Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

О роли шрифта и его функциях в православном журнале

Прочее
27.10.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются понятия «шрифт» и «гарнитура», осмысливается их роль в оформлении православного журнала. Исследуются различные функции шрифтов: от коммуникативных до идентификационных — помогающих создать уникальный визуальный стиль издания. Эмпирической базой для исследования выступили: гарнитура (антиква, гротеск, рукописные), современные православные журналы, рукописные книги, а также результаты научных исследований российских ученых. Визуальный и контекстный метод исследования шрифтов помог обосновать особую роль гарнитуры в раскрытии богословских текстов православных изданий.
Библиографическое описание
Коряковская, Ю. Г. О роли шрифта и его функциях в православном журнале / Ю. Г. Коряковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 43 (594). — С. 426-429. — URL: https://moluch.ru/archive/594/129530.


Введение

Цель статьи — осмысление роли шрифта и гарнитуры, а также значения функций шрифта в раскрытии содержания богословских текстов в современных православных журналах.

Художественное оформление текста с помощью шрифтов и знаков составляет область типографики (от греческого τύπος — «отпечаток» и γράφω — «пишу»). Основой этого оформления является шрифт. «Шрифт — это форма письменных или печатных знаков» [6]. В книгоиздании шрифт — это набор символов определенной гарнитуры, размера и начертания. Гарнитура шрифта — полиграфический термин, объединяющий набор шрифтов с определенными особенностями. С. И. Ожегов определяет понятие «гарнитура шрифтов как подбор однородных шрифтов разных размеров» [6]. Выбор шрифта сам по себе не гарантирует стиля и узнаваемости издания. Как отмечал немецкий типограф Ян Чихольд: «В основе совершенного художественного оформления лежит абсолютная гармония всех элементов» [12, с. 12]. В своем труде он писал: «Совершенное типографское искусство несомненно самое хрупкое из всех искусств. Из неизменных, не связанных между собой, заранее данных частей должно возникнуть нечто целое, живое, как бы отлитое из одного куска металла. По трудности только резьба по камню приближается к совершенному типографскому искусству» [12].

Дизайнер, владея этим искусством, использует его визуальные образы (изображение, цвет, шрифт) в оформлении журнала и формирует первое впечатление читателя от увиденного. А читатель, являясь главным героем издания, осмысленно и осознанно воспринимает шрифт как особый знак или символ. Этот символ ассоциативен. Для восприятия шрифта важны различные детали, такие как межбуквенное пространство, скругление элементов, наклон и пропорция буквы и другие.

В середине XX в. вышла в свет книга голландского типографа, дизайнера шрифтов и писателя Г. Нордзиджа «Штрих. Теория письма», в которой автор исследовал пространство внутри букв и между ними, характерные особенности шрифтовых форм и объяснил, как формируются на письме отдельные штрихи. С. И. Галкин в учебном пособии «Техника и технология СМИ: художественное конструирование газеты и журнала» рассматривал и описывал шрифты, их разновидности, подчеркивая роль шрифтов и других элементов оформления в композиции издания.

В православном также, как и в светском журнале, шрифт выполняет различные функции. Научные исследования, касающиеся функциональных особенностей шрифтов, проводили профессор С. В. Наумова и кандидат филологических наук О. В. Осетрова. Для анализа роли шрифта в православном журнале, обратимся к классификации шрифтовых функций, предложенной О. В. Осетровой.

По ее мнению, «одной из первостепенных функций шрифта является «коммуникативная функция» [7, с. 8] — функция передачи информации». Для реализации этой функции важен размер буквенного знака — кегль. Это особенно актуально для православных журналов, чью аудиторию составляют люди преимущественно среднего и старшего возраста, для которых мелкий шрифт может создать барьер для длительного чтения, и может привести к ослаблению интереса.

Историко-культурная функция, по мнению автора отражает «признаки той или иной эпохи» [7, с. 7]. Реализация историко-культурной функции зависит от гарнитуры, а ее некорректный выбор — к неточной трактовке информации. Кандидат искусствоведения А. Г. Шицгал в книге «Русский типографский шрифт: Вопросы истории и проблемы применения» (1974) подчеркивает: «Для каждого исторического периода характерен шрифт определенного рисунка. Так, например, в средние века в западноевропейских странах были распространены шрифты готического типа, в России — церковнославянского типа (ими набирались в основном церковные книги)» [13], на конкретных примерах демонстрируя проявление историко-культурной функции.

Этнические функции в шрифтах «сформированы естественными антропологическими различиями» [7, с. 8] — считает О. В. Осетрова. В православных изданиях это выражается в обращении к графике, следующей традициям древнерусского искусства.

Эстетическая функция связана с декоративностью. В первой половине XX века у русских художников применялся термин «декоративные шрифты». Их начертание сравнивалось с произведениями книжного искусства (славяно-русская рукописная книга Хитрово Евангелие XIV века). На наш взгляд, использование «декоративных шрифтов» в современных православных изданиях возможно с эстетической (украшающей), но не коммуникативной целью из-за сложного начертания элементов.

Предложенную классификацию дополняет профессор С. В. Наумова, выделяя следующие функции шрифта:

Выделительная — «структурирование информации с помощью курсива, полужирного начертания» [4] и т. д.

Композиционная — организация пространства разворота. По мнению ученого, «расположение шрифта на бумаге создает симметрию или асимметрию, равновесие или динамику, ритм или статику всего разворота» [4].

«Сигнальная функция» [4] — позволяет привлечь внимание, используя средства художественной выразительности: цвет, кегль, контраст и др.

Эмоциональная функция — «создает эмоциональный настрой» [4].

Профессор С. В. Наумова обращает внимание на две сравнительно новые функции, «появившиеся у шрифтов в альтернативных направлениях искусства: они начинают использоваться как средства демонстрации неких программных ценностей и как одно из средств создания художественного образа» [4]. Корни зарождения этого феномена она видит в средневековой рукописной книге, оформленной по церковным канонам. Сегодня, дизайнеры отвергают все каноны, складывающиеся веками, «отстаивая свою индивидуальность, в том числе и с помощью ими изобретенных шрифтов. Так шрифт начинает служить средством самоидентификации» [4].

Канон (греч. ϰανών — прави́ло, правило, норма, мера) в церковном праве, установление, относящееся к устройству христианской Церкви, её управлению, учреждениям, дисциплине [6].

Православные журналы, чьим содержанием является богословское знание и духовный опыт, требуют особого подхода к визуальному оформлению. Поэтому, дизайнер, работающий над созданием такого журнала, должен не только владеть техническим мастерством, но и глубоко понимать сакральный смысл богословских текстов. По мнению Л. А. Успенского, «шрифт, как и икона, — это не просто изображение, а «окно в горний мир» [10]. Канон не исключает творческое начало: индивидуальность мастера может проявиться в выборе колористического решения шрифта, особенностях графической манеры, нюансах композиционного расположения шрифта.

Задача дизайнера — визуальными средствами донести слово Божие, что смещает акценты в функциях шрифта. На первый план выходят коммуникативная, сигнальная и выделительная функции, которые управляют вниманием читателя, позволяют сконцентрировать внимание на содержании, а эмоциональная и идентификационная функции отходят на второй план, подчиняясь общей цели. В православном журнале начертание текста выходит за рамки бытового понимания, а становится «тайной, доступной лишь через напряженное, медитативное всматривание и духовное усилие» [14].

Рассматривая шрифты с практической точки зрения, можно условно разделить их на текстовые и акцидентные.

Акцидентными или заголовочными шрифтами оформляют заголовки или выделяют броские надписи с целью привлечь внимание читателя. Текстовые (наборные) шрифты служат для набора текста. Это шрифты с высокой читаемостью даже в текстах с мелким кеглем.

Среди основных шрифтовых стилей выделяют антикву, гротески и рукописные.

Антиква — шрифты с засечками — дополнительными штрихами на кончиках буквенных знаков (Georgia, Times New Roman,) появились в Эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Их отличает классический или консервативный характер, изящество, рафинированность, удобочитаемость. Шрифты с засечками, как показывают исследования (например, работы профессора Л. В. Морозовой по психофизиологии восприятия [3]), способствуют более высокой скорости и качеству чтения.

Гротески рубленные шрифты без засечек (Arial, Franklin, Gothic). Первый наборный шрифт этого класса был создан в 1816 году в Англии, по некоторым источникам Уильямом Каслоном IV (1780–1869 гг.) во времена промышленной революции. Буквы имеют небольшой контраст, одинаковую ширину элементов и крупную геометрическую форму. Гротески передают ощущение минимализма, инноваций и прямолинейности.

Рукописные шрифты имитируют каллиграфию (Miama Nueva, Magnolia Script). Исторически русское книгопечатание подражало рукописям, что обусловило их глубокую связь с традицией. Популярность рукописного шрифта заключалась, во-первых, в его аутентичности, особенно там, где необходимо было подчеркнуть некую «человечность». Во-вторых, его начертание могло варьироваться от аккуратного каллиграфического письма до имитации росчерка кисти или пера с бунтарским настроением. В-третьих, рукописные гарнитуры передавали ощущение роскоши, утонченности и эксклюзивности.

Возрождение православной журналистики в 1990-х годах столкнулось с проблемой выбора шрифтов, так как дореволюционные полиграфические традиции были утрачены. Сегодня ситуация изменилась благодаря развитию цифровых технологий и новым задачам православных журналов — миссионерским и просветительским.

Эти изменения повлияли на визуальный облик православных изданий и потребовали новых подходов, стилей, современных решений в оформлении — с одной стороны и сохранения традиций книгопечатания, с другой.

В современных российских православных журналах можно проследить сочетание различных шрифтовых стилей. Старославянские шрифты (Устав, Полуустав) используются крайне умеренно из-за низкой удобочитаемости и сложности визуальных элементов, что является, на наш взгляд, проявлением уважения издателей к читательской аудитории.

Ведущие издания России, такие как: православный журнал для сомневающихся «Фома», «Славянка», «Хлеб Жизни», «Виноград», «Нескучный сад», «Наследник» и др. концептуально отличаются друг от друга, тем не менее их объединяет использование различных шрифтовых стилей и сочетание различных шрифтовых пар внутри одного номера. Очень редко в современных православных изданиях можно встретить шрифты старославянского начертания в текстовых (наборных) шрифтах. По мнению автора, это связано с решением коммуникативной задачи, а не с уходом от традиций книгопечатания.

Некоторые православные журналы на обложках используют старославянские шрифты для идентификации издания. «Православные храмы», «Душа», «Наследник», «Православная беседа», «Никола», «Славянка» используют старославянский русский шрифт в названиях журналов. Например, в журнале «Славянка», ориентированном на женскую аудиторию, шрифт решает задачу — подчеркнуть эту особенность. Молодежный журнал о православной жизни «Наследник» тоже использует старославянский шрифт в начертании буквы «ерь», обозначающую твердость и созидательную деятельность. Именно на ней делается акцент в середине слова, выделяя таким образом корень «след», который несет в себе ключевую идею, заложенную в названии.

В 2008 году сообществом православной типографики Московского Патриархата был разработан новый церковнославянский шрифт, получивший название «Ostrog». Гарнитура нового шрифта взята из изданий второй половины XVI века, автором которой являлся Петр Мстиславец, восточнославянский типограф, соратник первопечатника Ивана Фёдорова.

Шрифты на основе старославянских (Устав, Полуустав, Вязь, Скоропись, Ижица) в сознании людей ассоциируются с Православием больше, чем какие-либо другие и использование их в православных изданиях вполне уместно. Это важно учитывать на всех этапах создания журнала.

Но остается еще один вопрос, требующий осмысления: «Становится ли шрифт православным от особого начертания букв?». На субъективный взгляд автора, нет. Не форма и размер букв, не наклон элементов, красота штриха или изысканность цвета делают шрифт «православным», а смысл, который заключен в слове.

Церковь, сохраняя традиции, остается верной Евангельской истине. Но, являясь живым организмом, постоянно развивается. Поэтому творческая новизна в оформлении любого православного издания должна быть подчинена богословской точности содержания. Глубокое изучение типографики, с одной стороны, трепетное, уважительное, бережное отношение к богословию и его истокам — с другой, смогут создать равновесие между внешним и внутренним — между формой и содержанием журнала. Именно в этом, на наш взгляд, состоит главная задача дизайнеров, редакторов, корректоров, консультантов-богословов, работающих над православным изданием.

Литература:

  1. Галкин С. И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала: учебное пособие / С. И. Галкин. — М.: Аспект-Пресс, 2007. — 215 с.
  2. Кудрявцев А. И. Эволюция шрифтовой формы в графическом дизайне. М., 2003. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru.
  3. Морозова Л. В., Мурин И. Н. Психофизиологическая специфика восприятия печатного шрифта. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
  4. Наумова С. В. Исторические корни акцидентных шрифтов / С. В. Наумова // Архитектон: известия вузов. — 2010. — № 30. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archvuz.ru.
  5. Нордзидж Г. Штрих. Теория письма, М.: Д. Аронов, 2013.
  6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Азъ, 1994. — 907, [1] с.; 27 см.; ISBN 5–85632–007–7 (В пер.)
  7. Осетрова О. В. Шрифт в рекламном дизайне [Электронный ресурс]: 10.01.10 / О. В. Осетрова.ыф — Воронеж, 2005. — Режим доступа: http://www.dissercat.com.
  8. Серов С. И. Гармония классической типографики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tanki-media.ru.
  9. Таранов Н. Н. Художественно-образная выразительность шрифтов: монография / Н. Н. Таранов. — Волгоград: Перемена, 2000. — 168 с.
  10. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. — М.: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 1997.
  11. Филиппова М. Г., Прыкина Ю. М. Функциональные аспекты шрифтового дизайна, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://shgpi.edu.ru
  12. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении. М.: Книга, 1980.
  13. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. Вопросы истории и проблемы применения. — М.: «Книга», 1974. — 208 с. С.10
  14. Лаврентьев В.Н. Шрифтовая культура книги кирилловского печатного типа. — М.: Пашков дом, 2010.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №43 (594) октябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 426-429):
Часть 6 (стр. 367-437)
Расположение в файле:
стр. 367стр. 426-429стр. 437

Молодой учёный