Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Юридическая характеристика и сфера применения смарт-контрактов

Юриспруденция
23.10.2025
7
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена изучению понятия, юридической характеристики и особенностей применения смарт-контрактов. Выделены основные признаки смарт-контрактов, которые сформировались в процессе цифровизации и внедрении финансовых технологий на рынках. Определены основные сферы применения смарт-контрактов и требования к ним с точки зрения каждой.
Библиографическое описание
Ковалевский, Д. Г. Юридическая характеристика и сфера применения смарт-контрактов / Д. Г. Ковалевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 43 (594). — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/archive/594/129434.


The article is devoted to the study of the concept, legal characteristics and application features of smart contracts. The main features of smart contracts that have been formed in the process of digitalization and the introduction of financial technologies in the markets are highlighted. The main areas of application of smart contracts and the requirements for them from the point of view of each are defined.

Keywords: smart contract, digitalization, finance, innovation, sphere, transaction application.

Мировые финансовые рынки находятся под усиленным воздействием цифровизации и инноваций в сфере технологий взаимодействия. Это оказывает существенное влияние на принципы и инструменты, применявшиеся ранее. Инновации и новая инфраструктура привели к снижению необходимости личного присутствия в процессе осуществления различных операций. Также многие операции стали доступны для реализации по принципу «единого клика».

Некоторые инновации на финансовом рынке образовались не сегодня. Так, в 1994 году Ник Сабо, американский ученый, предложил использовать смарт-контракты. Для данного новшества Сабо, базируясь на исследованиях Дэвида Чаума, дал следующее определение — «цифровое представление набора обязательств между сторонами, включающее в себя протокол исполнения этих обязательств» [4]. По мнению Сабо, умные контракты посредством использования всех возможностей и механизмов цифровой безопасности с использованием криптографических протоколов позволят значительно улучшить взаимодействие между сторонами по сравнению с используемыми на тот момент традиционными юридическими контрактами.

На сегодняшний день смарт-контракт определяется договор, участниками которого выступают две или более стороны. Его предметом выступает установление, изменение или прекращение юридических прав и обязанностей. Смарт-контракт отличается от традиционного договора тем, что в нем условия (часть или полностью) записаны, исполнены и обеспечиваются автоматическим образом посредством компьютерного алгоритма, разработанного для специализированной программной среды.

Постепенно сфера применения смарт-контрактов расширялась, что представлено на рисунке 1.

Сферы применения смарт-контрактов на современном этапе [4]

Рис. 1. Сферы применения смарт-контрактов на современном этапе [4]

Рассмотрим данные сферы подробнее.

В процессе автоматизации платежей программирование контракта позволяет гарантировать поступление определенной суммы для лиц или организаций в определенный срок.

При регистрации прав собственности в блокчейне устанавливается право собственности непосредственно с момента его наступления.

При реализации энергетических транзакций создаётся цифровая экосистема, которая позволяет осуществлять обмен энергией. Смарт-контракты в данной сфере для реализации источников электричества или топлива могут быть заключены только между физическими лицами или организациями, которые вовлечены в процесс взаимодействия. Данные стороны в дальнейшем имеют возможность персонализации потребления каждого клиента.

Смарт-контракты в сфере интеллектуальной собственности могут быть встроены в любой объект, имеющий возможность контроля цифровыми средствами. Включение смарт-контрактов в данном случае выступает основной для формирования «умной собственности», являющейся частью «интернета вещей (IoT). Смарт-контракт в данном случае позволяет автоматизировать, например, аренду данных объектов [2].

Криптовалюта и ее движение — уже привычная характеристика современного финансового рынка. Для операций используются различные варианты смарт-контрактов [1].

Возрастающая роль смарт-контрактов на финансовом рынке диктует повышение внимания к юридическому оформлению. Необходимо указать, что в праве понятие «смарт-контракт» получило распространение сравнительно недавно. При этом для термина характерна множественность в подходах. В исследовании А. А. Карцхия дается следующее определение: «умные контракты (smart contracts) представляют собой следующий шаг в развитии блокчейн-технологии. Эти контракты являются договорами в традиционном юридическом смысле. Используя компьютерные программы, разрабатывают последовательность действий — код смарт-контракта для рутинных, повторяющихся операций (купля-продажа при биржевых финансовых сделках, электронные платежи, договоры страхования и возмещения ущерба и т. д.)» [4].

В работе А. Ю. Чурилова смарт-контракт определяется в качестве договорной конструкции, «заключаемой и существующей исключительно в сети блокчейн, особенностью которой является невозможность изменения после попадания в блокчейн, а также автоматическое исполнение возникающего встречного договорного обязательства без необходимости отдельного волеизъявления сторон договора» [6]. Автор указывает, что если данные признаки не будут соблюдены, то в данном случае представлены только элементы кода смарт-контракта, используемые в системе традиционного договора.

Доктрина толкования термина «смарт-контракт» включает и понятие Д. В. Федорова: «смарт-контакт является разновидностью договора, написанного на языке программирования» [4]. Очень важно, что формулирование условий смарт-контракт на языке программирования не может рассматриваться в качестве причины, которая снижает значимость договорной сущности сделки. Это происходит по той причине, что смарт-контракты позволяют записывать условия в программе с использованием цифровых кодов, которые подвержены тем же правилам, что и к другим языкам, тогда как российское законодательство позволяет заключать договор на любом языке. Язык программирования в данном случае не является исключением.

Однако, юридические тонкости диктуют необходимость разграничения компьютерных программ, используемых для заключения договоров, и непосредственно правоотношение, которое и является юридическим договором. Право регулирует только договорные отношения, при этом учитывая технические возможности программ для создания договоров. С учетом данного нюанса можно признать правомерным понятие смарт-контракта, предложенное В. А. Беловым: «смарт-контракт в праве — это специальный правовой режим гражданско-правового договора. В этом значении смарт-контракт становится особой несамостоятельной договорной конструкцией, которую невозможно заключить отдельно от соответствующего договорного типа» [1].

Все предложенные определения указывают, что смарт-контракт основан на договорной сущности. Такое признание позволяет определять юридические важные признаки, возможные последствия и специфику функционирования договора при заключении его посредством использования криптографии в блокчейн-системе. При этом важно понимать, что изначально смарт-контракт базируется на компьютерном коде, формируя его особую правовую природу. В дальнейшем данный код должен осуществлять адаптацию под потребности сторон и различные обстоятельства. К ним можно отнести:

— алгоритмы, учитывающие исполнение принятых обязательств;

— процедуру заключения договора;

— электронная форма договора.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. российское законодательство на сегодняшний день не имеет закрепленного понятия «смарт-контракт». Определено, что смарт-контракт возможно рассматривать как программное обеспечение, имеющее соответствующего правообладателя. При этом важно понимать проблемы авторства и исключительных прав на коды, используемые в процессе формирования смарт-контрактов, что подлежит регулированию статьями ГК РФ;
  2. смарт-контракт можно представить в виде способа исполнения принятых обязательств, а также как электронную форму договора, регулируемую общими положениями об обязательствах и договорах;
  3. смарт-контракт основывается на правовой природе, базирующейся на компьютерном программном коде;
  4. при использовании смарт-контракт код адаптируется под обстоятельства и стороны договора;
  5. для современного рынка характерно широкое использование смарт-контрактов, однако, в основном они используются в области крупных сделок корпораций или банковских учреждений.

Литература:

  1. Белов В. А. Смарт-контракты: применение в договорной практике [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.law.ru/article/22127-smart-kontrakty Дата обращения, 15.10.2025.
  2. Бычкова Н. П., Лаштабега В. И., Мухина А. А. Смарт-контракты в предпринимательской деятельности // Деловой вестник предпринимателя. 2023. № 1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smart-kontrakty-v-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 16.10.2025).
  3. Мифтяхетдинов А. Т. Правовая природа смарт-контракта // Вопросы российской юстиции. 2024. № 33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-priroda-smart-kontrakta-3 (дата обращения: 16.10.2025).
  4. Смарт-контракты: юридическая природа и сфера их применения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dfcg.ru/smart-kontrakty Дата обращения, 15.10.2025.
  5. Туркова И. М. Смарт-контракты в РФ и зарубежный опыт // Вестник магистратуры. 2023. № 4–1 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smart-kontrakty-v-rf-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 16.10.2025).
  6. Чурилов А. Ю. Смарт-контракты и принципы обязательственного права // Legal Concept. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smart-kontrakty-i-printsipy-obyazatelstvennogo-prava (дата обращения: 16.10.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №43 (594) октябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 133-136):
Часть 2 (стр. 69-141)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 133-136стр. 141

Молодой учёный