Права и свободы человека и гражданина являются главной ценностью общества. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Наряду с этим, согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1].
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) закрепила положение о том, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе [2]. Следовательно, любые ограничения прав и свобод человека допустимы только в той мере и тогда, когда это предусмотрено законодательством определенного государства и соответствуют нормам международного права.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства, который заключается в определении пределов свободы личности в государстве и обществе. Определить и нормативно закрепить баланс между интересами личности, с одной стороны, и интересами государства, с другой — одна из первостепенных задач государства.
«Правовое ограничение» — сложное словосочетание, состоящее из двух слов: «ограничение» и «правовое». Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет ограничение как «правило, ограничивающие какие-нибудь права, действия. Ограничить значит стеснить определенными условиями, поставить в какие-нибудь рамки, границы [3]. Согласно Толковому словаря В. Даля, ограничение состоит «в удержании в определенных пределах (границах), в умерении, обуздании, стеснении чего-либо» [4]. В Толковом словаре современного русского языка Д. Н. Ушакова ограничение толкуется как «стеснение, ограничивающее права, возможности» [5].
По мнению А. В. Малько, правовое ограничение есть правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.
Наиболее общие признаки реализации правовых ограничений заключаются в том, что они:
- связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение, определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны в правоотношении и общественных интересов в охране и защите;
- сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений, сводящих разнообразие в поведении субъектов до определенного «предельного» состояния;
- выражают собой отрицательную правовую мотивацию;
- направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию;
- предполагают снижение негативной активности [6].
В современном мире государства, независимо от социально-экономического развития и политического строя, не застрахованы от различных ситуаций и проявлений экстремального характера. Эти ситуации вызывают необходимость устанавливать ограничения прав и свобод человека и гражданина не только во благо и в интересах личности, но и для обеспечения благополучия общества и государства в целом.
Кроме того, в статье 56 Конституции Российской Федерации закрепляется, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
В целом, ограничения могут иметь различную правовую природу. Законом перечислены обстоятельства, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К ним относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ [7].
Согласно закону, чрезвычайное положение определяется как «особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей».
Институт чрезвычайного положения существует как средство устранения чрезвычайных ситуаций различного характера, а также гарантирует их ликвидацию в кратчайшие сроки.
Статья 56 Конституции РФ прямо предусматривает возможность введения чрезвычайного положения, при котором могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод граждан и прав организаций. Эти ограничения должны быть строго обусловлены обстоятельствами, послужившими основанием для введения чрезвычайного положения, и не должны выходить за пределы необходимого для устранения угрозы.
Порядок введения чрезвычайного положения определяется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации. Процедура введения чрезвычайного положения является многоступенчатой и требует участия высших органов государственной власти. Согласно Конституции РФ, федеральным законам и Регламенту Совета Федерации, решение о введении чрезвычайного положения принимается Президентом Российской Федерации.
В соответствии с Регламентом Совета Федерации, вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации. После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения Председатель Совета Федерации обязан обеспечить сбор сенаторов Российской Федерации к месту проведения заседания Совета Федерации в срок не более 48 часов. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в отдельных местностях — 60 суток [8].
Вводимые на период действия чрезвычайного положения ограничения прав и свобод человека и гражданина характеризуются следующими признаками [9]:
- они вводятся для достижения определённых целей — обеспечение безопасности граждан, защита конституционного строя, устранение обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
- они предусмотрены специальным правовым актом — Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении»;
- они являются дополнительными по отношению к уже действующим ограничениям, установленным федеральными законами в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ;
- они фактически от меняют некоторые права и свободы на определённое время, то есть являются ограничениями-запретами;
- по своему назначению они в основном направлены на предотвращение или прекращение политической, экономической и иной активности граждан;
- они начинают действовать одновременно с введением чрезвычайного положения указом Президента РФ;
- они носят временный характер (срок их действия со впадает со сроком действия чрезвычайного положения);
- они действуют исключительно на той территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Свобода человека не может существовать без ограничений, она осознает свои границы. При этом, даже в условиях чрезвычайного положения, некоторые права и свободы граждан не могут быть ограничены. К ним относятся право на жизнь, право на гуманное обращение и пытки, право на справедливое судебное разбирательство, право на жилище, право на неприкосновенность частной жизни, право на свободу совести и вероисповедания.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. 1984.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989.
- Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М., 2015.
- Малько А. В. — Ограничения в праве: проблемы теории, практики, политики, Юридическая техника. 2018. № 12.
- Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
- Регламент Совета Федерации (Принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ).
- Шабуров А. С. — «Ограничение права», «ограничения в праве», «правовые ограничения»: соотношение понятий, Юридическая техника. 2018. № 12.

