В статье проводится анализ использования современных технических средств и технологий, таких как система глобального позиционирования (GPS), средства навигации и картографии, беспилотных воздушных суден, нейросетевых технологий в целях проведения розыскной деятельности. Выявляются особенности и значимость применения перечисленных технических средств и технологий в решении оперативно-розыскных задач, выявляются недостатки, преимущества и способы повышения их эффективности при выполнении поисковых заданий.
Раскрывается специфика каждого технического средства и технологии, рассматривается их применение и возможности на практике для определения значимости при проведении операций по установлению местонахождения лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда. Особое внимание уделяется оптимизации работы сотрудников органов внутренних дел при выполнении задач по розыску лиц, а также необходимым для этого изменениям в законодательстве, регламентирующем порядок использования технических средств и технологий.
Ключевые слова: специальные технические средства, технологии, лица, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда, оперативно-розыскная деятельность, розыск лиц, геолокация.
Тема розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, актуальна в настоящее время по нескольким причинам:
– Важность реализации принципа неотвратимости наказания. Розыск преступников помогает предотвратить рецидивы, которые часто совершают лица, уклоняющиеся от правосудия.
– Необходимость предупреждения преступлений. Скорейший розыск преступников позволяет восстановить картину произошедшего по «горячим следам».
– Влияние на общественную безопасность. Скрывшиеся преступники, находясь на нелегальном положении, продолжают совершать преступления, что наносит ущерб имуществу, жизни или здоровью граждан, а также общественным интересам.
– Подрыв авторитета правоохранительных органов. Когда производство по уголовному делу не завершено из-за розыска скрывшегося лица, это подрывает авторитет органов и способствует формированию отрицательного общественного мнения.
– Отвлечение сил органов внутренних дел. На розыск скрывшихся преступников тратятся значительные ресурсы, которые могли бы использоваться в иных направлениях борьбы с преступностью.
Таким образом, актуальность темы розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, связана с необходимостью обеспечения личной и общественной безопасности, предотвращения новых преступлений и поддержания авторитета правоохранительных органов.
Современные технические средства и технологии для розыска лиц, скрывающиеся от органов дознания, следствия суда, включают в себя широкий спектр технологий и методов, которые помогают правоохранительным органам в их работе. Рассмотрим наиболее актуальные направления.
Остановимся на GPS или системах глобального позиционирования. Использование GPS-трекеров и других устройств для отслеживания местоположения лица может быть достаточно эффективным инструментом для поиска скрывающихся. Такие устройства могут быть установлены на любые предметы, находящиеся при человеке.
Если у скрывшегося есть с собой предметы с включенным GPS-модулем, то можно отследить его местоположение в режиме реального времени с помощью специализированных программ и сервисов. Это актуально, если человек, например, перемещается на автомобиле.
Можно привести в пример следующую практику: Следователь получил судебное решение на истребование сведений о месте позиционирования мобильного телефона скрывающегося, который продолжал использовать свой телефон, и это позволило с помощью GPS-модуля установить его местоположение.
Однако существует и другая проблема — сотрудники органов внутренних дел не проявляют в достаточной степени инициативу для использования геолокационных данных мобильных устройств при розыске. Правоохранители обосновывают такое положение дел тем, что снятие информации с технических каналов связи имеет формализованную процедуру, которая приводит потере времени. Как следствие, местоположение скрывающихся во многих случаях устанавливается с помощью других розыскных мероприятий (проверка возможных мест пребывания, массовый поиск и т. д.) раньше, чем поступает информация из оперативно-технических подразделений об установлении геолокации скрывающегося.
Средства навигации и картографии с одной стороны тесно связаны с применением систем глобального позиционирования. Современные навигаторы способны построить маршрут до определенного места, геолокация которого известна. Таким образом, в случае получения данных о локализации предмета, находившегося при скрывающимся, по GPS-трекеру средства навигации выстроят для сотрудника органов внутренних дел безопасный и доступный путь к предполагаемому месту нахождения разыскиваемого лица.
С другой стороны, при необходимости исследования значительной территории или лесных массивов средства навигации не только помогут в ориентировании на местности, но и запишут треки поисковой группы. При загрузке этих данных в штабной компьютер правоохранители смогут увидеть, какая территория уже была исследована поисковой группой, а какую еще предстоит исследовать.
Основная проблема использования описанных технических средств заключается в том, что для работы навигационных систем требуется наличие связи со спутниками, которая в отдаленных и труднодоступных местностях временами отсутствует.
В последнее время приобрело популярность использование беспилотных воздушных судов, которые применяются во многих сферах человеческой жизни, в том числе в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.
Использование БВС органами внутренних дел для розыска скрывающихся имеет ряд преимуществ:
– скорость и эффективность — БВС позволяют в кратчайшие сроки обследовать большие территории, что ускоряет процесс поиска;
– обследование труднодоступных мест — БВС позволяют обследовать такие места, в которых движение человека пешком или на транспорте затруднено;
– снижение риска для сотрудников органов внутренних дел — использование БВС позволяет избежать непосредственного контакта с потенциально опасными ситуациями;
– анализ данных в режиме реального времени — современные БВС оснащены камерами высокого разрешения и датчиками, позволяющими получать и анализировать данные в режиме онлайн, что помогает оперативно принимать решения и корректировать розыскные мероприятия;
– экономическая эффективность — использование БВС снижает затраты трудовых, временных и материальных ресурсов на поиск.
Как отмечают В. Б. Косовский и С. Н. Мартынюк, применение БВС при осуществлении розыскных мероприятий может заменить целую розыскную группу, которая, как правило, включает в свой состав достаточно большое количество сотрудников [1].
Нейросетевые технологии. Т. И. Губарева, отмечает, что применение цифровых технологий уже урегулировано частично различными правовыми актами, а их внедрение в государственное управление усиливается ежегодно. Деятельность многих государственных органов стремится к всеобщей цифровизации. О мерах по цифровой трансформации упомянуто в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции по искусственному интеллекту [4].
Не обошло стороной внедрение цифровых технологий и работу органов внутренних дел. На основе принятого в 2021 г. распоряжения Правительства Российской Федерации, утвердившего стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления, Министерством внутренних дел России была разработана и внедрена ведомственная программа цифровой трансформации, рассчитанная на 2022–2024 гг.
В современном обществе возможности искусственного интеллекта используют широко. Он представляет собой комплекс технологических решений, способный к имитации когнитивных функций человека, в том числе поиск решений в условиях отсутствия заранее заданных алгоритмов. Результаты, которые выдает искусственный интеллект, сравнимы с результатами интеллектуальной деятельности живого человека.
Среди всех возможностей искусственного интеллекта в вопросе розыска скрывающихся лиц важно обратить внимание на нейросетевые технологии. Анализ связи, проводимый нейросетью, позволяет ей выявлять существующие зависимости между входными и выходными данными, обобщать их, делать выводы, выстраивая новые логические цепочки.
Следует отметить, что в научной литературе не уделяется должного внимания вопросу применения нейросетей в деятельности органов внутренних дел в целом и при розыске без вести пропавших в частности. Это обусловлено тем, что практику их применения нельзя назвать обширной. Но стоит согласиться, что применение систем искусственного интеллекта все рано способно в некоторой степени облегчить работу правоохранительных органов, поскольку им подвластна обработка больших объемов цифровой информации в автоматизированном режиме и в короткие сроки.
По мнению В. Б. Батоева, системы искусственного интеллекта со временем войдут в работу органов внутренних дел и станут ее неотъемлемой частью [5].
Основное направление использования нейросетевых технологий в розыске скрывающихся лиц — это идентификация по внешности. В качестве практического примера можно отметить, существующий в Москве с 2017 г., когда в систему камер видеонаблюдения вносятся фотографии разыскиваемых лиц. И когда человек попадает в поле зрения одной из видеокамер, соответствующий сигнал передается в органы внутренних дел.
Согласно данным, распространяемым в средствах массовой информации, по состоянию на август 2025 г. система видеонаблюдения Владивостока насчитывает около 600 камер, но фотографии разыскиваемых в них не вносятся.
Ряд ученых, среди которых А. Н. Сретенцев, обращают внимание на недостаточную точность идентификации (70–82 %), поскольку видеосцена городской жизни многообъектна и динамична. Нейросетевые технологии еще не в состоянии выдать на 100 % точный результат, что может привести к ошибкам в работе правоохранительных органов [6]. Между тем не стоит умалять и тот положительный эффект, который можно достигнуть благодаря описанным выше возможностям нейросетей.
В то же время не стоит утверждать, что любые механизмы, в том числе алгоритмы работы нейросетевых технологий, должны совершенствоваться. В свою очередь, выявить недостатки системы и направления ее доработки гораздо проще после использования на практике и в реальных условиях. Одновременно с этим следует отметить, что требуется взаимодействие человека и механизма, которое позволит снизить количество ошибок. Система видеоидентификации способна подать первичный сигнал сотрудникам органов внутренних дел, но окончательное решение всегда останется за людьми, которые способны при необходимости перепроверить полученную информацию [7].
Таким образом, нейросетевые технологии для правоохранительных органов могут выступать средством получения оперативно значимой информации при розыске. Для совершенствования деятельности правоохранительных органов через внедрение нейросетевых технологий необходимо создавать и модифицировать техническую базу.
Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы. Использование современных технических средств и технологий для розыска скрывающихся лиц — одно из актуальных направлений деятельности органов внутренних дел. Среди актуальных технологий особое внимание следует уделить применению систем глобального позиционирования (GPS), беспилотных воздушных судов и нейросетевых технологий. В настоящее время техническая база для их повсеместного внедрения в работу не создана, а нормативно-правовое регулирование требует совершенствования. Вместе с тем использование перечисленных технических средств и технологий поиска скрывающихся может существенно упростить деятельность сотрудников внутренних дел, снизить временные и экономические затраты, а также повысить эффективность работы.
Литература:
- Косовский В. Б., Мартынюк С. Н. Актуальные вопросы практического применения беспилотной техники в органах внутренних дел Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 3 (80). С. 25–29.
- Екимцев С. В. Использование беспилотных летательных аппаратов в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Проблемы уголовно-процессуального права и криминалистики: сб. науч. ст. Орел: Орлов. юрид. ин-т МВД России им. В. В. Лукьянова, 2021. С. 28–34.
- Красовская Е. Л. Использование беспилотных летательных аппаратов в системе МВД России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 3 (67). С. 190–195.
- Губарева Т. И. Цифровые технологии на страже правопорядка: актуальные вопросы осуществления государственного управления посредством системы распределения ситуационных центров // Административное право и процесс. 2024. № 3. С. 70–72.
- Батоев В. Б. Применение искусственного интеллекта в деятельности правоохранительных органов // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020. № 4 (26). С. 83–87.
- Сретенцев А. Н. Возможности и перспективы внедрения систем автоматического распознавания лица человека в процесс раскрытия и расследования преступлений // Российский следователь. 2021. № 1. С. 17–20.
- Кетия Т. А. Нейросетевые технологии в деятельности правоохранительных органов