Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль и правовая природа частных субъектов (физических и юридических лиц) в формировании и применении норм международного частного права в контексте договора международной купли-продажи

Юриспруденция
11.09.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье автор исследует правовую природу и правовой статус субъектов международного частного права, в частности вопросы гражданской правосубъектности физических и юридических лиц при осуществлении международных торговых (договорных) отношений. Он анализирует источники регулирования (внутреннее право, международные договоры), коллизионные правила (lex patriae, lex domicilii и проч.), особенности определения личного закона и личного статута юридических лиц (инкорпорация, оседлость, центр эксплуатации), а также необходимость систематизации и гармонизации правовых понятий и категорий, применяемых при регулировании частных субъектов в международном частном праве.
Библиографическое описание
Зарипов, И. Р. Роль и правовая природа частных субъектов (физических и юридических лиц) в формировании и применении норм международного частного права в контексте договора международной купли-продажи / И. Р. Зарипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 37 (588). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/588/128446/.


В статье автор исследует правовую природу и правовой статус субъектов международного частного права, в частности вопросы гражданской правосубъектности физических и юридических лиц при осуществлении международных торговых (договорных) отношений. Он анализирует источники регулирования (внутреннее право, международные договоры), коллизионные правила (lex patriae, lex domicilii и проч.), особенности определения личного закона и личного статута юридических лиц (инкорпорация, оседлость, центр эксплуатации), а также необходимость систематизации и гармонизации правовых понятий и категорий, применяемых при регулировании частных субъектов в международном частном праве.

Ключевые слова: глобализация экономики, международные торговые отношения, правовое поле, договор.

Одним из признаков современной экономики является ее глобализация, а это считается основанием для усложнения видов взаимодействия между участниками международных торговых отношений, а также механизма регламентации в правовом поле. Базовым элементом в регулировании реализации международных торговых операций, осуществляемых между юридическими лицами — резидентами разных стран, является договор.

Вне зависимости от того, что в нашем мире количество и роль сделок с участием иностранных субъектов, постоянно возрастает, в действующем научном правовом поле нет определения и легального толкования понятий, являющихся элементами отношений, возникающих в рамках международного частного права. В связи с этим имеется потребность систематизировать и гармонизировать положения правовых актов, направленных на регулирование положения частных субъектов и определении их роли в формировании и применении норм международного частного права.

Несмотря на то, что реформирование гражданско-правовой отрасли в России идет быстрыми темпами и вводятся новые понятия и институты, вопросы с применением совокупности понятий и определений, категорий относительно особенностей частных субъектов в международном частном праве, становятся еще более запутанной и требует разъяснения.

Среди субъектов международного частного права можно выделить физических и юридических лиц, правовое положение которых определяется правом страны гражданства физического лица или личным статутом юридического лица.

По мнению Блинова Ю. В. правовая составляющая юридического лица сосредотачивает в себе финансовые и экономические средства. Юридическое лицо отличается от физического тем, что имущество юридического лица обособлено от имущества его учредителей. [3, с. 12.]

По сути, субъект права — это лица (как физические, так и юридические), которые наделены волей и включены в совокупность социальных отношений. В связи с чем можно сказать, что содержание правосубъектности отражается в волевой способности лица, которой объясняется возможность его участия как самостоятельного, так и через иных лиц, в правоотношениях. [5, с. 121]

Таким образом, формально, правосубъектность — это правовая способность лица определенного объема, выраженная в форме правоспособности и дееспособности. Исходя из этого, можно сказать, что сами правоспособность и дееспособность — это установленные правовые формы, в которых и закреплена способность человека действовать в тот или иной момент времени.

Если говорить о юридическом лице, то в данном случае, нет необходимости говорить о разделении правоспособности и дееспособности, потому как согласно гражданскому законодательству любое юридическое лицо, обладающее правоспособностью обязательно дееспособно.

Примечательно, что выделяют несколько типов гражданской правосубъектности, ставящиеся в зависимость от правовой формы волевой способности. К таковым относят:

– полный тип правосубъектности. В данном случае имеется в виду правосубъектность лиц, достигших совершеннолетия, лиц, которые вступили в брак до достижения 18-летнего возраста, несовершеннолетних, которые эмансипированы, юридических лиц.

– неполные типы гражданской правосубъектности. Сюда относят правоспособность тех физических лиц, обладающих частичной, ограниченной дееспособностью, лиц, правосубъектность которых была ограничена судом.

При этом в отличие от конструкций динамической правоспособности, правового модуса и т. п. тип правосубъектности не зависит от конкретных отношений, в которых находится соответствующий субъект, т. е. в данном случае правосубъектность рассматривается как сугубо статичное явление, имеющее место в каждый отдельный момент времени.

На основании чего можно сказать, что категория правосубъектности — это ни что иное как совокупность воли в виде содержания социального характера и праводееспособности в виде правового содержания.

Таким образом, сделаем вывод, что гражданская правосубъектность — это облеченная в правовую оболочку волевая способность лиц, т. е. признанная правопорядком способность юридически значимого проявления воли в области регулируемых цивилистической отраслью имущественных отношений. [4, с. 80]

В международном праве может быть такое, что частные субъекты имеют больший объем правоспособности, предоставленный им законодательством государства их гражданства, но, находясь на территории иностранного государства они не могут ссылаться на него, поскольку правоспособность лица, определяется законодательством местонахождения субъекта.

Специфика всех сделок международного характера в том, что правовая регламентация таковых состоит из норм внутреннего права государств-участников, а также норм международных договоров, которые ратифицированы странами, к которым принадлежат стороны договорных отношений. В том случае, если возникает спорная ситуация в ходе заключения и исполнения договора в рамках международного частного права, то нужно опираться на систему источников в определенном порядке. Так, если имеется международный договор, в котором есть нормы материального унифицированного характера, которые могут быть применены к тем или иным вопросам, то договор будет регламентироваться именно положениями данного договора.

Так, согласно положениям Конституции РФ [1] общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры признаются частью правовой системы страны. Все ратифицированные международно-правовые акты имеют высшую силу в Российской Федерации и приоритет над внутренним законодательством.

В России используется система, основанная на принципах lex patriae, то есть закон гражданства и lex domicilii, означающий закон места жительства.

Согласно действующему российскому законодательству при установлении личного закона физического лица, используются такие правила, как:

– следует исходить из того, гражданством какой страны обладает лицо, право этого государства признается в качестве личного закона лица;

– гражданин РФ, обладающий двойным гражданством в качестве личного закона, имеет российское право;

– иностранный гражданин, проживающий на постоянной основе на территории РФ в качестве личного закона использует российское право;

– личным законом лица без гражданства считается право страны, где он проживает на постоянной основе;

– гражданин, который имеет более двух гражданств, то личным законом страны данного лица считается право страны его постоянного места проживания;

– при установлении личного закона страны беженца, таковым является право страны, предоставившей лицу убежище.

Коллизионная норма российского права определяет, что личный закон физического лица определяет его гражданскую правосубъектность.

Юридические лица, как субъекты международного частного права также определяют правосубъектность на основании личного закона или статута. Личный статут юридического лица определяет базовые юридические критерии данного участника правоотношений, с его помощью выявляется принадлежность субъекта к категории юридическое лицо, конкретизируются полномочия, объем правосубъектности, виды, права и обязанности органов, пределы ответственности и иные.

Международное частное право определяет личный статут юридического лица на основании таких теорий, как:

– инкорпорации, когда личный статут юридического лица устанавливается исходя из места его государственно й регистрации;

– оседлости, при которой личный статут устанавливается по месту нахождения органов управления юридического лица;

– центра эксплуатации — личный статут установлен по законодательству страны, где фактически реализуется хозяйственная деятельность юридического лица.

В РФ гражданское законодательство определяет личный статут юридического лица. В частности, законодатель в п. 1 ст. 1202 ГК РФ [2] закрепил, что личным законом юридического лица считается право страны, где оно было учреждено. На основе указанного принципа решается вопрос относительно личного статута иностранной организации, если таковая не относится к категории юридических лиц по иностранному праву. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в РФ действует теория инкорпорации при установлении личного статута юридического лица. [6, с. 136]

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое положение юридического лица является той областью коллизионной регламентации, где автономия воли сторон не работает.

На основании анализа действующего гражданского законодательства можно выделить среди всех сделок, в которых могут участвовать физические и юридические лица, те, которые осложнены иностранным элементом и сделки без такового. То есть разделить все сделки на внутренние и международные. Внутренние сделки попадают под регламентацию раздела VI части третьей ГК РФ. Тогда как международные сделки регламентируется нормами иностранного права, положениями торговых обычаев, международных договоров Субъектами, рассматривающими споры по указанным категориям обязательств, рассматриваются судами РФ, иностранными судами и международным коммерческим арбитражем.

Стороны международных сделок все чаще высказываются в пользу негосударственного характера регулирования коммерческих отношений, постепенно отходя от национального права и международных договоров.

Все это указывает на необходимость формирования общих международных норм для того, чтобы установить единый режим регуляции договоров международного характера. Они помогут установить гармоничный режим сотрудничества во внешнеэкономической предпринимательской деятельности с участием субъектов с разной государственной принадлежностью, ускорит механизм заключения и реализации договоров.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных 6 октября 2022 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237; [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pravo.gov.ru, свободный (Дата обращения 03.09. 2025)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья // Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (с изм. от 8 августа 2024 г.) // Собрание законодательства РФ. — № 49. — Ст. 4552.; 2024. — № 33 (Часть I), Ст. 4933.
  3. Блинова Ю. В. Понятийная дистрибуция юридического лица в международном частном праве / Ю. В. Блинова // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. — 2021. — Т. 6., № 1 (11). — С. 12–17.
  4. Груздев В. В. Правообразовательные возможности в гражданском обороте // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2013. — № 2. — С. 80–84.
  5. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. — М., 1998. — 353 с.
  6. Яннова Е. В., Бикташева Г. Р., Ахмедьянова Р. Г., Сакаева Э. З. Юридические лица как субъекты международных частных правоотношений // Интерактивная наука. — 2021. — № 5. — С.136–137.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
глобализация экономики
международные торговые отношения
правовое поле
договор
Молодой учёный №37 (588) сентябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 79-81):
Часть 2 (стр. 69-133)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 79-81стр. 133

Молодой учёный