Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Потсдам: напоминание и предупреждение. К 80-летию международной конференции

История
Препринт статьи
26.09.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Меньшугин, Р. В. Потсдам: напоминание и предупреждение. К 80-летию международной конференции / Р. В. Меньшугин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 39 (590). — URL: https://moluch.ru/archive/590/128711/.


2025 год насыщен памятными датами. Это 1945-й — год Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией и капитуляция милитаристской Японии. Но между этими, безусловно, яркими событиями мы вспоминаем не менее значимое, долженствовавшее закрепить на долгие времена формирующийся справедливый миропорядок. Это Потсдамские соглашения лета 1945 года, заключённые в пригороде Берлина на конференции трёх держав — победителей во Второй мировой войне.

Великие державы, формально ещё союзники по антигитлеровской коалиции, — СССР, США и Великобритания, — не вдруг, озаботились о будущем мироустройстве. Прежде, в Тегеране и Ялте, скреплялся их союз, и теперь в Потсдаме само время диктовало завершить работу.

Только от этих трёх держав зависела судьба мира, и каким должен быть этот мир, необходимо было их лидерам серьёзно и внимательно решить ряд вопросов, встретившись в Потсдаме — живописном пригороде Берлина, менее всего подвергшегося артиллерийским и авиационным разрушениям на последнем этапе войны.

Казалось бы, война в Европе закончилась, враг повержен, цели войны достигнуты. Но ещё на другом конце мира продолжала оказывать яростное сопротивление Япония, которую из последних сил добивали американцы.

Необходимо заметить, что в это время на глазах всего мира менялся не только политический ландшафт Европы и Азии, но и происходили перемены в галерее политических деятелей. 12 апреля 1945 года скоропостижно скончался после продолжительной болезни президент США Франклин Делано Рузвельт. Вскоре его сменил вице-президент Гарри Трумэн, человек, который в отношении СССР особых симпатий не питал, но в интересах американских финансовых кланов постепенно выработал открыто агрессивную политику к союзнику. Особенно по ленд-лизу в отношении помощи СССР Трумэн принял твёрдый курс. Уже после Потсдама 21 августа 1945 года Трумэн объявил об окончании оказания помощи в рамках ленд-лиза СССР.

В то же время изменения произошли и в политической жизни Великобритании. 5 июля 1945 года Уинстон Черчилль, надеясь сохранить за собой пост премьер-министра, проиграл в выборах своему оппоненту Клименту Эттли от лейбористской партии. Черчилль после поражения еще надеялся на победу, ожидая конечных результатов подсчета голосов выборщиков из дальних колониальных владений британской империи.

И только в советском руководстве все было по-прежнему. Её вождём оставался Иосиф Сталин.

Встреча лидеров трёх держав должна была знаменовать собой установления справедливого и честного мира. По крайней мере, на это надеялись представители делегации советского руководства. Ибо ради этого мира воевала вся страна, весь советский народ, принеся на алтарь Победы великую жертву. Однако донесения советской разведки и ряда документов, ставших теперь известными, проливают свет на поведение союзников к СССР в период весны — лета 1945 года. Так, советскому руководству через каналы разведки стало известно о подготовке союзников к нападению на СССР в рамках операции «Немыслимое». На 1 июля 1945 года планировалось силами англо-американских войск и военнопленных Вермахта начать Третью мировую войну против СССР. Британский историк Джонатан Уолкер в своей книге «Операция «Немыслимое»: Третья мировая война», детально расследует подготовку Великобританией агрессии против СССР, ответственные лица, исполнители, сроки и цели доклада Штаба объединённого планирования [1].

Меняется тональность в диалоге американцев и англичан от сочувствия и симпатии к агрессии и страху по отношению к восточному союзнику. Так, ещё 26 мая 1945 года в Москве на встрече в Кремле между Сталиным и Гарри Гопкинсом возникли разногласия по вопросу состава будущего польского правительства. Западные союзники желали бы видеть в его составе лондонских поляков, тогда как Сталин стремился в решении этого вопроса быть предельно принципиальным. Что новое польское правительство будет состоять полностью из лояльных к советскому государству людей, готовых не выстраивать в интересах западных империалистов, как было в межвоенный период, против СССР системы санитарного кордона, а дружить с восточным соседом.

В тот день бывший советник покойного президента Рузвельта, Гарри Гопкинс, выражал Сталину новую политику не только американцев, но и Черчилля. Сталин всегда отдавал себе отчёт в том, что союзники. особенно англичане, ненадёжны. Пока для них есть угроза в лице Гитлера, они готовы воевать на стороне СССР, но по мере движения к миру, к Победе, с английским правительством происходят странные метаморфозы. И поэтому, очевидно, две страны, Великобритания и СССР — модели разных социально-экономических систем — капитализма и социализма, вместе жить в мире никогда не смогут.

Английская буржуазия в лице самого Черчилля и в чёрном сне представить не могли, что в новом мире глобальное доминирование может перейти к СССР. А многие угнетённые народы, симпатизирующие советской системе, обратят с новой силой свой гнев на борьбу с Западной цивилизацией. И для Черчилля, представлявшего английский истеблишмент, эта реальность была проблемой. Времена для Черчилля изменились, теперь невозможно было, как в 1919 году, против Советской России, оказавшейся в огненном кольце интервентов и белых армий, организовать «поход 14 государств» [2]. Теперь Советский Союз продемонстрировал, что способен защитить и себя и Европу.

17 июля 1945 года открылась знаменитая последняя конференция союзников по антигитлеровской коалиции, проходившая во дворце Цецилиенхоф. В течение двух недель руководители трёх держав принимали решения, связанные с установлением мира в Европе и Азии.

Во-первых, о будущем Германии. Страна будет демилитаризована и никогда в будущем не станет участвовать ни на чьей стороне ни в одном военном конфликте. Германия подвергнется денацификации. Нацистские преступники будут осуждены и наказаны, а нацистская идеология запрещена. Вскоре весь мир узнает о злодеяниях и зверствах нацистов в период Великой Отечественной войны на Нюрнбергском процессе. Германия будет разделена на четыре оккупационные зоны, и под наблюдением Контрольного совета союзников будет начат процесс демократизации германской нации.

Во-вторых, решить так называемый польский вопрос, в рамках которого шла острая дискуссия о составе будущего польского правительства. Как было сказано выше, интрига этого вопроса состояла в том, что английская сторона стремилась сохранить своё влияние в послевоенной Польше через польское правительство в Лондоне, надеясь с его помощью, как в 1919 году, держать против СССР «санитарный кордон», который сдерживал бы распространение социализма (читай «коммунизма»), в страны Европы. В результате обсуждения польского вопроса в общем и целом создавалось Временное правительство национального единства, сформированное из «Польского комитета в Люблине» и представителей из «правительства Польши в изгнании» во главе со Станиславом Миколайчиком.

В-третьих, был решён территориальный вопрос. Так, судьба гнезда германского милитаризма Восточная Пруссия окончательно решалась разделом между Польшей и СССР. Западная половина отходила к Польше, а восточная вместе с городом Кенигсбергом — к СССР. Такое положение вещей было утверждено между союзниками на пятом заседании конференции 22 июля 1945 года [3].

Кроме того, в качестве компенсации к Польше прирастали восточные области Германии — Померания и Силезия, и поэтому западной границей польского государства становились реки Одер — Нейсе. Что касается проживавших на этих землях немцев, а это свыше 4 миллионов человек, если была возможность, то бежали на Запад, так как боялись поляков, которые были «мстительнее и энергичнее, чем русские» [4].

Либо насильно депортировались польскими властями.

Нельзя забывать и о том, что советско-польская граница теперь устанавливалась по так называемой демаркационной «линии Керзона», по которой восточные области довоенной Польши переходили к СССР, а это территории Западной Белоруссии, Западной Украины и Виленского края.

И по сей день границы Польши, а также Литвы, остаются благодаря участию СССР на переговорах в Потсдаме, незыблемыми. И польские, и литовские политики никогда не ставят под сомнение правомочность приобретенных территорий, полученных от советского тоталитарного режима.

В-четвёртых, Сталин подтвердил гарантии советского участия в разгроме Японии на Дальнем Востоке на стороне США, как и было заявлено ещё в Ялте в феврале 1945 года. Действительно, после окончания боевых действий в Европе ровно через три месяца, 9 августа 1945 года, советские войска приступают к проведению Харбино-Гиринской наступательной операции. О чём подробно рассказывает участник боёв с японцами К. А. Мерецков [5].

Известно, что американцы были заинтересованы в участии в войне против Японии советских войск, так как полагали, что без СССР американцы будут сражаться с японской армией еще год, и за это время погибнет один миллион американских солдат. Но и для советской стороны война с Японией имела свой резон. Японцы держали под оккупацией Курильские острова и южную часть острова Сахалин с 1905 года. На ряде Курильских островов японцы держали сильные и вооружённые до зубов гарнизоны.

Так, на крайне северном острове, Шумшу, близкому к Камчатскому полуострову, размещалась военно-морская база Катаока с численностью 8,5 тысяч солдат. Шумшу размером 20 на 13 километров был изрыт траншеями и подземными ходами связывавшие бетонированные и деревоземляные огневые расчёты. Мощь гарнизона была усилена 60 танками и 100 артиллерийскими орудиями. Почти в два раза больше по численности личного состава был японский гарнизон на соседнем острове Парамушир. Из далеко не полных приведённых данных складывается вывод, что в 1945 году Япония представлялась ещё довольно сильной военной угрозой не только для США, но прежде всего для СССР, её дальневосточных областей.

Казалось бы, участники Потсдамской конференции всё решили, стороной не обошли ни одну проблему, вопросы о послевоенном мироустройстве учтены для всех. Но в одном из раундов переговоров президент США Гарри Трумэн сообщил маршалу Сталину о создании американскими учёными секретного оружия, по мощности очень разрушительного. Внешне это выглядит как обычная информация о том, что союзники могут применить его против Японии с целью заставить её капитулировать. Но, как свидетельствует участник конференции, министр иностранных дел В. М. Молотов, появление секретного оружия у американцев — это ядерный шантаж против СССР с целью получения от Сталина политических уступок. Но зачем, если лидеры трёх стран — союзники?

Для этого мы снова вспомним влиятельную фигуру «Большой тройки» господина Черчилля. Сам он в своих воспоминаниях с любопытством говорит о разговоре между Трумэном и Сталиным так: «Я стоял в ярдах в пяти от них и внимательно наблюдал эту важнейшую беседу. Я знал, что собирается сказать президент. Важно было, какое впечатление это произведёт на Сталина». И далее Черчилль делает своё умозаключение: «… я был уверен, что он не представляет всего значения того, о чём ему рассказывали» [6].

Но теперь мы знаем, что Сталин был осведомлён о «Манхэттенском проекте», но не показывал вида. Наоборот, Сталин, прекрасно сыграв роль неосведомлённого политика и ясно понимая, что американцы и англичане, имея в наличии ядерную бомбу, теперь стремятся в послевоенном мире приобрести контроль над всем миром и отказаться от союза с СССР и предлагаемого им миропорядка. Маршал Г. К. Жуков, как лицо официальное, тоже присутствовал на заседании и заметил, что Сталин после сенсационного объявления Трумэна не проявил особого интереса к американскому эксперименту. Но на самом деле Сталин уже знал от разведки о проекте создания атомной бомбы американцами. Как человек военный, Жуков заметил, что Сталин отдал распоряжение министру иностранных дел В. М. Молотову, чтобы группа советских учёных во главе с И. В. Курчатовым немедленно ускорила работу над атомным проектом [7].

И, более того, уже в марте 1945 года П. А. Судоплатов, возглавлявший отдел информации о разработке атомной бомбы в США, подготовил Сталину доклад о ядерной программе США. В нашумевшей книге, написанной Судоплатовым «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930–1950 годы» доклад подробно раскрывает названия американских компаний и заводов по производству компонентов для атомной бомбы, размещение заводов, количество ученых, работавших над проектом, и даже общую сумму финансирования для атомного проекта «Манхэттен». Ещё до начала Потсдамской конференции Сталин получил от внешней разведки полную информацию об устройстве американской атомной бомбы [8]. В тот же день в Москву было отправлено распоряжение руководителю специальной лаборатории № 2 по атомной проблеме И. В. Курчатову об ускорении создания советской атомной бомбы.

Итак, конференция с участием лидеров «Большой тройки» в Потсдаме по своему содержанию и эмоциональности вошла в новейшую историю как выдающийся пример международного права гарантией мира на земле на ближайшие десятилетия. Как система баланса двух разнополярных идеологий и экономических моделей сосуществования. Но в то же время в почву такого зыбкого миропорядка оказались брошены зёрна недоверия друг к другу, а значит, и бескомпромиссности для будущего диалога. Потсдамская конференция и спустя 80 лет напоминает нам о необходимости продолжать искать пути дипломатического подхода в вопросах международной безопасности для всех, а не только для отдельно избранных стран.

Литература:

  1. Д. Уолкер. «Операция Немыслимое. Третья мировая война. М., 2017, с.59
  2. М.Сэйерс, А.Кан. «Тайная война против Советской России». М.,2023, с. 91
  3. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании 17 июля — 2 августа 1945 г., М., 1980, с.351.
  4. Восточная Европа в документах российских архивов. 1944–1953 гг.: В 2 т. Т. 1: 1944–1948 гг. М.; Новосибирск. 1997, док. 93, с. 260–262; СВАГ. Управление пропаганды (информации) и С. И. Тюльпанов. 1945–1949. Сборник документов. М. 1994, док. 17, с. 67
  5. Мерецков К. А. На службе народу! «Военно-историческая библиотека», М., 2003, с. 187
  6. У. Черчилль. «Как я воевал с Россией». М., 2011. С. 361–362
  7. Г. К. Жуков. «Воспоминания и размышления». В 3-х томах. Т. 3.9-е изд. М.,1988. С.316
  8. П. А. Судоплатов. «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930–1950 годы». М., 1997. С.141
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №39 (590) сентябрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный