Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Вопросы квалификации преступлений, совершенных по неосторожности

Научный руководитель
Юриспруденция
26.09.2025
11
Поделиться
Аннотация
В данной статье разобраны вопросы квалификации неосторожных преступлений, на примере квалификации статей ст. 118 УК РФ и ст. 224 УК РФ с анализом судебной практики.
Библиографическое описание
Таблер, В. А. Вопросы квалификации преступлений, совершенных по неосторожности / В. А. Таблер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 39 (590). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/590/128730.


В данной статье разобраны вопросы квалификации неосторожных преступлений, на примере квалификации статей ст. 118 УК РФ и ст. 224 УК РФ с анализом судебной практики.

Ключевые слова: квалификация преступлений, неосторожность, причинение вреда, небрежное хранение.

Современное уголовное право включает широкий спектр преступлений, совершенных по неосторожности, обусловленных быстрым развитием технологий, усложнением социальных взаимодействий и изменениями общественной среды. Наряду с умышленными преступлениями, такими как убийство (статья 105 Уголовного кодекса РФ), изнасилование (статья 131 УК РФ) и вандализм (статья 214 УК РФ), выделяются многочисленные неосторожные преступления, произошедших из-за легкомыслия или небрежности субъекта.

По мнению Абдулмуслимовой Л. Г., можно выделить такие неосторожные преступления как: причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК), причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168 УК), небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224 УК), уничтожение или повреждение лесов (ч. 1 ст. 261 УК), халатность (ст. 293 УК), уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (ст. 347 УК), утрата военного имущества (ст. 348 УК) [7].

Как замечает Бадретдинов А. И.: «возникновение и эволюция данной категории преступлений детерминированы двумя взаимосвязанными факторами: во-первых, появлением и распространением источников повышенной опасности (транспортных средств, промышленного оборудования, энергетических систем), требующих от субъектов особой внимательности и осторожности; во-вторых, формированием специфических групп бытовых и профессиональных деликтов, связанных с нарушением как общих правил безопасности, так и специальных нормативных требований, регламентирующих отдельные виды деятельности» [8].

Рассмотрим некоторые составы, связанные с неосторожными преступлениями, такие как ст. 118 УК РФ и ст. 224 УК РФ. В уголовном законодательстве существует наказание за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, оно указано в ч.1. ст. 118 УК РФ, а также в ч.2. ст. 118 УК РФ предусмотрено наказание за то же деяние, совершённое вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Данное деяние может быть совершенно по легкомыслию, если виновный предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, но лицо самонадеянно рассчитывало на их предотвращение.

Например, в качестве сравнения в УК РСФСР 1960 года в статье 114 «Неосторожное тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение» было указано следующее: «Неосторожное тяжкое телесное повреждение — наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок до одного года. Неосторожное менее тяжкое телесное повреждение -наказывается исправительными работами на срок до одного года или общественным порицанием» [4], т. е. по сравнению с нынешним УК РФ в УК РСФСР 1960 года была более мягкая ответственность и обременялась меньшим количеством возможных наказаний. Можно сказать, что нынешний законодатель пошёл по пути более жёсткой репрессии по отношению к таким видам преступлений.

Обратимся к судебной практике. ФИО1, находясь в состоянии алкогольного опьянения, вечером 6 февраля 2020 года примерно в 21:00, имея намерение нанести телесные повреждения своей бывшей жене ФИО9, решился совершить хищение огнестрельного оружия и боеприпасов, принадлежавших его знакомому Потерпевшему № 1. ФИО1 использовал возможность, когда Потерпевший № 1 спал, и незаметно похитил ключи от металлического сейфа, в котором находилось ружье модели MP-155, 12-го калибра, предназначенное для гражданского пользования, и патроны соответствующего калибра. Открыв сейф, расположенный в одной из комнат квартиры, ФИО1 изъял указанное оружие и боеприпасы. Ночью 7 февраля 2020 года около 00:45 ФИО1 находился возле дома № 24 по улице Коммунаров в городе Челябинске, ожидая появления ФИО9. Во время ожидания произошло столкновение с общим знакомым ФИО10, вызвавшее конфликт. Во время конфликта ФИО10 пытался отобрать у ФИО1 ружье. Не предвидя наступления общественно опасных последствий своих действий в виде причинения тяжкого вреда здоровью, хотя при необходимой внимательности и осмотрительности мог и должен был их предвидеть, проявив небрежность, произвел выстрел из огнестрельного оружия в сторону скопления людей, чем по неосторожности причинил Потерпевшему № 2 согласно заключению эксперта телесные повреждения в виде огнестрельного ранения нижней трети левой голени с размозжением мягких тканей, сосудисто-нервного пучка, переломами обеих костей голени, потребовавшее ампутацию левой нижней конечности на уровне верхней трети голени. Данное ранение причинено в результате выстрела из гладкоствольного оружия многоэлементным зарядом металлической плотности (картечь), и квалифицируется как причинившее тяжкого вреда здоровью по признаку потери какого-либо органа или утраты органом его функций [5]. Данное деяние суд квалифицировал по ч.1. ст. 226 УК РФ и по ч.1. ст. 118 УК РФ.

Особенностью данной квалификации является то, что она может квалифицироваться как причинение смерти по неосторожности, что указано в ст. 119 УК РФ, для этого следует определить неосторожность вины по отношению к смерти, только тогда данное деяние можно квалифицировать по ч. 1 ст. 118 УК РФ.

Неосторожное причинение легкого вреда или средней тяжести не образуют состава данного преступления. Декриминализация составов преступлений, связанных с причинением вреда средней тяжести по неосторожности (в том числе при недобросовестном исполнении лицом своих профессиональных обязанностей) произошла в 2003 году. Кроме того, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N2 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации» исключил такие составы, как ч. 1 ст. 216 «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ», ч. 1 ст. 219 «Нарушение правил пожарной безопасности», ч. 1 ст. 263 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта», ч. 1 ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» [9].

Такое неосторожное преступление как небрежное хранение огнестрельного оружия характеризуется особенностью квалификации в виде точного установления предмета, объективной и субъективной стороны.

Определение огнестрельного оружия толкует Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ, под огнестрельным оружием понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда [2].

Помимо самого определения указанного в законе, существует обширное определение данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»: «…под огнестрельным оружием следует понимать все виды боевого, служебного и гражданского огнестрельного оружия, в том числе изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для механического поражения живой или иной цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда...» [3]. Исходя из определения становится понятным, что огнестрельное оружие является предметом данного преступления, и чтобы лицо было привлечено к уголовной ответственности одним из обязательных условий должно быть то, что огнестрельное оружие должно находиться в правомерном владении.

Так например, ФИО2 проходя военную службу по контракту в войсковой части №, 22 февраля 2019 г. около 15 часов 30 минут, находясь в спальном помещении опорного пункта, имея при себе закрепленный за ним пистолет, являющийся огнестрельным оружием, оставил на столе в указанном помещении пистолет с присоединенным к нему магазином, снаряженным 18 боевыми патронами, после чего покинул его, чем не обеспечил сохранность оружия и не исключил доступ к нему посторонних лиц, тем самым создал условия для завладения и дальнейшего использования пистолета другим лицом.

Около 15 часов 30 минут тех же суток иное лицо, находясь в вышеуказанном помещении, в ходе словесного конфликта с Х, взял со стола закрепленный за ФИО2 пистолет и произвел из него выстрел в Х, причинив последнему одно огнестрельное пулевое проникающее сквозное ранение шеи и мягких тканей левого бедра, от которого 25 февраля 2019 г. наступила смерть Х Органом предварительного расследования вышеуказанное деяние ФИО2 квалифицировано по ч. 1 ст. 224 УК РФ, как небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, что повлекло смерть человека [6].

Разбирая вышеуказанный пример из судебной практики, можно согласиться с приведённой квалификацией данного деяния по ч. 1 ст. 224 УК РФ, так как имеются признаки состава преступления: небрежное хранение огнестрельного оружия, которое находится в правомерном владении лица ФИО2 так как он проходит военную службу по контракту; данное лицо создало все условия для завладения огнестрельным оружием лицом, не имеющим на то оснований, а именно оставило огнестрельное оружие без присмотра, что послужило к наступлению общественно опасных последствий в виде смерти человека. Из этого примера судебной практики чётко прослеживается причинно-следственная связь между небрежным хранением оружия и смерти человека, а также то что состав статьи 224 УК РФ является материальным т. к. наступили последствия, указанные в законе, а именно смерть человека.

По определению субъективной стороны данного преступления, исходя из примера вышеуказанной судебной практики, можно полностью согласиться с утверждением Степановой М. А.: «Субъективная сторона небрежного хранения огнестрельного оружия определяется неосторожностью в виде небрежности. При небрежности виновное лицо не предвидело возможности наступления смерти человека или иных тяжких последствий своего деяния небрежного хранения огнестрельного оружия, создавшего условия для его использования посторонним лицом, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть наступление этих последствий» [10].

Подводя итоги, необходимо отметить, что преступления, совершённые по неосторожности, имеют многогранную природу, где необходимо учитывать множество факторов, от которых последующем будет зависеть правильность квалификаций таких деяний, необходимо улавливать тонкую грань между понятиями небрежности и легкомысленности, причинно-следственных связей, особенности предмета, объективной и субъективной сторон.

Литература:

  1. Российская газета: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. URL: https://rg.ru/documents/2007/11/12/ukrf-dok.html.
  2. Официальный интернет-портал правовой информации: Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102044679&rdk=&firstDoc=1&link_id=0&intelsearch= %D4 %C7+ %CE %E1+ %EE %F0 %F3 %E6 %E8 %E8.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // БВС РФ. 2002. № 5: URL: https://www.vsrf.ru/files/10487.
  4. Официальный интернет-портал правовой информации: Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 года. // Ведомости Верховного Совета РСФСР., № 40, ст. 591. [Электронный ресурс] — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=3&nd=102010097.
  5. Приговор Ленинского районного суда города Челябинска от 21 июля 2020 г. по делу № 1–595/2020 [Электронный ресурс]. — https://sudact.ru/regular/doc/KrRLjzH4UANK/.
  6. Постановление Грозненского гарнизонного военного суда от 6 мая 2020 г. по делу № 1–30/2020 [Электронный ресурс]. — https://sudact.ru/regular/doc/v1PGKocsXRU1/.
  7. Абдулмуслимова Л. Г. «Неосторожные преступления». — Махачкала: Учебно-методический совет Дагестанского государственного университета народного хозяйства, 2016. — 108 с. URL: https://dgunh.ru/content/glavnay/ucheb_deyatel/uposob/up-14–15-up-fgos-6.pdf.
  8. Бадретдинов А. И. Отдельные проблемы квалификации неосторожных преступлений // Право и государственность. 2025. № 2 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-problemy-kvalifikatsii-neostorozhnyh-prestupleniy.
  9. Галюкова Мария Игоревна Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ) // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2010. № 25 (201). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichinenie-tyazhkogo-vreda-zdorovyu-po-neostorozhnosti-st-118-uk-rf.
  10. Степанова М. А. Небрежное хранение огнестрельного оружия: особенности квалификации и отграничение от смежных составов // ППД. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nebrezhnoe-hranenie-ognestrelnogo-oruzhiya-osobennosti-kvalifikatsii-i-otgranichenie-ot-smezhnyh-sostavov.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №39 (590) сентябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 236-238):
Часть 4 (стр. 207-277)
Расположение в файле:
стр. 207стр. 236-238стр. 277

Молодой учёный