Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологические закономерности восприятия информации потерпевшими в условиях психотравмирующей ситуации

Научный руководитель
Юриспруденция
18.08.2025
53
Поделиться
Аннотация
В статье авторы исследуют особенности восприятия человеком действительности в условиях экстремальной для его психики ситуации-пережитого преступления в роли жертвы.
Библиографическое описание
Анопко, Е. Ю. Психологические закономерности восприятия информации потерпевшими в условиях психотравмирующей ситуации / Е. Ю. Анопко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 33 (584). — С. 49-53. — URL: https://moluch.ru/archive/584/128061/.


В статье авторы исследуют особенности восприятия человеком действительности в условиях экстремальной для его психики ситуации —пережитого преступления в роли жертвы.

Ключевые слова: психотравмирующая ситуация, потерпевшие, восприятие информации.

В отечественной психологии сложилась теория, что нарушения, вызванные травматическими событиями, считаются болезнью и ее надо лечить. Либо рассматриваются в качестве аномальных изменений в психике, которые нуждаются в коррекции [3].

В ходе деятельности у человека возникают образы предметов, которые, действуя на мозг через органы чувств, отражаются в его сознании. Сознание-высшая форма психики, представляет собой сложный процесс, включающий различные элементы психической деятельности в том числе восприятие [1].

Восприятие информации представляет собой активный процесс, который создает осознанное отражение предмета или ситуации в целом, то есть, восприятие включает в себя систематизацию, интерпретацию и осмысление информации.

Схема восприятия информации человеком [8]

Рис. 1. Схема восприятия информации человеком [8]

Восприятие информации человеком Рис. 1 определяется несколькими факторами.

Первый — это локализация источника информации. Он может быть внешним или внутренним (личный опыт, воспоминания, мысли): экстраверт, интроверт.

Второй — местом входа информации через разум, эмоции или физическое тело: менталист, эмоционалист, кинестетик.

Третий — каналы поступления информации (зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и осязательный — вкусовой и еще один, не имеющий физической локализации — интуитивный): визуал, аудиал, кинестетик, сенсорик.

Наиболее эффективное восприятие информации по качеству и объему возникает в случаях, когда нет явно выраженных предпочтений и все элементы восприятия задействованы в сопоставимых объемах [9].

З.Фрейд считал, что травматическое воздействие на человека может оказать любое событие, которое вызывает чувство ужаса, страха, стыда, душевной боли; и, разумеется, от восприимчивости пострадавшего зависит вероятность того, что это происшествие приобретет характер травмы [8].

Психологическая травма человека связана с незавершенной ситуацией, в которой человек не смог, как ему кажется, эффективно на нее отреагировать.

По мнению Е. Ю. Петровой и Е. В. Самсоновой, не всякая сложная пережитая ситуация является травмирующей. Иногда ситуация может быть для человека напряженной, эмоционально впечатляющей, стать для него испытанием. Но после ее завершения наблюдатель может отметить, что целостность сохранена. Ситуация полностью переработана: сильные чувства, стресс и в результате вполне законченная по форме и по процессу завершенная ситуация. Человек может пережить сильный стресс, быть участником ужасных событий и завершить эмоциональный цикл отношений с ними в пределах травмирующего эпизода. В то же время незначительное на взгляд окружающих событие может стать ситуацией, находящейся за пределом переносимости, человек не справляется с ней, и она превращается в травмирующую [5].

Травмой можно считать любую ситуацию, в которой субъект потерял свободу взаимодействия с окружением. По содержанию травмирующие ситуации могут быть трех типов. — травмы физического типа (ситуации, затрагивающие тело человека и его физический мир); — травмы нарциссического типа (затронута зона отношений с другими людьми и формирования ЭГО); — травмы, касающиеся системы социальных отношений.

Выделяют два типа реакций на стресс: гипервозбуждение и диссоциация («бей или беги» и «замри»). Вегетативная нервная система реагирует по-разному: в первом случае повышается частота сердечных сокращений (кстати, именно по ней Перри диагностировал факт, что ребенок пережил травму, в течение длительного времени у таких детей часто повышен показатель пульса), происходит выброс гормонов и питательных веществ в кровь, чтобы организм «сражался». Во втором случае происходит отток крови от конечностей к жизненно важным органам, выброс в кровь природных опиатов для обезболивания и защиты психики, на психическом уровне происходит застывание, торможение вплоть до обморока, пульс снижается. В большинстве травмирующих ситуаций происходит сочетание этих двух реакций для эффективного выживания в травме.

Если в течение долгого времени эти системы неоднократно активируются, это приводит к ряду эмоциональных поведенческих, когнитивных проблем. Реакции диссоциации и гипервозбуждения у травмированных детей очень похожи на СДВГ и оппозиционно-вызывающее расстройство.

Дети с последствиями психотравм часто имеют соответствующий ярлык, обследуясь у врачей (примерно 30 % от выборки детей с СДВГ относятся к травмированным). Подростки показывают агрессивные и импульсивные реакции в поведении. Мужчины, придерживаясь социально значимым стереотипам в воспитании «мужчины не плачут» чаще уходят от внутренних переживаний: в работу — достижение нереальных материальных целей, иногда в разгульный образ жизни. Женщинам, пережившим травматическое событие проще выговориться, но иногда негативная ситуация остается в сознании, превращает жизнь через роль жертвы: «все вокруг враги», «никому нельзя доверять» — эти установки закрепляют работу вегетативной нервной системы как в защите от стрессовой ситуации: потребность в безопасности, которая всегда включена и истощает работу нервной системы человека. Для представителей пожилого возраста психотравмирующая ситуация может оказаться тупиком, потому как в силу снижения биологических функций организма пропадает гибкость нервной системы- это влечет за собой недостаток сил для создания и придерживания копинг-стратегий, способствующих выходу из кризисной ситуации.

Основная проблематика последствий психологической травмы состоит в том, что в результате травмирования подвергается риску деструкции и распада не только самооценка и “Я-концепция”, но и образ мира.

Пережитая травма может стать причиной пересмотра жизненных установок, принципов и приоритетов. Как результат, пострадавший может потерять интерес к внутреннему и внешнему развитию, построению отношений с людьми и социумом в целом, достижению социальных статусов. Пострадавший не может избавиться от ощущения власти над собой, и эта власть способна не только в прошлом поработить его, но и управлять его будущим.

Человек с психологической травмой часто переживает необоснованное чувство вины, ненужность, никчемность, потерянность. Пострадавший теряет возможность доверять окружающим, замыкается в себе, ограждаясь от общества, он ощущает абсолютную покинутость. Нередко пострадавший испытывает тревогу, переходящую в фобии и панические атаки [4].

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации [7].

Поскольку формирование показаний потерпевших — это сложный процесс, в котором участвуют различные формы чувственного познания и логического мышления, то потерпевший может под влиянием травмирующего воздействия неосознанно искажать показания. Объективные и субъективные факторы, влияющие на процессы восприятия, запоминания и воспроизведения обстоятельств расследуемого дела, такие как скоротечность событий, неблагоприятные условия видимости, дефекты слуха и зрения, особенности памяти и т. п., сказываются на полноте и объективности показаний. Поэтому при допросе следователю необходимо учитывать общие психологические закономерности формирования показаний.

Вызов лица на допрос является своеобразным толчком к припоминанию определенных обстоятельств. Субъект мысленно обращается к событиям прошлого, перебирает их в памяти, пытаясь, если ему неизвестна причина вызова, определить, какие конкретно факты интересуют следствие. На этом этапе формирования показаний, так же, как и при восприятии, возможно неосознанное восполнение некоторой части пробелов в воспоминаниях привычными представлениями, тем, что должно быть при обычном развитии события. Этот психологический феномен называется «подменой действительного обычным» и должен быть обязательно учтен при оценке полученных на допросе сведений, так как создает серьезную угрозу достоверности показаний.

Потерпевший нередко затрудняются изложить на допросе полно и подробно все воспринятые обстоятельства вследствие страха перед преступником и боязни мести с его стороны. В подобных случаях обычно не следует торопиться, а нужно осторожно подвести допрашиваемого к осознанию важности его показаний для разоблачения преступника, пробудить в нем гражданские чувства, желание помочь следствию.

Воспроизведению показаний на допросе может помешать волнение, вызванное необычной для допрашиваемого процедурой допроса. Поэтому важно обеспечить благоприятную психологическую атмосферу допроса и помочь потерпевшему быстрее освоиться с новой для него обстановкой. При допросе нужно иметь в виду, что слишком сильное желание припомнить воспринятое может затруднить воспроизведение вследствие появляющегося в результате переутомления процесса торможения. В этих случаях желательно перейти к выяснению обстоятельств, побеседовать на нейтральные темы.

Помимо травмирующего события, на формирование показаний в стадии воспроизведения оказывают влияние многочисленные субъективные и объективные факторы:

– темперамент и характер допрашиваемого;

– внушение (во избежание внушения следователь не должен допускать наводящих вопросов, а также отрицательного воздействия на допрашиваемого интонации своего голоса, мимики, жестов, выражения удовольствия, разочарования или удивления ответами допрашиваемого);

– склонность к фантазированию (учитывая это следователь путем постановки контрольных вопросов должен выявлять источники осведомленности допрашиваемого о сообщенных им фактах и условиях их восприятия, выяснить, лично ли их наблюдал допрашиваемый или слышал от других);

– способность допрашиваемого формулировать свои мысли;

– умение мобилизовать память допрашиваемого.

Следует иметь ввиду, что далеко не всегда более полному воспроизведению способствует допрос сразу же после случившегося. В этот период может проявить свое действие такое психическое явление, как реминисценция. Суть его состоит в том, что субъект в силу образующегося в процессе восприятия эмоционального, интеллектуального, физического напряжения не в состоянии сразу вспомнить все обстоятельства происшедшего. Нужно некоторое время, обычно два-три дня или несколько более, чтобы память обрела временно утраченную способность к воспроизведению [6].

Потерпевшие, в результате травмирующего события могут стать инвалидами.

Cуществует информационный барьер, который отгораживает общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов, особенностях их личности. На основе таких искаженных представлений возникают предрассудки и фобии, что затрудняет коммуникации между инвалидом и социумом. Эмоциональный барьер также является двусторонним, то есть он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида — любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т. д — и фрустрирующих эмоций инвалида: жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т. д. Подобный комплекс является ретардирующим, т. е. затрудняющим социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды. И сам индивид с ограниченными возможностями, и его ближайшее окружение остро нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон их взаимоотношений был нормализован [2].

При проведении допроса следует учитывать объективные и субъективные факторы, которые затрудняют получение полной и достоверной информации о расследуемом событии. К объективным факторам относятся внешние условия восприятия и особенности воспринимаемых объектов: быстротечность события, Недостаточная или слишком яркая освещенность, резкий шум, Неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снегопад, сильный ветер, холод), отдаленность предметов и т. д. К субъективным факторам могут быть отнесены физические дефекты, а также понижение возможностей восприятия органами чувств в результате болезненных состояний, усталости, расстройств, волнений, опьянения и других причин. Искажения, пропуски при восприятии могут появиться и вследствие предубежденности, симпатии и антипатии, особого отношения воспринимающего лица к участникам события. В таких случаях происходящее неосознанно воспринимается под углом зрения определенной установки, а действия тех или иных лиц интерпретируются в зависимости от сложившегося субъективного отношения к ним наблюдателя.

Чтобы избежать ошибок при допросе и проверить достоверность полученных показаний, в каждом случае следует тщательно выяснять все условия восприятия, ту реальную основу, на которую опираются сообщаемые допрашиваемыми сведения. Потерпевший является специфическим субъектом допроса. Его особое положение определяется во многом своеобразными психическими переживаниями, обусловленными совершенным преступлением и его последствиями. Возникающие под воздействием преступления страх, боль, физические страдания, желание освободиться от преступного посягательства или скорее его прекратить, возбуждение и напряжение, обусловленные борьбой, образуют сложное, своеобразное психическое состояние потерпевших.

Не исключено, что свидетель (потерпевший), понимая значение происходящего, предвидя возможность будущего допроса, может ставить перед собой специальную цель — удержать в памяти наиболее важные моменты воспринятого (например, но машины, совершившей наезд, внешность и приметы преступников, номер, дату и другие признаки подложного документа и т. п.). Такое запоминание называется произвольным, преднамеренным. Сохранение воспринятого зависит также от времени, прошедшего с момента случившегося, преобладания определенного типа памяти (образная, словесно-логическая, моторная, эмоциональная), индивидуальных, в частности возрастных особенностей и наличия дефектов. Забыванию нередко благоприятствуют новые впечатления, напряженная умственная работа, события в личной жизни и т. п. При этом возникает опасность смешения и подмены воспринятой информации сведениями, почерпнутыми из других источников (разговоров, слухов, сообщений прессы т. п.)

Возможны дефекты в восприятии информации следователем. Поспешность, невнимательность, необъективность следователя, увлечение одной наиболее предпочтительной версией могут помешать ему правильно уяснить, запомнить и передать в протоколе сообщенные на допросе сведения. Ошибки могут проистекать и в результате недостаточной компетентности допрашивающего в некоторых специальных отраслях знания (строительстве, технике, технологии и т. п.). Поэтому очень важно, чтобы следователь предварительно познакомился со специальной литературой, ведомственными инструкциями и распоряжениями, а также использовал на допросе помощь соответствующих специалистов. [10]

Таким образом, потерпевший является специфическим субъектом допроса. Его особое положение определяется во многом своеобразными психическими переживаниями, обусловленными совершенным преступлением и его последствиями. Возникшие под воздействием преступления страх, боль, физические страдания, желание освободиться от преступного посягательства или скорее его прекратить, возбуждение и напряжение, обусловленные борьбой, образуют сложное, своеобразное психическое состояние потерпевших.

Любая жизненная ситуация, в том числе, травматическая, переживается каждым человеком по-своему в силу возраста, темперамента, характера, социального статуса.

Так как личность в любом возрасте — это динамическая система и для достижения точного результата при допросе (восстановление наиболее четкой картины преступления) потерпевшего необходимо несколько встреч. Присутствие психолога на допросе в ходе следственных действий даст возможность сократить количество встреч потому как специалист пользуется научными методами распознания паттернов поведения личности допрашиваемого.

Так же, психолог сможет разобраться в эмоциональном состоянии потерпевшего — есть ли ПТСР-посттравматическое стрессовое расстройство, через призму которого даются показания. Поскольку после пережитого преступления, пострадавший может испытывать «двойной стресс» — эмоциональную травму от прошедшей ситуации и тревожность в ходе дачи показаний из-за возможности смены правового статуса: допрашиваемого с «потерпевшего» на «подозреваемого».

Литература:

  1. Доспулов Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии. — Москва: Юрид. лит., 1976. — 112 с.
  2. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б. Б. Айсмонтаса. — М.: МГППУ, 2015. — 334 с.
  3. Киркитадзе Р.Е, Халфина Р. Р. История происхождения ПТСР Образовательный процесс Выпуск № 4, 2018.
  4. Красило, А. И. Консультирование посттравматических состояний: персоналистическое направление: учебное пособие для вузов/ А. И. Красило. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. С. 27, 57–59.
  5. Петрова Е. Ю., Самсонова Е. В. Как предупредить негативные последствия стресса у детей. М.: Академия, 2010. С. 11–12.
  6. Ратинов А. Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике // Правовая кибернетика. М., 1970.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс N 174-ФЗ | СТ. 42 УПК РФ.
  8. Фрейд З. Исследования истерии/ Пер. с нем. С. Панкова; научная редакция М. Решетникова и В. Мазина// Фрейд З. Собр. соч.: В 26 т. Т. 1. СПБ.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2005. — С. 464.
  9. Цетович А. Н. ОСА (Осознанное самопрограммирование аффирмациями). Как стать успешным. М. 2018.
  10. https://studfile.net/preview/429708/page:83/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
психотравмирующая ситуация
потерпевшие
восприятие информации
Молодой учёный №33 (584) август 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 49-53):
Часть 1 (стр.1-84)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 49-53стр. 84

Молодой учёный