2. — Москва: Смысл, 2002. — 287 c.