В статье автор описывает результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи внутренних конфликтов в системе ценностей и самоактуализации женщин 30–45 лет.
Ключевые слова: самоактуализация, внутренний конфликт, система ценностей, средняя взрослость.
Тема исследования является актуальной в современном мире. Несмотря на то, что изучение проблемы внутренних конфликтов в системе ценностных ориентаций не ново для психологии, во взаимосвязи с самоактуализацией женщин 30–45 лет данный феномен практически не изучен. Однако, для того, чтобы психологам оказывать эффективную помощь женщинам в разрешении внутренних конфликтов и способствовать их успешной самореализации, необходимо иметь четкие представления о специфики этих феноменов в данном возрасте.
Теоретический анализ позволил заключить, что основные понятия исследования носят размытый характер, отсутствует единство взглядов на внутренний конфликт в системе ценностей и самореализацию.
Необходимо отметить, что в своем исследовании мы придерживаемся понимания внутреннего конфликта В. Мерлин, который определяет его как результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности [6]. Также мы разделяем взгляды А. В. Сивцовой на сущность внутреннего конфликта в системе ценностных ориентаций, понимая под ним несоответствия между иерархически структурированными когнитивной, эмоциональной и поведенческой подсистемами [8]. В понимании конструкта «самоактуализация» мы опираемся на основные положения теории Е. Е. Вахромова, В. Г. Морогина, А. Маслоу [7; 5].
В качестве основной гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о существовании взаимосвязи между внутренними конфликтами в системе ценностей и самоактуализацией женщин 30–45 лет. Также нами выдвинуты частные гипотезы:
— чем выраженнее внутренние конфликты в системе ценностей, тем ниже уровень самоактуализации;
— чем выше уровень самоактуализации, тем более проявляется гармоничность личности.
Данное эмпирическое исследование проводилось в сети Интернет посредством рассылки респондентам Yandex Forms. В нем приняли участие 90 женщин, которые были выделены в три группы: женщины в возрасте 20–25 лет (n=30); женщины в возрасте 30–45 лет (n=30); женщины в возрасте 50–55 лет (n=30).
Разделение выборки было произведено на основании периодизации Б. Г. Ананьева [1], соответственно респонденты поделены на ранний, средний и поздний период зрелости. Преимущественно, в рамках темы нашего исследования нас интересует возраст 30–45 лет. Однако, мы сочли необходимым рассматривать изучаемые взаимосвязи в сравнении с более ранним и поздним периодом.
Нами были использованы следующие методики: тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности А. И. Шипилова [2], методику исследования самоотношения С. Р. Пантилеева [3], опросник личностных ценностей KVS-2 Д. В. Каширского [4] и самоактуализационный тест (САТ) Ю. Алешиной, Л. Я. Гозмана [10].
Итак, перейдем к описанию результатов исследования. Исследование содержания внутренних конфликтов в системе ценностей женщин 30–45 лет показало, что для них характерен средний уровень внутриличностной конфликтности. Они сталкиваются с внутренними противоречиями, что может указывать на наличие высоких требований к себе, перегрузку выполняемыми обязанностями, стремление улучшить различные аспекты жизни. По всей видимости, актуальным для них является пересмотр ценностей и делегирование обязанностей в быту и на работе, выделение времени для отдыха и общения с близкими, поиск баланса между работой, семьей, личной жизнью, а также уделение времени заботе о своем эмоциональном благополучии.
Нами установлено, что женщины 30–45 лет характеризуются умеренно позитивным самоотношением. Показатель внутренней конфликтности выражен на умеренном уровне, что указывает на вероятность наличия внутренних противоречий, способствующих появлению внутреннего напряжения, тревоги.
Исследование самоактуализации женщин в возрасте 30–45 лет показало, что они находятся в периоде наибольшей социальной активности и ответственности. Женщины указанной возрастной группы характеризуются гибкостью поведения, позитивным самопринятием, ориентацией на сотрудничество и потребностями в познании. Одновременно, следует отметить и менее свойственную им спонтанность в сравнении с более молодыми женщинами, что, по всей видимости, связано с необходимостью планирования и контроля.
Сравнительный анализ данных исследования с использованием непараметрического Н-критерия Краскела-Уоллиса показал, что женщины 30–45 лет чаще сталкиваются с ролевыми конфликтами, связанными с необходимостью совмещения разных социальных ролей. Относительно реализованности ценностей у женщин разных возрастов получены данные о том, что они имеют разные приоритеты и достижения. В частности женщинам 30–45 лет в большей мере важны карьера, семья и материальное благополучие. Установлено также, что женщины 30–45 лет характеризуются наиболее позитивным самоотношением, включающим уверенность в своей социальной привлекательности и принятие себя со всеми особенностями.
Представим далее результаты корреляционного анализа данных исследования с использованием непараметрического Н-коэффициента корреляции Спирмена, визуально отраженные на рисунке 1.
Рис. 1. Значимые взаимосвязи уровня внутриличностной конфликтности в системе ценностей и самоактуализации женщин в возрасте 30–45 лет
Таким образом, нами доказано, что внутриличностная конфликтность связана с различными аспектами личности женщины 30–45 лет. Чем выше внутриличностная конфликтность, тем ниже гибкость, самопринятие и спонтанность, но и выше нечёткость ценностных ориентаций, подавление познавательных потребностей, нарушение синергии, а также снижение сензитивности к себе. На наш взгляд, это может приводить к снижению психологического благополучия женщин 30–45 лет, сложностям в адаптации и проблемам в межличностных отношениях.
Практическая значимость полученных данных состоит в возможности их применения в практической деятельности психологов-консультантов. Результаты исследования могут лечь в основу программ по снижению уровня внутренней конфликтности женщин, повышению их гармонизации.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия [Текст] / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева. — М.: Просвещение, 1968. — 335 с.
- Анцупов А. Я. Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2013.- 512 с.
- Бурлачук, Л. Ф. Самоотношения опросник [Текст] / Л. Ф. Бурлачук // Словарь-справочник по психодиагностике. — 3-е издание. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — С. 402. — 688 с.
- Каширский Д. В. Психология личностных ценностей [Текст]: автореф. дисс. … д-ра психол. наук / Д. В. Каширский.- М., 2014. -58 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2019. — 400 с.
- Мерлин В. С. Основы психологии личности / сост. Б. А. Вяткин: Пермь, 2020.-332с.
- Морогин В. Г. Ценностно-потребностная сфера личности. − Томск: ТГПУ, 2003. — 357 с.
- Сивцова А. В. Внутренние конфликты в системе ценностных ориентаций как психологические основания развития личности [Текст]: автореф. дисс.... канд. психол. наук/ А. В. Сивцова. — Барнаул, 2007. — 24 с.
- Сивцова А. В. Психологические особенности внутренних конфликтов в системе ценностных ориентации как оснований развития личности [Текст] / А. В. Сивцова, Д. В. Каширский // Ползуновский вестник. — Барнаул: Изд-во АГТУ, 2006: — № 3–2. — С. 222–232.
- Социально-психологические методы исследования супружеских отношений [Текст]: спецпрактикум по социальной психологии / Ю. А. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. — Москва: Изд-во МГУ, 1987. — 120 с.