На годичном курсе предмета чувашской музыкальной литературы мы в основном знакомим учащихся с биографией композиторов Чувашии и изучаем их произведениями. Но, к сожалению, мы забываем о тех композиторах, деятелях искусств, которые жили и творили в Чебоксарах, но не были коренными чувашами. А ведь таких немало. И их произведения порой вызывают большой интерес у музыкальной общественности.
Мне довелось познакомиться с одним из таких деятелей, который жил, творил в Чебоксарах, но остался неизвестным композитором. Это Вячеслав Филиппович Вержбицкий. В Большой библиографической энциклопедии о нем сказано:
Вержбицкий, Вячеслав Филиппович
род. в 1889 в Ростове-на-Дону. Композитор. В 1929 окончил Муз. академию в Загребе по кл. композиции В. Берса. Работал рук. хоров в Загребе, затем дирижером и преподавателем в Албании и Италии. С 1945 живет в СССР. В Тамбове работает худож. рук. и гл. дирижером обл. филармонии, обл. Дома народного творчества, в 1946–1951 преподавал теоретич. предметы, был зав. дирижерско-хоровым отд. обл. муз. училища. С 1951 внештатный консультант Дома народного творчества и дирижер клуба «Знамя труда». Автор орк. произв., песен, хоров.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.
Здесь мы видим, что его указывают как композитора, автора оркестровых произведений, песен, хоров, но никто даже и не подозревает, что Вержбицкий написал немало фортепианных произведений, весьма своеобразных и оригинальных циклов.
Мое знакомство с этим человеком началось в 2003 году, когда мне в руки попали рукописи композитора. Доктор искусствоведения, профессор Михаил Григорьевич Кондратьев доверил мне познакомиться с этими рукописями и разобрать их. Это была очень интересная и захватывающая работа. Под руководством М. Г. Кондратьева мною было написано несколько работ, посвященных творчеству В. Ф. Вержбицкого. Вот прошло около 10 лет, а интерес к этим произведениям у меня не пропадает. Исполняя их на своих уроках учащимся, я вижу, что и у них проявляется интерес к этой музыке. С одной стороны, она не особенная и ничем выдающимся особо не выделяется, но с другой стороны, в ней есть что-то такое, что, несомненно, притягивает. Хорошо бы её записать в профессиональном исполнении…
Кто же такой В. Ф. Вержбицкий? По словам преподавателей Чувашского педагогического университета М. А. Цветковой и Г. Н. Никифоровой, являющимися ученицами Вержбицкого, это «человек, чья жизнь и работа в Чебоксарах явили образец высочайшей культуры, эрудиции и профессионализма, твердых нравственных правил и высоких служебных критериев, требовательности и в то же время человечности по отношению к окружающим». Это композитор, дирижер, педагог, теоретик, член Римского музыкального общества, человек со сложной судьбой. Последние двенадцать лет жизни его связаны с Чувашией.
Уроженец России, в 1920 году эмигрировавший в Югославию, живший в Италии, лишь в 1945 году возвращается на родину. Жизнь В. Ф. Вержбицкого, полная событий и творческих исканий, после возвращения в Советский Союз резко меняется. Нам неизвестны причины, которыми он руководствовался в выборе места жительства.
Представление о В. Ф. Вержбицком как о композиторе сложилось после ознакомления с его рукописным архивом. Если о педагогическом наследии известно по воспоминаниям его учеников, то о композиторском мы можем судить лишь по рукописям. Сочинения В. Ф. Вержбицкого были сохранены и переданы женой Фанни Эдуардовной, урожденная Франкфурт (австрийская гражданка, еврейка по национальности) композитору В. А. Ходяшеву (1918–2000гг.) (по всей видимости, после смерти Вячеслава Филипповича). А он уже, в свою очередь, передал рукописи музыковеду М. Г. Кондратьеву с надеждой, что они найдут достойное место в архивах и будут доступны для изучения.
Творческое наследие В. Ф. Вержбицкого, выявленное к настоящему времени, насчитывает не менее сорока произведений различных жанров. Это двадцать обработок русских народных песен, опубликованные в 2000 году, а также остающиеся в рукописях фортепианные пьесы, романсы, камерные ансамбли и другие сочинения. Кроме того, в воспоминаниях сохранились сведения о написании Вержбицким скрипичного концерта и вокально-симфонической поэмы «Гамаюн — птица вещая».
Жизнь и творчество В. Ф. Вержбицкого не нашли освещения в трудах историков музыки. О его жизни можно узнать лишь из биографии (из личного дела композитора, сохранившегося в архивах комитета по делам искусств при СНК Союза ССР), написанной самим Вержбицким в 1945 году, и из воспоминаний его учеников, впервые опубликованных в сборнике «Из истории хоровой культуры Чувашии. В. Ф. Вержбицкий», составленном М. А. Цветковой и Г. Н. Никифоровой.
Родился В. Ф. Вержбицкий в городе Ростов-на-Дону в 1900 году. (В автобиографии сам Вержбицкий определил год рождения 1900 (этой даты мы и будем придерживаться), а в сборнике его учеников М. А. Цветаевой и Г. Н. Никифоровой «Из истории хоровой культуры Чувашии. В. Ф. Вержбицкий» год рождения фиксируется как 1889, со слов жены Вержбицкого, Фаины Эдуардовны). Отец, Филипп Алексеевич, служащий почтово-телеграфного ведомства, мать, Раиса Петровна. В семье было много детей — пять братьев и две сестры. С 1911 года по 1917 год он обучался в кадетском корпусе города Полоцка Витебской губернии. Именно здесь Вержбицкий получил свои первые знания в области музыки. Кадетские корпуса относились к числу учебных заведений дореволюционной России, в которых обучение музыке было поставлено достаточно основательно. Уроки хорового пения для воспитанников были обязательны. Здесь же кадеты получали навыки многоголосного пения и знакомились с элементарной теорией музыки. В репертуаре воспитанников существовали и обязательные произведения. Среди них: национальный гимн «Боже, царя храни» А. Ф. Львова, гимн «Коль славен наш царь в Сионе» Д. Бортнянского, хор «Славься» М. И. Глинки.
Наряду с военными занятиями воспитанники знакомились с творчеством композиторов-классиков. В подобной среде и развивался будущий композитор и дирижер. После окончания кадетского корпуса Вержбицкий был призван в чине офицера в действующую армию. Он оказался в составе частей «белого движения». В 1920-м году (разгром «белого движения») Вержбицкий волею судьбы эмигрировал за границу. Перебравшись в Югославию, Вячеслав Филиппович оканчивает музыкальную академию в Загребе по классу композиции, параллельно обучаясь в местном университете. Азы музыкальной грамотности, полученные в кадетском корпусе, обучение музыке оказались решающими в выборе профессии для будущего композитора, университет он не заканчивает.
Кто были его учителя, неизвестно. Лишь изучая его произведения можно предполагать, кто повлиял на него и черты чьего творчества нашли отражение в произведениях композитора.
Как композитор Вержбицкий формируется в 1920–1930 годы, проживая в Загребе. Именно в этот период, после образования государства (Хорватии — 1918 год), Загреб становится одним из ведущих культурных и экономических центров страны. Если охарактеризовать в целом, то для югославской музыки 1920-х годов наиболее плодотворными были связи с традициями славянских композиторских школ — русской, чешской, так же как и с творчеством новаторов национальных школ XIX — начала XX века и ведущими эстетико-стилевыми течениями: экспрессионизмом, неоклассицизмом, неофольклоризмом, импрессионизмом. Все эти течения объединялись общим названием — модерн. «Для музыкального творчества эпохи модерна, как и для других видов искусств, характерны эксперименты, активные поиски новой системы организации звука и звукового пространства». <… > «Именно в это время рождаются новые гармонические, ладовые, фактурные закономерности, новое отношение к тональности, к форме» [12, с. 190].
Все это находило отражение и в музыкальном искусстве Югославии, и имело значение для Вержбицкого как композитора, и, конечно же, сказалось на формировании его музыкального стиля, где отразились соприкосновения его музыкального языка с языками различных художественных направлений. В этот период им написан целый ряд произведений — как инструментальных, так и вокальных.
В. Ф. Вержбицкий формируется, как композитор, в среде эмиграции. Истинный патриот России он реагирует на происходящие в ней события. Обращается Вячеслав Филиппович к творчеству поэтов-символистов Д. Мережковскому, А. Блоку, а также пытается реализовать себя в собственных литературных исканиях — стихи из романса «Любовь»:
В бездну крылами влекущий,
Пьющий горячую кровь.
Слава тебе, всемогущий,
Огненный дьявол любовь.
В середине 20-х годов Вержбицкий проявляет себя в жанре романса. Тематика, к которой обращается композитор, весьма актуальна. Образы, находящиеся в поле зрения Вячеслава Филипповича, связаны с развивающейся темой безвременья, непонятости, неприятия реалий. Из раннего камерно-вокального творчества Вержбицкого до нас дошли три романса «Любовь» (стихи Вержбицкого, 1925 г.), «Покоя, забвенья, уснуть…» (стихи Д.Мережковского, 1927 г.), «Стою на царственном пути» (стихи А.Блока, 1928 г.) и произведение для женского хора «Северное». Они едины по сюжетике, но по музыкальным средствам выражения различны.
В раннем периоде своего творчества он сочиняет и произведения для фортепиано. Фортепианное наследие, дошедшее до нас, насчитывает две пьесы для фортепиано «Сказка» и «Скерцо», а также миниатюры «Три надписи в альбом».
В марте 1930 года Вержбицкий из Югославии отбывает в Италию. Со слов Фанни Эдуардовны — жены Вержбицкого: "...причиной переезда послужило приглашение на работу в Италию, которое сделал ему Папа Римский Пий XI, присутствовавший на концерте молодого музыканта во время поездки по Югославии» [14, с. 3]. С этого времени начинается новый период. В Италии Вержбицкий пробыл 15 лет. Он активно занимался музыкальной деятельностью. Был приглашен на должность дирижера и художественного руководителя хора Римского Музыкального Общества, получив, впоследствии, звание почетного и заслуженного члена этого общества. Вячеслав Филиппович давал частные уроки теории, гармонии и композиции.
«…Пропагандировал исключительно Русскую музыку. Дирижировал русским хором, был директором русской труппы, ставя музыкальные картины только на темы русского фольклора.».. [15].Такие виды деятельности имели значение для Вержбицкого как композитора. Все это в совокупности, предположительно, должно было сказаться на его музыкальном стиле. В нем отразились черты соприкосновения музыкального языка Вержбицкого с языком различных художественных направлений Италии 1930-х годов. В этот период им написаны произведения как вокальные, так и инструментальные. В его рукописном архиве сохранились: цикл миниатюр “Les etoiles qui...” (1930 г.) и три романса: «Вербочки» (1933г.), «Триумф» (1934г.), «Черный человечек» (дата создания неизвестна).
Послевоенные годы — это был период ужесточения и давления на художественное творчество и принуждение работать лишь в одном направлении. С одной стороны, Вержбицкий хотел приблизиться к слушателю и культуре советской страны, с другой — учитывать то, что требовалось идеологическими инстанциями (вспомним постановление 40-х годов). Возможно, с этим связаны редакции произведений и смена текста романса «Весна».
Получив разрешение на возвращение в СССР, Вержбицкий из Италии прибывает в Москву, откуда в мае 1945 года его направляют в Тамбов. О Тамбовском периоде практически ничего неизвестно. «Климат Тамбова, изрядно потрепавшему здоровье Вячеславу Филипповичу не подошел…» [14, с. 6]. И по просьбе Вержбицкого его направляют в Чебоксары. Где проводит последние 12 лет жизни.
В Тамбове он работал и писал музыку для местного драматического театра. Об этом мы можем понять из надписей в рукописи: в хоровой партитуре «На страже» расшифрованы все итальянские термины. В самом начале партитуры пометка: «Ночь. Лес. Снег. Ветер». В Чебоксарах Вержбицкий преподавал в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф. П. Павлова.
Поскольку существенных стилистических различий в музыкальном языке не наблюдается, мы рассматриваем послевоенное творчество как один период.
В его рукописном архиве сохранились: вокально-хоровые сочинения: «Северное» (1947), «На страже» (1947–1948), «Весна» (1949). «Метель» (1961) и инструментальные: «скерцо» (1958), «Маленький ансамбль для флейты, кларнета in B и фортепиано» (1961) и «Токката» (дата создания неизвестна).
Еще в вокальном творчестве послевоенного периода Вячеслав Филиппович отдавал предпочтение хоровым сочинениям. В них, по сравнению с предыдущими периодами, вокальные партии меняются в сторону кантиленности, ясно прослушиваются интонационные связи с русской песенностью. Эта тяга В. Ф. Вержбицкого в последние годы жизни к «русскому началу» выразилась и в работе непосредственно с русскими народными песнями.
Работая с 1952 года в Чебоксарском музыкальном училище на дирижерско-хоровом отделении, «Вячеслав Филиппович вел почти все групповые дисциплины: хороведение, хоровую литературу, методику работы с хором, аранжировку» [14, с. 6].
Наряду с сочинением инструментальных произведений, Вержбицкий осваивает новый жанр, востребованный в педагогической практике. Впервые обратился к обработке песен Вержбицкий еще в Тамбове, об этом свидетельствует сохранившаяся его обработка песни на слова Т. Шевченко «Заповит».
Нам известно около двадцати его обработок русских народных песен. Среди них и лирические, и плясовые, и колыбельная, и повествовательная песни. Хоровые обработки Вячеслава Филипповича имели инструктивно — педагогическую направленность. Одной из главных причин являлось отсутствие нотных изданий. Контингент учащихся в то время был иной, чем сейчас. В большинстве случаев это были выпускники школ из сельской местности и районных центров, не имевшие даже начальной музыкальной подготовки. Для них требовался репертуар. Да и для бывшего «белого офицера», русские народные песни были самым безопасным жанром.
Обработки просты и доступны по музыкальному языку. Для них характерно: простые гармонические связи, подголосочная полифония, а также сочетание ее с гармонической фактурой. Некоторые обработки даны в виде разных по сложности и объему вариантов.
Нам не известны источники, которые использовал Вержбицкий, но обработки написаны в традициях обработок его времени. Таким образом, Вячеслав Филиппович освоил для себя новый жанр.
Стилистика хоровых обработок не вписывается в круг композиторских средств, присущих творчеству В. Ф. Вержбицкого в предыдущих периодах.
В. Ф. Вержбицкий был музыкантом — ровесником XX века, и его творчество вписывалось в общую картину художественной жизни России, его времени. В отличие от неоклассицистов, следовавших приемам музыки барокко и венского классицизма, или от футуристов, отрицавших традиции вовсе, Вячеслав Филиппович претворяет отдельные приемы развития музыки конца XIX начала XX столетий (как русской — А.Скрябин, С.Рахманинов, С.Прокофьев, так и зарубежной — Р.Вагнер, К.Дебюсси).
О количестве произведений, созданных В. Ф. Вержбицким, судить сложно, возможно, то, что сохранилось и дошло до нас не все. По всей видимости, занятия исполнительской и педагогической деятельностью оставляли ему мало времени для композиции. Из известного нам корпуса произведений видно, что В. Ф. Вержбицкий, несмотря на сложные жизненные обстоятельства, серьезно подходит к сочинению музыки. Об этом свидетельствуют применяемые им приемы композиции. Техника композиции Вячеслава Филипповича достаточно высока, профессиональна и разнообразна. Вместе с тем, в 30-х годах, как композитор, Вержбицкий отображает многие стилевые достижения современных ему западных композиторов. А о влиянии итальянских композиторов — современников (среди них такие крупные личности как А.Козелла, Дж.Ф. Малипьеро, Г. Петрасси) к сожалению, у нас нет данных. Впитывая атмосферу творчества, В. Ф. Вержбицкий даже предвосхищает отдельные приемы: опыт применения «подготовленного» рояля. (Цикл «Zes etoiles qui»... («Zes silouhettes de mes amis») -«Звезды, которые»... (Силуэты моих друзей) 1930 года состоит из шести пьес, которые правильнее будет назвать миниатюрами. В последней пьесе, для характеристики образа подобного военному (Quasi Marcia), автор применяет эффект барабанной дроби, когда определенные молоточки нот покрываются тонким картоном, таким образом Вержбицкий предвосхищает прием «подготовленного фортепиано» Джона Кейджа, 1939г.).
Ввиду неполного корпуса сохранившихся произведений, судить о формировании целостного стиля Вячеслава Филипповича трудно. Но, то, что творчество основных периодов его жизни отличается друг от друга это очевидно. Уже с 30-х годов Вержбицкий предстает перед нами как зрелый композитор. Усиливается яркость образов произведений. Малыми средствами Вячеслав Филиппович достигает острой характеристичности.
Все намеченные в статье параллели, безусловно, относительны. Конечно же, по масштабности творчество В. Ф. Вержбицкого несопоставимо с масштабами дарования и влияниями современников С. С. Прокофьева, С. В. Рахманинова и других композиторов на весь музыкально — исторический процесс.
Сочинения Вячеслава Филипповича сохраняют историко-эстетическую ценность, отражая характерные особенности эпохи. Историческая судьба поколения музыкантов — современников оставшихся на Родине С.Прокофьева, Метнера, А.Мосолова, эмигрантов Черепнина, авангардистов 20-х годов, уничтожавшихся критикой и прекративших творчество Ребикова, Лурье сложилась по-разному. Их творчество образует ряд параллелей, заслуживающих дальнейшего изучения.
Знакомство с рукописями убеждает в том, что творчество В. Ф. Вержбицкого представляет собой интерес, как для исполнителей, так и для историков музыки и культуры.
Литература:
1. Адищев В. Поющие кадеты. // Музыка и время. 2003. № 3. — 23с.
2. Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. Л., 1968. — 322с.
3. Бердяев Н. Самопознание. М., 1991. — 446с.
4. Богомолов Н. Серебряный век. Мемуары. // Составитель Т.Дубинская-Джалилова. М., 1990–672с.
5. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. Л., 1976. — 288с.
6. Гордина Е. Композиторы Югославии. // Музыка XX века: Очерки. Ч. 2. М., 1980. — 589с.
7. История зарубежной музыки. Т. 6. М., 1999. — 396с.
8. История русской музыки. Т. 10Б. М., 2004. — 1071с.
9. Музыка XX века: Очерки. Ч. 1. Кн. 1. М., 1976. — 367с.
10. Музыка XX века: Очерки. Ч. 2. Кн. 3. М., 1980. — 572с.
11. Сарабьянов Д. Новейшие течения в русской живописи предреволюционного десятилетия (Россия и Запад). // Советское искусствознание. М., 1981.- 80с.
12. Скворцова И. Стиль модерн и русская музыка рубежа XIX начала XX века. // Музыкальная академия. 2005. № 4. — 189с. — 194с..
13. Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП (б). М., 1948.
14. Цветкова М. Никифорова Г. Из истории хоровой культуры Чувашии. В. Ф. Вержбицкий. Чебоксары, 2000. — 94с.
15. Источники: Автобиография. Беседа с Цветковой М. А. ученицей В. Ф. Вержбицкого. Ноябрь, 2003. Рукописи В. Ф. Вержбицкого.