В статье автор исследует характеристику принципов национального уголовного права и международного уголовного права, их соотношение.
Характеристика принципов права, являясь обширным исследованием, включает в себя следующие аспекты, необходимые к изучению юристами любой из отраслей права: понятие принципов права, признаки принципов права, функции принципов права. Нами будет рассмотрена характеристика принципов российского уголовного законодательства и принципов международного уголовного законодательства, их соотношение.
Общим понятием принципа права, как для национального, так и для международного права является понятие, используемое в римском праве «Principium est potissima pars cuiuque rei» в переводе на русский язык «Принцип есть важнейшая часть всего». Само по себе слово principium означает «начало», что свидетельствует о первостепенности правовых принципов [4].
Как в международном уголовном праве, так и в национальном праве, фундаментально закреплены следующие принципы, вернее сказать «идеи, берущие начало в римском праве»:
- «Non bis in idem», который по своей природе отражает справедливость и запрещает повторное осуждение лица за совершение одного преступления.
- «Casus a nullo prestantur», сформулированный Гаем и означающий «за случай никто не несет ответственности». Ответственность за такого рода «деяния», не допускается.
- «Lex retro non agit», означающий запрет на ретроспективность закона.
- Nullum crimen, nulla poena sine lege или принцип законности, отраженный в ст. 3 УК РФ и в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Для определения понятия принципов национального уголовного права и международного уголовного права, необходимо обратиться к понятиям уголовного права, как к отрасли права. Вопрос действительно очень важный и объемный, учитывая, что существуют разные правовые системы и в каждой из этих систем, понятие «уголовного права» сформулировано по-своему.
Например, в своей научной статье, Генрих Н. В. и Квашис В. Е. [5] утверждают, что в зависимости от того, какой идеи придерживается государство: идея преступления, либо идея наказания за преступление — формируется понимание права. Однако, не совсем остается ясным о каком понимании идет речь: понимание, как правосознание граждан данного государства или закрепление на законодательном уровне. Например, в США существует «криминальное право» (Criminal Law). В его основе лежит идея преступления (право о преступлении). Во Франции же право о наказании (Penal Law) или «наказательное право», где на первое место выдвигается идея наказания за преступление. Для Российского уголовного права такое деление недопустимо. Уголовный кодекс Российской Федерации, исходя из общих положений, приоритетными направлениями выделяет деятельность по охране прав, свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка, общественной безопасности окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Уголовный кодекс Российской Федерации не только определяет, какие деяния признаются преступлениями, но и устанавливает основания для признания правомерным причинение вреда лицам, посягающим на охраняемые уголовным законом социальные ценности. То есть уголовный кодекс не отдает предпочтений только наказанию или только положениям о сущности преступлений, являясь всеобъемлющим, полным и всесторонним.
Исходя из сказанного выше, принципы национального уголовного права понимаются как основополагающие идеи, закрепленные в системе уголовно-правовых норм, определяющие содержание уголовного права, его составных частей, а именно: общей и особенной части, содержащие в себе идею взаимосвязи между совершенным преступлением, характеристикой личности и наказанием, распространяя свое действие исключительно на граждан Российской Федерации, либо на лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации.
Принципы международного уголовного права — система основополагающих идей международного права, определяющих развитие и применение норм международного уголовного права, которые в свою очередь, задают вектор развития национальному законодательству, имея при этом наднациональный статус.
Если сопоставлять принципы национального уголовного права и международного уголовного права, то нужно исходить из того, что и те, и другие принципы обладают идеологическим признаком, который в свою очередь является социально направленным, а значит сущность принципов совпадает и им присущи одинаковые признаки. И принципы национального уголовного права, и международного уголовного права берут начало и соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права.
Отметим важные признаки, присущие позитивному праву, а именно: общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность нормами государственного воздействия и регулятивность, половина из которых вытекает из признаков права. Нельзя определять признаки принципа уголовного права вне связи с существом самого права.
Чередниченко Е. Е. [6] выделяет следующие особенности признаков принципов уголовного права:
- Стабильность
- Императивный характер
- Действие нормы-принципа распространяется на весь УК РФ
- Лаконичный, краткий стиль изложения с высоким уровнем обобщения
- Отсутствие двусмысленного толкования
Важно также упомянуть про признак системности, который упоминается не только в рамках науки, но и на практической основе. Так, в п. 1 ПП ВС РФ от 27.06.2013 № 19 (ред. от 29.11.2016) «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» указано следующее: «Посредством применения норм главы 11 Уголовного кодекса Российской Федерации реализуются принципы справедливости и гуманизма».
Важнейшим принципом, который не закреплен в уголовном законодательстве, но он неразрывно связан с отношениями в сфере уголовного права — принцип правовой определенности, который не раз упоминал Конституционный суд, указывая: «Критерии ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе правового регулирования приобретают особую значимость применительно к уголовному законодательству, являющемуся по своей природе крайним, исключительным средством, с помощью которого государство реагирует на противоправное поведение в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом с помощью норм иной отраслевой принадлежности. В силу этого любое преступление, а равно наказание за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста нормы — при необходимости с помощью толкования, данного ей судами, — каждый мог предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий или бездействия [7].
Принципы международного уголовного права закреплены как нормы-принципы в кодифицированных международных актах, поэтому, зачастую, данные принципы являются абстрактными и не обязательны для исполнения в особенности, учитывая, что ответственность в международном праве предусмотрена для лиц, являющихся участниками определенных договоров и конвенций.
Если сопоставлять принципы национального уголовного права и международного уголовного права, то нужно исходить из того, что и те, и другие принципы обладают идеологическим признаком, который в свою очередь является социально направленным, а значит сущность принципов совпадает и им присущи одинаковые признаки. И принципы национального уголовного права, и международного уголовного права берут начало и соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права.
Функция — отношение элемента к целому, которое производит действие элемента с точки зрения “интересов” данной системы целесообразным и как правило служит обеспечению сохранения целого.
Перевалов В. Д. отмечает, что в функциях заключается сущность и социальное назначение права [8].
Под функциями уголовно-правовых принципов понимается соотношение элементов к целому с целью направления и развития структурных элементов уголовного права.
В научной литературе выделяют следующие функции уголовно-правовых признаков:
- Функция толкования (в случае пробела в законе, правоприменитель должен руководствоваться принципами права)
- Стабилизирующая функция (Связана с учетом и анализом норм положений отраслей права, которые тесно связано и взаимодействуют с уголовным правом)
- Оценочная функция (Выражается в качестве критерия правомерности или наоборот, неправомерности)
- Содержательная функция (определение содержаний интеграционного воздействия на положения всего уголовного кодекса и концентрация внимания на охране законных прав и свобод личности, обеспечение интересов государства)
- Охранительная функция
- Идеологическая функция
К функциям принципов международного уголовного права относятся:
- Регулятивная функция (Регулирует правовое содержание общественных отношений в сфере сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью в качестве превентивных мер)
- Содержательная функция (Устанавливает границы правосубъектности субъектов международного права по развитию межгосударственного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью, определяет пределы экстерриториального проявления субъектов международного права в отношении совершенных ими преступлений)
- Стабилизирующая функция (Стабилизирует источники международного уголовного права, их взаимосвязь, внутреннее непротиворечие друг другу).
- Охранительная и превентивные функции принципов международного уголовного права прослеживается в смещении акцента на общемировую защиту естественных прав и свобод.
Ранее, важным отличием функций национальных и международных принципов уголовного права являлось наличие идеологической функции. Международное уголовное право, как и международное право не содержало в себе идеологии. Нормы являлись нейтральными. Однако на сегодняшний день, изучая решения международного суда можно прийти к выводам о том, что они являются явно политизированными, в контексте чего можно говорить о возрождении политической функции в международном праве, что, несомненно, влияет и на международное уголовное право.
Полагаем, что в данной ситуации, когда международное уголовное право имеет важную роль в динамике национального уголовного права, влияние на политическую действительность, необходимо создать новую систему международных судов, соответствующих всем принципам международного права, исходя из их характеристики, которые действовали бы альтернативно настоящему международному уголовному суду в рамках БРИКС.
Литература:
- Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 341 с.
- Новицкий, И. Б. Римское право: учебник для вузов / И. Б. Новицкий. — Москва: Издательство Юрайт, 2024–298 с.
- Алексеев С. С. Собрание сочинений. Том 2: Специальные вопросы правоведения. — М.: Статут, 2010–471 с.
- Прошина И. А. «Принцип права» глазами сторонников нормативистской теории» // Право и современные государства. № 3. 2014, с. 35–41.
- Генрих Н. В., Квашис В. Е. Понятие уголовного права // Общество и право. № 1 (55). 2016. С. 38–45.
- Чередниченко Е. Е. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации // Волтерс Клувер. 2007. 192 с.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 22.07.2020 N 38-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М. А. Литвинова»
- Перевалов В. Д. Социальная ценность и функции права // Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. С. 241.