Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Преступления против собственности в зарубежных странах на примере уголовного законодательства Великобритании

Научный руководитель
Юриспруденция
23.08.2025
9
Поделиться
Аннотация
В статье автор исследует особенности преступлений против собственности, свойственные уголовному законодательству Великобритании.
Библиографическое описание
Пондин, Д. А. Преступления против собственности в зарубежных странах на примере уголовного законодательства Великобритании / Д. А. Пондин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 34 (585). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/585/128176/.


В статье автор исследует особенности преступлений против собственности, свойственные уголовному законодательству Великобритании.

Ключевые слова: actus reus, mens rea, кража, имущество, бесчестность, бэрглэри компьютерные преступления.

В Великобритании противодействие посягательствам на собственность осуществлялось с момента возникновения права: сначала на основе прецедентов общего права, а затем, параллельно с ними, на основе норм статутного права.

Современное британское законодательство о преступлениях против собственности состоит из следующих основных нормативных правовых актов: Законов о краже 1968 и 1976 гг., Закона о преступном причинении вреда имуществу 1971 г., Закона о преступлениях обманного характера 2006 г. На основании этих и ряда иных нормативных актов преступлениями против собственности являются кража, ограбление, берглэри, получение имущества путем обмана, вымогательство, преступления, связанные с украденным имуществом. К преступлениям против собственности относятся и компьютерные преступления.

В соответствии с положениями ст. 1 Закона о краже 1968 г. «лицо виновно в краже, если оно бесчестно присваивает имущество, принадлежащее другому, с намерением навсегда лишить его этого имущества» [1]. Из этого определения вытекают признаки кражи, которые целесообразно рассматривать не с позиции элементов состава преступления, с понятия, которое неизвестно англосаксонской школе права, а с точки зрения концепции actus reus (объективная сторона; действия правонарушителя, за которые предусмотрено уголовное наказание) и mens rea (субъективная сторона; психическое состояния субъекта, его интеллектуальная деятельность в момент совершения преступного деяния).

Actus reus характеризуется присвоением чужого имущества. Статья 3(1) Закона о краже 1968 г. дает определение присвоения: «Любое принятие на себя прав собственника является присвоением. Оно включает в себя принятие прав собственника имущества без его похищения и посредством обращения с ним как владельца» [2, с. 78].

Предметом кражи является чужое имущество. Согласно ст. 4(1) Закона 1968 г. под имуществом следует понимать «деньги и любое другое имущество движимое или недвижимое, включая право требования и другое нематериальное имущество», в том числе долговое обязательство и иные виды имущества, представляющие известную ценность, но не имеющие определенного материального выражения при их присвоении, например, долг, авторское право, торговая марка, патенты и передаваемые экспортные квоты. Когда лицо присваивает эти и подобные материально неовеществленные виды имущества, оно повинно в краже, так как они через иск по праву требования могут быть возвращены собственнику, а право требования относится к личному праву на собственность. Однако предметом хищения не являются государственные секреты, коммерческая тайна, а также электроэнергия. В отношении электрической энергии действует правило: в случае ее использования без надлежащего разрешения уголовная ответственность наступает на основании ст. 13 Закона о краже 1968 г. по причине установки устройств, позволяющих бесплатно использовать ее [2, с. 79].

Отличным образом решается вопрос о земле. Статья 4(2) Закона о краже 1968 г. устанавливает, что земля может стать предметом кражи при определенных условиях: «Лицо не может красть землю или объекты, прикрепленные к ней, за исключением следующих случаев:

а) когда лицо является доверенным или личным представителем, или ликвидатором компании, или ему еще как-то разрешено продавать землю, принадлежащую другому лицу, и он присваивает землю или прикрепленные к ней объекты, действуя, нарушив доверие, возложенное на него;

б) когда лицо, не являясь владельцем земли, присваивает что-либо прикрепленное к земле путем отделения вещи от земли, прямо или косвенно, или после того, как вещь была отделена от земли, или,

в) когда, будучи арендатором земли, присваивает целиком или частично любое строение, прикрепленное к земле».

Применительно к уголовному праву Российской Федерации подобные деяния в зависимости от субъекта преступления рассматривались бы как хищение в форме присвоения либо растраты или как мошенничество [2, с. 79–80].

Следующим признаком кражи является принадлежность вещи другому лицу. В соответствии с положениями ст. 5(1) Закона о краже 1968 г. «имущество считается принадлежащим любому лицу, которое владеет или управляет им или же имеет в нем какие-либо права или долю собственника». Лицо не утрачивает право владения вещью, когда забывает, куда она положена, но оно лишается этого права тогда, когда кто-то другой присваивает эту вещь. Например, если кто-то на улице теряет свою сумочку, то он продолжает владеть ею до тех пор, пока кто-то другой не примет на себя право владения ею [2, с. 80].

Mens rea кражи характеризуется такими признаками, как бесчестность и намерение навсегда лишить имущества. Наличие или отсутствие в деянии бесчестности является тем вопросом, на который должны ответить присяжные, но при этом они должны руководствоваться положениями ст. 2(1) Закона о краже 1968 г.: «Присвоение лицом собственности другого лица не должно считаться бесчестным тогда, а) когда лицо присваивает чужую собственность, предполагая, что у него либо у третьего лица есть законное право лишить другое лицо этой собственности, или б) когда лицо присваивает собственность, предполагая, что получит согласие другого лица, если бы тот знал о присвоении и об обстоятельствах присвоения ее, или в) когда лицо присваивает собственность, предполагая, что лицо, которому эта собственность принадлежит, не может быть найдено никакими разумными действиями (за исключением тех случаев, когда собственность перешла к лицу как держателю трастового фонда или личному представителю)». Намерение навсегда лишить имущества согласно положениям ст. 6 (1) Закона 1968 г. имеет место в случае, если лицо «намеривается пользоваться вещью как своей или распоряжаться ею, невзирая на права другого лица» [2, с. 80–81].

Такое преступление, как берглэри, известно только англосаксонской системе права и представляет собой проникновение в помещение с целью совершения в нем какого-либо тяжкого преступления. Закон о краже 1968 г. предусматривает два вида берглэри: берглэри в жилище и берглэри в любом другом здании [2, с. 81].

Берглэри в жилище по ст. 9(1) Закона 1968 г. определяется как вторжение лица в здание или часть здания, являющиеся жилищем, действующего в качестве нарушителя права владения и имеющего целью а) совершить какую-либо кражу в здании или части здания, в которую он незаконно проник, или б) нанести тяжелые телесные повреждения в отношении какого-либо лица в здании или части здания, в которую он незаконно проник, или в) изнасиловать женщину там же, или г) нанести незаконный ущерб зданию или какому-либо имуществу, там находящемуся (независимо от того, проник он в здание или нет) [2, с. 81].

Второй вид берглэри в ст. 9(1) определяется следующим образом: лицо виновно в берглэри, если, проникнув в здание или часть здания незаконным путем, оно совершает кражу или пытается совершить кражу, или причиняет или пытается причинить находящемуся там лицу тяжкие телесные повреждения. Отличия между видами берглэри состоят в объекте вторжения и в характере совершаемых там преступлений [2, с. 81].

Согласно доктрине уголовного права Великобритании правонарушения с использованием компьютера или сопряженные с компьютерной информацией относятся к преступлениям против собственности. Любые посягательства, преследующие цель бесчестного присвоения имущества собственника с использованием компьютера либо компьютерной информации, подпадают под действие как Закона о краже 1968 г., так и Закона о преступлениях обманного характера 2006 г. и могут квалифицироваться в зависимости от обстоятельств дела как кража, вымогательство либо получение имущества или услуг путем обмана [2, с. 83].

Одним из видов компьютерных преступлений является несанкционированный доступ к компьютерным данным с намерением совершить какое-либо преступление или способствовать его совершению. Mens rea данного преступления заключается в умышленном характере действий, направленных на совершение другого преступления. Им может быть любое преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти лет и более, например, кража. Субъектом преступления является лицо, достигшее 21 года. Ответственность наступает независимо от того, совершило лицо задуманное преступление или нет [2, с. 84].

Литература:

  1. Theft Act 1968 // Legislation.gov.uk: официальная база данных статутного права Великобритании. — Лондон, 2025. — URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1968/60/contents.
  2. Аистова Л. С., Краев Д. Ю. Уголовное право зарубежных стран: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2020. — 131 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
actus reus
mens rea
кража
имущество
бесчестность
бэрглэри компьютерные преступления
Молодой учёный №34 (585) август 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 104-106):
Часть 2 (стр.65-137)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 104-106стр. 137

Молодой учёный