В доктрине права достаточно часто поднимается вопрос о сущности и содержании санкций в гражданском праве. В научной среде до сих пор нет единства, а потому существует плюрализм мнений на этот счет.
По мнению А. А. Дебошева, под санкциями понимается элемент правовой нормы [1, с. 51]. В то время как Ю. Ю. Устиненко трактует санкцию как меру ответственности, разрешение и способ обеспечения [6, с. 135]. Д. В. Зуева определяет санкцию как карательную меру по отношению к лицу, нарушившему установленные правила поведения. Такая мера гарантируется силой государственного принуждения [3, с.176].
Вышеприведенные позиции видятся нами не совсем корректными. Нами по гражданско-правовой санкцией предлагается понимать правовое средство, в результате применения которого сторона правоотношений имеет возможность защитить свои нарушенные (оспариваемые) права, которые предусмотрены либо законом, либо договором.
То есть такое понимание сводится к тому, что санкции в гражданском праве — это сумма мер ответственности и мер защиты гражданских прав, которые могут быть применены субъектом права.
На наш взгляд, представляется не убедительной позиция авторов, ставящих знак равенства между санкцией и гражданско-правовой ответственностью. Несмотря на то, что они схожи, но не тождественны.
Дело в том, что на практике лишь часть санкций имеет отношение к ответственности, в то время как другие санкции могут выражать последствия, не связанные с наказанием, такие как восстановление нарушенных прав, возмещение ущерба или другие меры.
Кроме того, необходимо различать санкции, которые выступают в качестве мер ответственности, и те санкции, которые могут быть применены к лицам, не являющимся правонарушителями. Например, различные санкции в гражданском праве могут касаться сторон, не совершивших правонарушений, а направлены на исправление определенных правовых ситуаций.
Значение гражданско-правовой санкции заключается в том, что ее простое наличие уже пресекает совершение противоправных действий и направлено на стимуляцию правопослушного поведения, границы которого очерчены либо в законе, либо в договоре. В таком случае санкция обладает колоссальным значением в правовом регулировании общественных отношений, хотя и не является главным способом правового воздействия на правоотношения [2, с. 226].
С. Г. Кабанов считает, что санкция в гражданском праве обладает сразу несколькими значениям [4, с. 49]:
– она служит способом восстановления в правах потерпевших лиц;
– она призвана компенсировать понесенные потерпевшей стороной неудобства;
– она обеспечивает соблюдение баланса интересов субъектов гражданских правоотношений.
Санкции в гражданском праве могут быть предусмотрены либо в санкции нормы права, которую нарушили, либо в отдельной специальной охранительной норме права. Еще более интересным является возможность сторон гражданско-правового договора закреплять дополнительную ответственность по сравнению с предусмотренной законом, при условии, что она не противоречит закону [7, с. 5]. К примеру, в договоре может быть предусмотрена неустойка за несвоевременную передачу товара, даже если лицо невиновно в несвоевременной передаче. Данное положение направлено на стимулирование сторон к исполнению обязательств в быстрые сроки.
То есть если санкции в уголовном праве в императивном порядке закреплены в тексте закона, то в гражданском праве стороны могут предусмотреть такие санкции, которые не предусмотрены в законодательстве.
Если санкция закрепляется договором, то она имеет ненормативный характер, а необходимость такой возможности обусловлена тем, что законодатель фактически не в силах предусмотреть ответственность во всех возможных случаях. То есть законодатель не может предусмотреть все возможные последствия для нарушения тех или иных правил поведения, а потому предоставляет субъектам права самостоятельно определять последствия в таком случае.
Возможность корректировки норм обусловлена диспозитивной направленностью норм гражданского права. То есть такие нормы не создают никаких препятствий для того, чтобы участники правоотношений регламентировали их отношения «собственными» условиями, в том числе вопросы санкций
Стоит также отметить, что в гражданском праве санкция не является элементом административного управления обществом. То есть активация санкций за правонарушения происходит именно тем лицом, чьи права и интересы были нарушены таким поведением. Следовательно, потерпевшая сторона самостоятельно решает нужно ли ему прибегать к средствам защиты своего права и если да, то к каким именно.
По причине того, что гражданское право преимущественно регулирует имущественные отношения, то, соответственно, и санкции носят имущественный характер. Именно в этой связи в научной литературе утверждают, что гражданско-правовые санкции выполняют функцию экономического (имущественного) воздействия на правонарушителя, являясь одним из методов экономического регулирования общественных отношений [5, с. 15].
Анализ гражданского законодательства свидетельствует о том, что в основном нормы права, предусматривающие санкции, не содержат указание на их размер. В основном все ограничивается формулировкой, что «вред подлежит возмещению в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором». Это положение наиболее ярко отличает гражданско-правовые санкции от санкций уголовного или же административного права, где санкции строго определены, указаны их пределы (либо верхние, либо и верхние, и нижние). Следовательно, в этом и проявляется особенность санкции в гражданском праве: она носит диспозитивный и относительный характер.
Стоит согласиться, что такой подход для гражданского права является более убедительным, так как невозможно себе представить перечень всевозможных правонарушений в гражданском праве с точным определением размера санкций, в противном бы случае текст ГК РФ выдался бы достаточно громоздким, что привело к сложности в ориентировании в данном нормативном акте. Ее конкретизация может осуществиться в тексте договора, а если же этого не произошло, то устанавливается в судебном порядке на основе имеющихся обстоятельств дела с учетом принципов разумности, справедливости и добросовестности.
Литература:
- Дебошева А. А. Основания гражданско-правовой ответственности за злоупотребление правом // Законность и правопорядок в современном обществе. — 2020. — № 17. — С. 50–55.
- Зарипов А. М., Курысь Н. В. Санкции в гражданском праве // Современное право России: проблемы и перспективы. — 2020. –№ 2. — С. 226–228.
- Зуева Д. В. Особенности санкций в гражданском праве // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 20 января 2022 года. Том Часть 2. — Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2022. — С. 175–182.
- Кабанов С. Г. Сущность гражданско-правовых санкций // Новое право. — 2022. — № 1. — С. 48–55.
- Кархалев Д. Н. Санкции в гражданском праве // Вестник Уфимского юридического института МВД России. — 2023. — №. 2 (60). — С. 14–18.
- Устиненко Ю. Ю. Понятие и признаки гражданско-правовой санкции // Проблемы Науки. — 2020. — № 7 (37). — С. 135–138.
- Яковлев В. Ф. О понятии гражданско-правовой санкции // Журнал российского права. — 2024. — №. 1 (205). — С. 3–7.

