Автор статьи раскрывает специфику и актуальные проблемы формирования договорных отношений в сфере международной торговли. В исследовании анализируются следующие проблемы заключения договоров международной торговли между компаниями, принадлежащими разным странам: различие правовых систем и национального законодательства; полисемия и неоднозначность терминов; различия в праве собственности и ответственности и т. д. Также автор статьи описывает перспективы и варианты решения проблем договорных отношений в международной торговле.
Ключевые слова: внешняя торговля, Венская Конвенция 1980 года о договорах международной купли-продажи, договорные отношения, торговое право, акцепт оферты, глобализация, правовые системы.
Введение
Заключение договоров в рамках реализации международной торговли можно описать как многоэтапный и, вместе с тем, достаточно сложный процесс. Зачастую эта процедура сопровождается внушительным перечнем проблем и трудностей. В условиях стремительной глобализации, развития трансграничной торговли, таким договорам отводится особая роль. От того, насколько грамотно будут выстроены договорные отношения в рамках международной торговли, зависит возможность процветания, как отдельных стран, так и компаний [4].
Практика свидетельствует о том, что процесс формирования и последующей реализации договорных отношений в сфере международной торговли осложнен внушительным перечнем проблем. К их числу, к примеру, относятся языковые барьеры, различия в правовых системах, недобросовестные практики, культурные различия и пр. В данной исследовании будет проведен обзор правовых аспектов договорных отношений в сфере международной торговли, изучены перспективы их дальнейшего развития и решения существующих проблем правового регулирования данного вопроса.
Цель исследования — раскрыть актуальные проблемы и перспективы развития договорных отношений в сфере международной торговли.
Материалы и методы. Для написания настоящего исследования задействованы методы индукции и дедукции, анализа, синтеза, сравнительно-правовой метод и др.
Основная часть
Международная торговля, которая изначально выражалась обменом представителями разных племен и народов товарами и услугами, известна человечеству с незапамятных времен. На протяжении десятка веков она остаётся популярной и востребованной деятельностью. Благодаря развитию и практическому применению возможностей международной торговли, разные страны мира могут обеспечить свое население теми товарами и услугами, которые находятся в дефиците (ввиду географического положения, климатических условий). Потребность жителей Земли в международной торговле объясняется различием в разных государствах доступности ресурсов. Эволюция международной торговли прошла путь от разовых сделок внешнеэкономического характера до крупномасштабной торгово-экономической кооперации.
Когда человечество, наконец, пришло к осознанию того, что обойтись без международной торговли уже невозможно, было принято решение о разработке соглашений для ее регулирования. Так, в XX веке стали заключаться первые договоры международной купли — продажи товаров. Такие договоры, по своей природе, являются подвидом традиционного договора купли-продажи. Основным условием для наделения статусом «международный» заключенного договора купли-продажи признается локализация предприятий на территории разных государств. Благодаря заключению и исполнению подобных типов соглашений претворяется в жизнь международный товарообмен [5].
Проблемы формирования договорных отношений в сфере международной торговли, как правило, возникают вследствие разницы в национальном правовом регулировании, что, в свою очередь, приводит к необходимости приведения содержания заключаемого договора в соответствие с международными стандартами. Нельзя не упомянуть и о лингвистических проблемах, которые встречаются на пути перевода текстов договоров на разные языки. Все эти проблемы, порой, ставят в тупик участников международной торговли. Чтобы их успешно урегулировать, минимизировать риски международной торговли и заключаемых для ее реализации соглашений, требуются узкоспециализированные познания, навыки в этой области.
Как известно, в каждом отдельно взятом государстве сложилась уникальная, самобытная правовая система. Одни страны, к примеру, при заключении международных соглашений рекомендуют участникам международной торговли придерживаются общего права, другие — континентальной правовой системы. Из-за этого нередко наблюдаются расхождения при толковании прав и обязанностей сторон представителями международных договоров разных стран.
На сегодняшний день договорные отношения в сфере международной торговли урегулируются посредством разнообразных международных правил. Среди них выделим, к примеру, положения Венской конвенции ООН о договорах купли-продажи товаров, Правила ICC в области международной товарной торговли (Incoterms). Если придерживаться Венской конвенции, то допускается акцептование оферты посредством явно выраженного согласия сторон, совершения действий, подтверждающих факт их желания вступить в договорные отношения. Проблема отмены акцепта в сфере международной торговли, как правило, возникает в момент, когда одна из сторон выразила свой акцепт, а вторая сторона принимает решение об отзыве согласия. Отмена акцепта приводит к появлению неразрешенных вопросов, юридических споров.
По сути, подобное решение можно отождествлять как диспропорцию интересов сторон. На практике подобные ситуации зачастую возникают, когда сторона, выразившая акцепт, начинает считать, что условия договора международной торговли не смогут принести ожидаемую выгоду. В таком случае одна из сторон соглашения может изъявить желание отменить свое согласие, изменить ранее оговоренные условия соглашения. Однако вторая сторона далеко не всегда с этим солидарна. Так, формируется конфликт интересов. Особенно этот вопрос остро стоит, если одна из сторон уже опиралась на этот акцепт при выполнении своих обязательств по договору международной торговли.
Отмена акцепта в аспекте международной торговли никогда не обходится без последствий. При этом многое зависит от условий самого международного договора купли-продажи, национального законодательства его участников [4].
Представители разных стран, заключающие договорные отношения в сфере международной торговли, будут руководствоваться национальными положениями о праве собственности и ответственности за товары в процессе их транспортировки и доставки. Этот момент всегда нужно учитывать, чтобы не возникло последующих споров и коллизий.
Применение норм международного права участниками договорных отношений в сфере международной торговли осложняется особенностями перевода международных нормативно-правовых актов. Так или иначе, возникает проблема подмены юридических конструкций международного права на юридические понятия национального права. Причиной возникновения подобного рода ситуаций можно назвать отсутствие в национальном праве эквивалентных терминов и категорий. В лучшем случае, перевод юридического понятия из международных источников будет максимально приближен к оригиналу. Вместе с тем, на практике зачастую наблюдается ситуация, при которой толкование представителями разных государств одного юридического термина из норм международного права является неодинаковым из-за влияния государственной политики, принадлежности государств к разным правовым семьям.
Договорные отношения, заключаемые с целью реализации международной торговли, зачастую осложняются проблемой неоднозначности терминов и полисемией. Так, некоторые термины и научные категории, упоминающиеся в договоре, в переводе на разные языки могут иметь качественно разный смысл и толкование. В таком случае стороны заключаемого соглашения могут некорректно друг друга понять, в том числе в аспекте взаимных обязательств.
Минимизировать имеющиеся риски в сфере международной торговли может помочь выстраивание эффективной коммуникации сторон подписываемых соглашений, четкое следование ими правил, регламентированных на уровне международных стандартов, установление гарантийных механизмов. Вместе с тем, каждый отдельный случай по своей природе уникален, требует тщательного анализа и индивидуального подхода [4].
Рассматривая особенности договорных отношений в аспекте международной торговли и специфику их правового регулирования, невозможности не обратить внимание на стремительную популяризацию электронной торговли, практику переформатирования международных договоров купли-продажи в электронную форму.
Международные организации категорию «электронная коммерция» раскрывают по-разному. Если обратиться к положениям Всемирной торговой организации (ВТО), то под «электронной коммерцией» она понимает рекламу, производство, распространение и реализацию товаров через телекоммуникационные сети.
«Большая восьмерка» имеет несколько иное видение на содержание данного понятия: «использование при заключении коммерческих сделок электронных средств связи».
Чтобы разрешить существующие правовые коллизии и непонимания, было принято решение о создании в 1996 г. специального нормативного документа — Типового закона ЮНСИТРАЛ, регламентирующего основы ведения электронной торговли [3].
В этом документе также предусмотрено определение категории «электронная коммерция». При этом идентичного понятия невозможно встретить ни в одном национальном законодательстве. Электронная коммерция одними государствами раскрывается, как любые виды сделок, реализуемые электронным способом. В других — как форма бизнеса, спецификой которой признается взаимодействие между участниками в электронном пространстве. Электронная коммерция в Типовом законе раскрывается как любые сделки, заключаемые участниками международной торговли при помощи сети интернет, т. е. с использованием цифровых и электронных инструментов.
Понятие electronic commerce в документах ВТО отождествляется как «распределение», «маркетинг», «поставка или продажа услуг и товаров», реализуемые на основе задействования электронных средств связи. Как видим, в международной правовой доктрине до сих пор не сложилось общепринятого определения термина «электронная коммерция». Но, чаще всего, это понятие раскрывается как совершение коммерческих сделок в сетевом пространстве с использованием электронных, цифровых инструментов.
В ходе 34-й сессии ЮНСИТРАЛ в 2001 г. было принято решение о разработке и последующем принятии еще одного модельного закона об электронных подписях [3]. Потребность в создании такого документа объяснялась необходимостью урегулирования норм, имеющих отношение к реализации трансграничной торговли, уточнении юридической силы электронной подписи, поведения участников электронной торговли.
Смысл принятия данного нормативного правового акта — обеспечение технической и правовой согласованности национальных законодательств в разработке положений, которые могли бы стать основой для развития правового регулирования международной торговли и электронной коммерции в частности [7].
Благодаря появлению Типового закона, электронная подпись получила юридическую силу. При этом, согласно его положениям, нет разницы, в каком государстве и какой точке света была создана или применена такая подпись (на территории или за пределами принимающего государства (п. 3 ст. 12)).
Несмотря на серьезные продвижения в развитии правового регулирования электронных сделок в аспекте международной торговли, отдельные проблемы требуют решения.
Среди них, отметим следующие:
- отсутствие надлежащих условий и реальных возможностей для соблюдения и контроля законодательства в сфере электронных сделок. Сегодня компании из разных стран, реализуя международную торговлю путем электронных сделок, нередко нарушают требования законодательства. Особенно часто подобные допущения фиксируются в развивающихся странах;
- различия в регулировании основополагающих принципов использования электронной подписи национальными законодательствами участников международной торговли (принципа технологической нейтральности);
- отсутствие учреждения, специализирующегося на сертификации, не позволяет признавать юридически значимыми фактами совершенные электронные сделки.
Так, к примеру, в странах Ассоциации стран АСЕАН допускается использование разных видов электронных подписей;
- несмотря на детальную регламентацию основных вопросов, связанных с электронной подписью, многие условия ее реализации остаются без должного внимания и общепринятого регулирования. Среди них, отметим место и время подтверждения, отправления/получения электронной подписи [7].
Во многих законах не упоминается такой основополагающий международный аспект электронной торговли, как выбор применимого права. Данный факт рискует стать причиной развития потенциальных конфликтов между участниками трансграничной электронной коммерции. Более того, в некоторых законах встречается указание на трансграничное признание электронной подписи [6]. Однако это положение часто остается нереализованным. Подводя итоги проведенного обзора, резюмируем, что в самое ближайшее время участникам международной торговли для реализации успешных сделок в электронной форме, важно прийти к взаимопониманию. Для этого требуется унификация и стандартизацию правового поля, что позволит минимизировать риски и исключить вероятность появления конфликта интересов.
Перспективы дальнейшей эволюции правового регулирования договорных отношений в международной торговле обуславливаются развитием цифровых технологий, тенденцией глобализации. В условиях нынешних реалий имеет место потребность стандартизации правового поля, разработки новых, более совершенных и актуальных норм.
Безусловно, возможность выстраивания эффективных договорных отношений между участниками международной торговли во многом зависит от унификации и гармонизации нормативных правовых актов. Этот процесс осуществляется посредством международных конвенций (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (CISG)), региональных соглашений. При реализации ответственного подхода к решению этой проблемы можно добиться снижения юридических рисков, заметного упрощения трансграничных сделок.
Выводы
Очевидной перспективой дальнейшего развития договорных отношений в международной торговле является применение электронных договоров и электронных подписей. Однако чтобы участники международных торговых отношений были юридически защищены, важно добиться эффективного правового регулирования в этой сфере.
Популяризация цифровых товаров, электронной коммерции, требует адаптации правовых рамок для регулирования этих новых областей международной торговли.
Итак, правовое регулирование договорных отношений в международной торговле требует дальнейшего развития и усовершенствования. Значимыми шагами на этом пути является унификация, стандартизация правового поля. Только в таком случае, на наш взгляд, можно добиться устойчивого развития и роста социальной ответственности в международной торговле. В формировании и обеспечении соблюдения правовых рамок на сегодняшний день значимую роль играют национальные законодательства участников международной торговли, международные организации в принятые в их пределах правовые нормы.
Литература:
- Конвенция ООН о международной купле-продаже товаров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncit-ral_texts/sale_goods/1980CISGhtml.
- Типовой закон ЮНИТРАЛ об электронной торговле [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/electronic_commerce/1996Model.html.
- Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uncitral.org/uncitral/uncitral_texts/electronic_commerce/2001Model_signatures.html.
- Исаенко, И. С. Юридические и лингвистические проблемы заключения международного договора купли-продажи товаров / И. С. Исаенко // Молодой ученый. 2023. № 45 (492). С. 289–292.
- Клычникова А. Н. История договора международной купли-продажи товаров / А. Н. Клычникова // Обществознание и социальная психология. 2022. № 8 (38). С. 22–27.
- Нурмамедова Н. Э. Международно-правовые аспекты ведения электронной торговли / Н. Э.Нурмамедова // Форум молодых ученых. 2022. № 10 (74). С. 68–72.
- Шайдуллина В. К. Международно-правовые аспекты ведения электронной торговли / В. К. Шайдуллина // Экономика. Налоги. Право. 2020. Т. 13. № 4. С. 157–166.