В статье представлены результаты исторического анализа создания военно-полевой кухни. Интерес представляет созданный автором научно-популярный альбом «История военно-полевой кухни».
Ключевые слова: военно-полевая кухня, история, приготовление пищи, солдатская каша.
Цель проекта: изучение истории возникновения и развития военно-полевой кухни. Задачи проекта: исследовать историю создания военно-полевой кухни; сравнить первые полевые кухни с современными полевыми кухнями; создать исторический альбом военно-полевой кухни; сравнить рецепты приготовления первой солдатской каши и современной.
Умение готовить в полевых и экстремальных условиях расширяет возможности для студентов, получающих профессию техника – технолога общественного питания в плане профессиональных навыков и трудоустройстве; воспитывает чувство гордости за профессию и чувство патриотизма; прививает уважение к своему труду, повышает квалификационную ценность выпускника техникума.
Армейская кухня – это отдельная глава в истории мировой кулинарии. Не будучи сильно разнообразной в принципе, во время военных действий она претерпевала еще более жесткие изменения. Отсутствие условий для приготовления пищи и небогатый набор продуктов — все это усложняло работу военных поваров, чья профессия очень высоко ценилась. Военно-полевая кухня с ее простыми блюдами значила больше, чем сегодня значит любой, даже самый хороший ресторан.
До образования регулярной армии в начале XVIII века государство не заботилось об армейском продовольствии. Продукты солдаты добывали сами, покупая их на жалование у жителей тех мест, где проходила служба. Такое положение дел, усложнявшееся во время военных действий, было до 1700 года.
Петр I издал указ «О заведовании всех хлебных запасов равных людей Окольничему Языкову, с наименованием его по сей части генерал-провиантом» и инструкцию по провиантскому обеспечению. Через несколько лет солдатам уже выделялся провиант, состоящий из муки, крупы, овощей, соли и денежного довольствия на покупку мясных продуктов, а также полагалась водка и пиво. Организовывались солдатские артели, артельщики получали продукты у выборных заведующих питанием офицеров, а затем сообща готовили себе еду в походных котлах на кострах.
Первые военные повара появились в рядах запорожских казаков, где в каждом курене на 150 казаков был один повар и несколько помощников. Готовили они в медных котлах, ударом по которому повар извещал о готовности еды.
В России первые эксперименты с полевыми кухнями относятся к 1860-м годам, а во время последней русско-турецкой войны 1877-78 годов в боевых частях на испытаниях находились кухни конструкции полковника Никифорова (по четыре на полк) и Михаила Лишина. Последний, кстати, оказался не только талантливым конструктором, но и неплохим теоретиком, сумевшим аккумулировать и проанализировать опыт применения «военно-походных кухонь» в условиях реальных боевых действий.
В своих статьях, публиковавшихся в ведомственных военных изданиях, Лишин подчеркивал, что командиры и личный состав частей, где использовались подобные устройства, отмечали их значение и «существенную пользу».
В начале Первой мировой войны русская армия использовала полевые кухни систем Бруна, Маргушина и Грум-Гржимайло. Своё место в этом списке мог занять и «универсальный полевой очаг» подполковника Антона Турчановича – командира батальона 12-го стрелкового полка. Часто ошибочно приписывают создание полевой кухни РККА на основе полевой кухни Русской императорской армии, которая эксплуатировалась вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Патентный документ от 8 марта 1904 свидетельствовал, что «военно-походная кухня-самовар», или «универсальный переносный очаг», описанный Турчановичем, не имеет аналогов. Кухня Турчановича позволяла приготовить всего за четыре часа борщ, кашу и чай на роту солдат числом 250 человек.
В период первой мировой войны практически все армии мира обзавелись походными полевыми кухнями. Полевая кухня по задумке Турчановича состояла из двух котлов (один для первого блюда, второй – для каш), которые устанавливались на повозке. Котел для первых блюд емкостью 90 литров закипал за 40 минут. Секрет антипригарной защиты был в том, что изобретатель поместил один котел в другой, а между стенками внешнего и внутреннего котла налил масло. Топки у котлов были автономными.
Чтобы накормить полноценным обедом (борщ, каша и чай) роту солдат требовалось 4 часа. В ней можно было готовить пищу даже на ходу. Эту кухню могла перевозить одна лошадь. Кухня могла работать на всем, что горит, имела передний и задний ход. Вместе с рождением военно-полевых кухонь появилась и официально признанная специальность — военный повар.
В годы Великой Отечественной войны каждому советскому солдату предстояло стать героем. Вчерашние крестьяне и рабочие сражались за свою Родину, за своих близких, за свою свободу и во множестве совершали подвиги, которые войдут в историю. Рядовые солдаты проявляли чудеса мужества и отваги в самых безвыходных, казалось бы, ситуациях. Они шли в атаку под огнем противника, оставаясь верными своей клятве и присяге, не боялись смерти, потому что знали, что сражаются за правое дело.
Рис. 1. Авторский альбом «История создания военно-полевой кухни».
8 июля 1943 года наряду с другими знаками были утверждены знаки «Отличный повар», «Отличный пекарь» на которых было изображено позолоченная походная кухня Турчановича и полевая хлебопекарная печь типа ПАХ и два колоска пшеницы.
Знаком «Отличный повар» награждались особо отличившиеся повара за высокие образцы отличного приготовления вкусной, разнообразной пищи в боевой обстановке; за быстроту доставки горячей пищи и чая бойцам; использование местных источников витаминов и зелени и другие успехи.
Знаком «Отличный пекарь» награждались особо отличившиеся хлебопеки за высокие достижения в области хлебопечения. Это означало, что пекарь демонстрировал высокое мастерство, производил качественную продукцию и вносил значительный вклад в развитие своей профессии.
В послевоенный период на оснащение советской армии были приняты кухни различных типов: автомобильные «ПАК-200, -200М» (на 200 чел.
довольствующихся); газовая «КГ-30Д» (на 30 чел.); прицепные «КП-125, -125М» (на 125 чел.) и «КП-130» (на 130 чел.) Существовали переносные кухни «МК-10», «МК-30», «КО-75М» (соответственно на 10, 30 и 75 чел.). Каждая из них может работать как на жидком (дизельное, керосин), так и на твердом (дрова, уголь) топливе (газовая – за счет тепла отработавших газов двигателя автомобиля).
В системе Военторга для питания офицерского состава предусмотрена передвижная кухня-столовая «ПКС-2М» (на 120 чел.), буксируемая двумя автомобилями.
Сегодня полевые кухни марки КП-130, КПБМ-150 в России выпускает единственное предприятие – Ирбитский завод. Последняя модель-КП-130 имеет столитровый котел для приготовления первого блюда, котел емкостью 85 литров для второго, два бака для кипятка и жарочный шкаф. Котлы выполнены из специальной нержавеющей стали, отапливаются соляркой (расход – 7-10 литров в час) или дровами.
В настоящее время в армии на продовольственном обеспечении находится около 1,2 млн. человек, в том числе все категории военнослужащих, а также определенный контингент гражданского персонала. На снабжение поступает более 300 наименований различных продовольственных товаров. Для обеспечения питанием имеется 6460 столовых на 1,1 млн. посадочных мест. Продовольственная служба располагает 180 хлебозаводами и хлебопекарнями с фактической производительностью 125 тонн хлеба в сутки, полностью обеспечивая отдаленные гарнизоны.
Литература:
1. Руководство по приготовлению пиши в воинских частях, военно-учебных заведениях и учреждениях армии и флота. – М. Воениздат, 1992.
2. Войсковое питание и хлебопечение – М. Воениздат, 1992.
3. Учебное пособие, научные основы рационального питания военнослужащих. – Вольск, ВВВУТ, 1995.