Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Структура времени в феноменологии Эдмунда Гуссерля

Философия
26.07.2025
29
Поделиться
Библиографическое описание
Токмаков, А. Ю. Структура времени в феноменологии Эдмунда Гуссерля / А. Ю. Токмаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 30 (581). — С. 149-154. — URL: https://moluch.ru/archive/581/127754/.


Статья посвящена феноменологическому анализу структуры времени как основанию всякого смыслового конституирования в поле трансцендентального переживания. Выявляется основополагающее значение темпорального потока как условия всякого конституирования смыслового материала в пределах имманентной и преимманентной сферы. Проанализирована взаимосвязь первичного впечатления, ретенций и протенций как темпоральных модификаций в их сопряжении с поперечной и продольной интенциональностью, раскрывающей структуру феномена времени как организованного синтетического единства. Предпринимается попытка описания преимманентной сферы как протодинамики анонимного горизонта феноменальности, конституирующейся посредством протовпечатления, протопереживания и вневременного протопроцесса. Исходная самоявленность, фиксируемая в акте схватывающего протопрезентирующего сознания, трактуется как необходимое условие возможности трансцендентального смыслообразования. Анализ данных структур дает возможность говорить о времени как о самотемпорализирующемся потоке, без которого невозможны идентичность трансцендентального субъекта и становление феноменального мира.

Ключевые слова: временность, первичное впечатление, имманентная сфера, преимманентная сфера, интенциональность, протопроцесс

Феноменологическое рассмотрение как возможность описания восприятия непосредственно открывающегося предмета и как обращение к самоявленности предмета есть возвращение к последнему источнику всех познавательных формообразований. Данное рассмотрение невозможно без выключения принадлежного к сущности естественной установки генерального тезиса с последующим укоренением в феноменологической установке и дескрипции наиважнейших сущностных сфер. Феноменологическая редукция берет любое суждение о пространственном и временном существовании в скобки и заключает сознание вне материальной реальности и космического времени [2, с. 185]. Время отныне понимается как всеобщая черта всех переживаний в одном потоке переживания. Сущностным же свойством всех переживаний выступает временность как необходимая смыкающая форма всего смыслового материала в качестве многообразия нюансируемых по мере сущности ноэтических и ноэматических структур. Временность есть длительность временного объекта и длительность самого потока временного переживания. Феноменолог же пытается дать адекватное феноменологическое описание самого схватывания временного имманентного объекта временным имманентным сознанием [1, с. 369]. Феноменология как процесс построения системы не может быть окончена в силу заложенных в нее изначальных методических предпосылок. Однако глубинным источником феноменологии является дескрипция сознания времени — описание внутренней временности как основания для раскрытия всякого переживания и всякой предметности.

Обнаруженный в чистом взгляде имманентный предмет конституируется с помощью единства временных фаз. Обнаруженный способ данности предмета есть разворачивающая временной континуум и каждый раз сдвигающаяся в некоторое вот только что точка теперь [1, с. 370]. Любое теперь переживания обладает необходимо непустым горизонтом до и необходимо непустым горизонтом после и расширяется до континуума сознания прошлого с тем же самым содержанием в непрерывно модифицирующейся форме. Явление настоящего с необходимостью ведет к явлению прошедшего и преобразует текучее импрессиональное сознание во все новое и новое ретенциальное сознание. Ретенциальное сознание предполагает непрерывную модификацию всех предыдущих модификаций. Дано переходящее в первичную модификацию теперь и фиксируемое в сознании как только что прошедшее первичное впечатление как источник временного континуума прошлого и как постоянно изменяющееся тональное теперь . Тональное теперь возникает вместо перешедшего в модификацию теперь . Первичное впечатление переходит в нечто, актуально существующее, — в ретенцию как в форму прошедшестей [3, с. 33]. При этом сохраняется возможность направления внимания на ретенциально осознанное. Ретенциально осознанное Э. Гуссерль называет прошедшим тоном . Первичное впечатление разворачивается в целый континуум связанных ретенций. И самый континуум фундирован сознанием, как бы захваченным созерцанием так или иначе раскрывающегося смыслового материала.

Импрессиональное сознание и сознание ретенциальное выступают необходимым фоном восприятия временного объекта. При рассмотрении временного объекта следует отталкиваться от конститутивных моментов сознания времени и учитывать особенности восприятия временного объекта как некоторое как теперь-схватывание. В нем конституируется актуальная теперь-фаза самого временного объекта. Упомянутое как теперь-схватывание сразу же переходит к ретенции как области предыдущих теперь-точек временного объекта [2, с. 256]. Затем весь комплекс временного объекта ускользает в прошлое и становится неощутимым в интенциональном поле. Следует учитывать разницу между материалом ретенции и материалом репродукции. В репродукции не устанавливается некая самоданная объективность — в ней отчетливо или сбивчиво и молниеносно, или же артикулируя каждый шаг, репрезентируются объекты фантазии [3, с. 50]. В ретенции же как непрерывной модификации первично темпорального сознания возникают некоторые фиксированные предметности. Ретенция удерживает отдельные точки длящегося объекта и образует ретенциальное сознание. Сама же ретенция обладает двойной интенциональностью. Без поперечной интенциональности не будет конституирования имманентного временного объекта. Безпродольной интенциональности не будет конституирования единства первичного запоминания — единства поперечной интенциональности. Разворачивающийся континуум вбирает в себя все новые и новые интендируемые предметы.

Помимо первичного впечатления как источника временного континуума и ретенции как первичного запоминания и условия для установления некоторой самоданной объективности, следует рассмотреть первичное предвосхищение — своеобразного двойника ретенции — протенцию. Протенция воинкрустирует первичное впечатление в интуитивном опыте времени и преобразует сознание к активномусознанию . Протенция не подхватывает следующий час и не относится к ожиданию следующего дня — протенция действует ближайшим образом [6, с. 99]. При этом конституирующую структуру протенций можно охарактеризовать как относительно открытую — как оставляющую возможность для определенного смыслового материала. Конституирование приходящего как такового незаполненно приподнимает приходящее до осуществления — в памяти же протенции воспроизводятся как уже осуществленные. Незаполненность расчерчивает пустую форму темпоральности и пропускает настоящее как наполнение этой пустой формы чувственным содержанием [7, с. 50]. Мы имеем протенции приходящих фаз именно такого созерцания благодаря первично конституирующей все еще длящейся фазе. Эти переходящие к будущему протеканию потокапротенции и относящиеся к прошлому протеканию потокаретенции актуализируют содержание единства потока. На уровне имманентной сферы связь ретенций и протенций обеспечивают модифицированные ядра — ретенциальные и протенциальные — связующие данности, направленные и к слою конститутивных временных феноменов .

Первичное впечатление как конститутивный временной феномен и первичная временная модификация выступают как условия самоконституирования абсолютного временного потока. В свою очередь, абсолютный временной поток понимается как переплетение поперечной интенциональности, направленной на конституирование тождества имманентного временного объекта, и продольной интенциональности, направленной на конституирование тождества самого потока и его структурных моментов. Интенциональность поперечная фиксирует имманентный временной объект как идентичный имманентный временной объект в свете интенциональности продольной, устанавливающей в самой временной модификации явное тождество [6, c. 100]. При этом сознание в потоке всегда существует как конституируемое единство — определенное идентичное сознание во все новых и новых моментах. Все новое и новое сознание удерживает имманентный объект в первичном ощущении в непрерывно присоединяющихся друг к другу ретенциях только при наличии некоторой переплетенности продольной и поперечной интенциональности. При этом сама интенциональность понимается как направленность сознания на некоторую данность. Она трактуется как фундаментальный принцип феноменологического поля в свете фундаментального смыслообразующего акта [5, с. 124]. Смыслообразующее сознание выступает как синтезирующее сознание через не опирающиеся на предварительные концепты апперцептивные акты. Апперцептивные акты — это схватывания неких данностей в неискаженной форме. Переход к слою конститутивных временных феноменов невозможен без следующего предметного разграничения сфер восприятия. При восприятии некоторого имманентного объекта мы сталкиваемся с гилетическими данными и схватываниями вместе с их ретенциальными и протенциальными модификациями.

Однако, помимо области первого уровня со всеми ее данностями, в первом феноменологическом времени необходимо отметить и доступную в силу особого восприятия преимманентнуюобласть [4, с. 214]. Некоторые имманентные предметности конституированы феноменами предельно конститутивной сферы — протоприсутствующими данными в рамках схватывающего протопрезентирующего сознания — и рассматриваются в процессе уточнения и некоторого приближения уже описанных ранее данностей. Сфера преимманентного выступает как прарепрезентативная композиция установления некоторого поля явления и активирует фазовое закрепление структур установления в устойчивых интенциональных констелляциях. Преимманентное не обладает предметной или актовой определенностью и не может быть проинтерпретировано посредством фиксации ноэматических и ноэтических характеристик — взаимосвязанных и строго расчлененных модальностей конститутивной корреляции в некотором акте сознания или же структурных моментов определенного интенционального синтеза [2, с. 298]. Описанную посредством общих характеристик преимманентную сферу сознания можно понять как протодинамику анонимного горизонта зарождающейся феноменальности.

Конституирование преимманентной сферы как протодинамики анонимного горизонта некой зарождающейся феноменальности осуществляется благодаря протовпечатлению как первоисходной точки анонимной актуализации. При этом протовпечатление дано как чистое интенциональное сознание или чистая актуальность абсолютного сознания. Настоящий аффективный исток основывает протопрезентацию — первую немодифицированную фазу темпорального переживания в потоке сознания при наличии реельных данных , которые принадлежат акту сознания и не являются интенциональными предметами [8, с. 133]. В протопрезентации нет различия между содержанием и сознанием этого содержания. В протопрезентации уже возможна встреча ego и hyle. Настоящие факты можно охарактеризовать как тождественную при всех возможных модификациях трансцендентальную точку синтетического единства и как аперсональную доинтенциональную чувственную данность как условие возможности впечатления [8, с. 130–131]. При рассмотрении протофеноменального потока живого настоящего различимы некоторые первичные данности: это эгологическая центрированность потока и пассивное гилетическое временение как суммарный факт первичного впечатления и временной модификации. Особенность протопрезентации заключена в ее нерасчлененности на предмет и восприятие предмета. Она есть ближайшим образом минимальное растяжение вместе с аффективным толчком для последующего смыслообразования как инвариантной структуры значимости.

Конституирование преимманентной сферы невозможно и без протопереживания как условия конституирования абсолютного потока. Реельный статус протопереживания имеет протопереживание как реельное ядро протопрезентирующего сознания. Сознание содержит некоторую форму самоучреждения в рамках преимманентной сферы. Эта форма самоучреждения сознания и называется протопереживанием. Протопереживания как способ данности событий необходимы как фундаментальное условие конституирования всякой имманентной предметности [4, с. 206–207]. В сознании учреждены различные типы протопереживаний или же самоявленностей . Настоящие самоявленности есть рефлексии в отношении имманентных данных ощущений. Они же есть также и рефлексии в отношении имманентных восприятий. Настоящие самоявленности есть также и рефлексии в отношении целого потока. Все эти протопереживания являются разными аттенциональными образами исходных переживаний и не являются атомарными [4, с. 208]. Они несут ретенциальную тень и прототенциальное напряжение. При этом сохраняется некая анонимность в некотором самопротекании сознания как возможности явленности ego . Протопереживание как исходная пластика развертывания абсолютного потока и самоявленность преимманентной сферы выступает как исходная подвижность самого сознания до всякого интендирования. Оно есть предварение протопроцесса как сложного и составного феномена. Оно есть трансцендентальная предпосылка протопроцесса.

Протопроцесс выкристаллизовывается посредством самоконституирования и является вневременным потоком. Причем данный протопроцесс не находится в космическом времени. Он фиксирует саму трансцендентальную сферу со всеми относящимися к ней трансцендентными событиями внешней объективности во внешнем времени. Сознание в себе самом есть поток. Протопроцесс — это неизменный и однонаправленный протенциальный процесс со всеми его данными. Этот феномен всех феноменов не является серией следующих друг за другом теперь , придающих направление имманентному времени [9, с. 344]. Охарактеризовать данный феномен можно как поле напряжений. Оно является гарантом структурирования трансцендентальной субъективности как интенциональной жизни. Самоявленность протопроцесса конституируется двойным континуумом интенций. Протопроцесс выражает исходную точку восприятий и других переживаний и конечную точку описания данностей предметов в любых видах конституирования. Довременной поток развертывает целое феноменальное поле как многообразие специфических интенциональных отношений со всеми данностями смыслообразования, трансцендентального процесса конституирования ноэматического значения как коррелята интенционального акта [4, с. 240]. Протопроцесс в гуссерлевской феноменологии, не являющейся смыслом в феноменальном виде, — это определенный пласт для возникновения некоторой значимости — смыслового единства сознания со всеми его проблематизированными особенностями.

Настоящий анализ раскрывает время посредством интенциональности как смыслодающим актом в рамках настоящего сознания как самотемпорализирующийся поток переживания. В рамках имманентной сферы структура времени представляет собой синтетически организованный континуум переживания со всеми его различимыми по мере сущности модальностями. Эта структура складывается в интенциональных синтезах посредством удержания только что прошедшего и направления на ближайшее возможное как на горизонт ожидания. В качестве же динамической конфигурации сознания структура времени есть нечто, позволяющее смыслу быть растянутым и удерживаемым. Это возможно в силу поперечной и продольной интенциональности. В рамках преимманентной сферы структура времени представляет собой определенный фундирующий пласт. Настоящий пласт фундирован первоисходной точкой анонимной актуализации и развернут первой немодифицированной фазой темпорального переживания. Через протопереживание возможен протопроцесс. Протопроцесс как составной первичный факт выступает в качестве гаранта устойчивой трансцендентальной субъективности и протоприсутствующих данных в рамках схватывающего протопрезентирующего сознания. В нем фиксированы индивидуальное сознание как некое тождественное сознание и некое различное сознание. Без него невозможно развертывание смыслового единства сознания со всеми специфическими данностями. Без него нет и феноменального мира.

Литература:

  1. Гайденко, П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / П. П. Гайденко. — М. : Прогресс-Традиция, 2007. — 464 с.
  2. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Э. Гуссерль / пер. с нем. А. В. Михайлова; вступ. ст. В. А. Куренного. — М. : Академический проект, 2009. — 489 с.
  3. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. I: Феноменология внутреннего сознания времени / пер. с нем. В. И. Молчанов. — М. : РИГ «Логос» : Гнозис, 1994. — 164 с.
  4. Гуссерль, Э. Феноменология времени / Э. Гуссерль, А. Шнелль. — М. : РИПОЛ классик, Панглосс, 2019. — 310 с.
  5. Игнатов, А. В. Ф. Брентано и Э. Гуссерль: феномен интенциональности / А. В. Игнатов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Международные отношения. — 2008. — № 3. — С. 120–124.
  6. Молчанов, В. И. Исследования по феноменологии сознания / В. И. Молчанов. — М. : Территория будущего, 2007. — 453 с.
  7. Хомутова, Д. С. Концепт временной формы в феноменологии Гуссерля и философии Августина: дис. … канд. филос. наук: 09.00.03 / Д. С. Хомутова. — Пермь, 2018. — 189 с.
  8. Чернавин, Г. И. Генезис сознания времени и первичная фактичность: к феноменологической метафизике времени Э. Гуссерля / Г. И. Чернавин // Логос. — 2010. — № 5 (78). — С. 125–137.
  9. Черняков, А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера / А. Г. Черняков. — СПб. : Высшая религиозно-философская школа, 2001. — 460 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
временность
первичное впечатление
имманентная сфера
преимманентная сфера
интенциональность
протопроцесс
Молодой учёный №30 (581) июль 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 149-154):
Часть 2 (стр. 75-161)
Расположение в файле:
стр. 75стр. 149-154стр. 161

Молодой учёный