Статья посвящена жизненному пути и духовному подвигу новомученика Михаила Орестовича Болдакова (1896–1929) — верного служителя Церкви, казненного за сопротивление обновленческому расколу и защиту православных храмов в годы гонений на веру. На основе архивных данных, семейных воспоминаний и материалов канонизации автор восстанавливает ключевые этапы его биографии: детство в Калужской губернии, переезд в Кимры, участие в Первой мировой войне, служение церковным старостой и мученическую кончину в Таганской тюрьме. Особое внимание уделено судьбе семьи Михаила Орестовича — его жены Анны Михайловны, детей и потомков, многие из которых внесли вклад в историю страны (например, сын Геннадий, ветеран Великой Отечественной войны).
Анализируется значение подвига новомученика как для Русской православной церкви (канонизация в 1998–2000 гг.), так и для современных поколений семьи, где память о нем сохраняется через преемственность имен, традиций и веры. Статья подчеркивает, что история Михаила Болдакова — это не только свидетельство стойкости в эпоху репрессий, но и живая связь между прошлым и настоящим, воплощенная в его правнуках и праправнуке, названном в его честь.
Материал адресован историкам, краеведам, потомкам репрессированных и всем, кто интересуется сохранением памяти о новомучениках XX века.
Ключевые слова: новомученик Михаил Болдаков, Русская православная церковь, гонения на веру в XX веке, обновленческий раскол, канонизация святых, репрессии против духовенства, история православия в России, семейная память, Преображенский храм (Кимры), церковный староста, патриарх Тихон, Таганская тюрьма, святые Тверской епархии, духовное наследие, потомки новомучеников, семейная история, православные традиции, историческая память, подвиг веры, религиозные репрессии в СССР.
Имя моего прапрадеда — Михаил Орестович Болдаков — навсегда вписано в историю Русской Православной Церкви как имя новомученика, отдавшего жизнь за веру. Но для нашей семьи он не просто святой из далекого прошлого — он родной человек, чья кровь течет в наших жилах, чья стойкость стала для нас примерном.
Когда я читаю уже опубликованные статьи, и слушаю рассказы своей бабушки про прапрадедушку, мне кажется, что время стирает существующие границы, и я чувствую связь с тем мальчиком из Калужской губернии, солдатом Первой мировой, отцом троих детей, который не дрогнул перед безбожной властью. А когда я смотрю на своего маленького сына, названного в его честь, — Михаила, — я понимаю: память о прапрадедушке жива.
Данная статья — попытка восстановить крупицы его биографии, рассказать не только о его подвиге, но и о том, как его наследие продолжается сейчас.
Немного о детстве и юности Михаила Орестовича [2]:
В Боровском уезде, на калужской земле, в семье Болдаковых — отставного рядового солдата Ореста Ивановича и его жены Прасковьи Прокофьевны — в 1896 году родился сын Михаил (Рис. 1).
Рис. 1. Михаил Орестович Болдаков
В 1910 годах он перебрался в с. Кимры Тверской губернии на постоянное жительство, сюда же переехали его братья — Василий и Николай, и сестра Евдокия. В Кимрах Болдаковы прославились как искусные огородники, снабжавшие овощами жителей села.
Вера и служение [2]
Михаил Орестович участвовал в Первой мировой войне; в 1919–1920 гг. работал в Кимрском уездном земельном отделе. Регулярно посещал богослужения, стал церковным старостой кимрского храма (Рис. 2) во имя иконы «Всех Скорбящих Радость» (Рис. 3)
|
|
Рис. 2. Преображенский храм, г. Кимры, 1920 г |
Рис. 3. Икона «Всех Скорбящих Радость» |
Мученический подвиг [2]
В октябре 1927 года местные власти приняли решение о передаче храма группе верующих обновленческой ориентации. Михаил Болдаков, как верный сторонни Патриарха Тихона воспротивился этому. Он отказался даже выдать ключи от храма пришедшему к нему домой участковому милиционеру Тачалову. За этот поступок против Михаила Орестовича было возбуждено уголовное дело. Замок с дверей храма пришлось сбить. Обновленцы — живоцерковники пользовались храмом почти до самого его разрушения в начале 30-х годов.
В мае 1929 года Михаил Болдаков оказался в числе тех, кто выступил против закрытия Преображенского храма. Он был арестован и приговорен судом к смертной казни вместе с настоятелем храма протоиереем Феодором Колеровым и церковным старостой Ананием Бойковым.
В ноябре 1929 года приговор суда был приведен в исполнение в Москве, в Таганской тюрьме.
В 1998 году Михаил Болдаков, Феодор Колеров и Ананий Бойков были причислены к лику местночтимых святых Тверской епархии (Рис. 4). Общероссийское почитание их установлено Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
Рис. 4. Икона «Мученики Преображенского храма»
Семья после трагедии [2]
Жену Михаила Орестовича звали Анной Михайловной (1906–1990 гг.) (Рис. 5). В Кимрах у них родилось трое детей: Геннадий, Галина и Нина. После казни отца семья переехала в г. Талдом, затем в Москву.
Рис. 5. Михаил Орестович Болдаков с женой Анной Михайловной
— Геннадий Михайлович (1924–1988 гг.) (Рис. 6) [1]: воевал против немецких захватчиков.
Рис. 6. Болдаков Геннадий Михайлович
Пошел на фронт со школьной скамьи. Закончил «Арзамасское пулеметное училище». Служил в воинской части 128 гв. сп 44 гв. сд. Был уволен по ранению и контузии. Инвалид ВОВ. После окончания войны закончил «Химико-технологический техникум» и «Московский юридический институт» с отличием. Работал следователем в прокуратуре СССР.
В результате контузии пришлось перейти с должности следователя в проектное бюро при заводе «Калибр».
Награжден Орденом «Великая Отечественная война I степени» и медалью «За Отвагу».
Потомками Геннадия Михайловича и его супруги Татьяны Андреевны стали дочь Елена (22.02.1954 г.р.), внучка Оксана (13.07.1978 г.р.), правнучка София (07.05.1999 г.р.), праправнук Михаил (10.07.2025 г.р.).
— Галина Михайловна родилась в 1927 году. Окончила ремесленное училище, стала специалистом — обувщиком. Работала в Москве на обувной фабрике «Буревестник». Ее мужем был Анатолий Садыков (1927–1996); свою дочь они назвали Татьяной. У Татьяны Анатольевны и ее мужа Валерия родилось двое детей: Илья и Анна, ныне имеющие собственные семьи. У Галины Михайловны есть два правнука — Ирина (дочь Ильи) и Всеволод (сын Анны).
— Нина Михайловна родилась в 1929 году. Работала в фотолаборатории одного из научно-исследовательских институтов столицы. В ее семье двое сыновей — Анатолий и Андрей, две внучки — обе Екатерины.
Братья и сестра Михаила [2]:
— Василий Орестович Болдаков — брат новомученика Михаила, родился в 1883 г. в деревне Фатеево Боровского уезда Калужской губернии. В начале XX века переехал в Кимры, слыл искусным огородником. В 1922 году он был рукоположен в сан диакона. Служил в Скорбященском храме г. Кимры. Ныне в городском парке только центральная клумба, которая напоминает о храме, исчезнувшем с лица земли в начале 1930-х годов.
В 1930 году Василий Орестович с группой кимрских священнослужителей был осужден судом на 3 года исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Им ставилось в вину совершение служб и панихид в Покровском соборе в память протоиерея Феодора Колерова и иже с ним убиенных Михаила Болдакова и Анания Бойкова. После отбытия наказания Василий Орестович недолго находился на свободе. По словам его родственников, в 1937 году он был приговорен к тюремному заключению, откуда уже не вернулся.
В Кимрах Василий Болдаков жил на ул. Володарского, 92. Там же жила некоторое время и его мать, Прасковья Прокофьевна. Жена Василия Орестовича, Екатерина Петровна, умерла рано, оставив на руках у мужа малолетнюю дочь Варю (1912–1994), которую ему помогали воспитывать бабушка и дяди. Варвара Васильевна, повзрослев, уехала в город Боровск, где вышла замуж за К. В. Вошанского (1913–1999). В семье появилось трое сыновей: Виктор, Василий и Леонид (на сегодняшний день все умерли), две дочери. Мария Константиновна живет с семьей в Боровске, ее сестра Ольга со своей семьей переехала в город Балабаново Калужской области.
— Николай Орестович Болдаков — родился в 1930 году на калужской земле в селе Поречье Малоярославского уезда. В молодые годы он приехал на жительство в Кимры. Женился на кимрянке Клавдии Алексеевне Орешкиной (1906–1997). Занимался огородничеством, позднее работал в подсобном хозяйстве Кимрторга. У Болдаковых родились две дочери: Татьяна (1929 года рождения), которая в настоящее время живет с детьми и внуками в Москве; и Людмила (1934 года рождения), проживающая в городе Дубна Московской области. В 1941 году Николай Орестович ушел на фронт; в декабре 1942 года пропал без вести.
— Евдокия Орестовна Болдакова (1893–1974) — Родилась в Калужской губернии, затем вместе с семьей перебралась в Кимры. В 1915 году вышла замуж за Ф. А. Бахметьева и уехала к мужу в город Талдом Московской области. В семье родилось двое детей: Вера и Валентина.
Вера Федоровна (1916–1980) была в замужестве за И. Совалевым (1915–1943). У Совалевых родилось двое детей: Людмила и Юрий. Людмила Ивановна с мужем Евгением Федоровичем Ершовым, сыном Павлом Евгеньевичем, дочерью Светланой Евгеньевной, ее мужем, Михаилом Анатольевичем Чихаловым и внуком Мишей живут в настоящее время в Кимрах на Савеловской стороне города. Юрий Иванович Совалев (1940–1996) проживал с семьей в Талдомской районе Московской области.
Валентина Федоровна (1918–2002) была в замужестве за И. П. Масленниковым (1915–1997). Их дети и внуки живут в Москве и Талдоме.
В 1918 году в Кимры из г. Боровска Калужской губернии приехали на жительство другие родственники Болдаковых, в том числе Дешины. Потомки их и поныне живут в этом городе.
Подвиг новомученика Михаила Болдакова — это не только страница истории гонений на веру в XX веке, но и пример несокрушимой верности Христу даже перед лицом смерти. Его жизнь и мученическая кончина стали духовным завещанием не только для Церкви, но и для всех его потомков, в чьих сердцах жива память о нем.
Для Церкви Михаил Орестович — один из тех, кто сохранил верность каноническому православию в годы расколов и репрессий. Его сопротивление обновленцам, твердость в отстаивании храма и готовность принять смерть за веру поставили его в ряд исповедников, чья кровь стала семенем христианства в России. Канонизация в 1998 году т общероссийское почитание в 2000-м подтвердили: его жертв была не напрасной. Сегодня, когда в Кимрах на месте Скорбящей церкви осталась лишь клумба в парке, память о новомучениках дает понять, что истинная Церковь строится не стенами, а верой и мужеством ее чад.
Для семьи Михаил Болдаков — не только святой, но и родной человек, чья судьба продолжается в его детях, внуках и правнуках. Его сын Геннадий, прошедший войну и посвятивший жизнь служению закону, дочери Галина и Нина, трудившиеся в тылу и воспитывавшие своих детей, — все они стали частью истории, начатой их отцом. А появление в 2025 году прапраправнука Михаила, названного в его честь, — словно знак того, что жизнь побеждает смерть, а вера передается из поколения в поколение.
Сегодня, спустя почти столетие после его гибели, мы видим, что подвиг Михаила Орестовича не забыт. Его имя звучит в молитвах, его история вдохновляет, а его кровь течет в жилах новых поколений. И пока жива память о нем — жива и та вера, за которую он отдал жизнь.
«Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» (Притч. 10:7)
Литература:
- Болдаков Геннадий Михайлович. — Текст: электронный // Бессмертный полк: [сайт]. — URL: https://www.moypolk.ru/soldier/boldakov-gennadiy-mihaylovich (дата обращения: 21.07.2025).
- Новомученик Михаил Болдаков. — Текст: электронный // Кимрское благочиние: [сайт]. — URL: https://kimry.blagochin.ru/novomuchenik-mixail-boldakov/ (дата обращения: 21.07.2025).