В статье автор исследует значение профессиональной этики работников суда в рамках современной системы правосудия.
Ключевые слова : этика, профессиональная, суд, аппарат.
— Тогда суди сам себя, — сказал король. — Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
Антуан де Сент-Экзюпери [1].
Профессиональная этика работников суда в Российской Федерации занимает особое место в рамках деятельности по осуществлению правосудия. Судебная власть в любой стране призвана разрешать споры и обеспечивать справедливость, поэтому работники данной системы обязаны поддерживать высокий моральный стандарт, который служит основой для доверия граждан к судебной системе. В современной России, где происходят постоянные реформы и совершенствование правовой системы, вопросы профессиональной этики становятся особенно актуальными, поскольку усложнение общественных отношений напрямую связано с количеством дел, которые поступают в суд, а также численностью граждан, которые потенциально будут взаимодействовать с судебной системой. Необходимо понимать, что лицом судебной системы являются не только судьи, но и сотрудники аппарата, которые в ходе исполнения должностных обязанностей чаще взаимодействуют с гражданами и формируют первоначальное впечатление. От момента подачи искового заявления, поступления материала об административном правонарушении или уголовного дела в суд до момента приглашения стороны в зал судебного заседания именно работники аппарата непосредственно взаимодействуют с гражданами. Это происходит при приеме документов, ознакомлении с материалами дела, извещении о судебном заседании. Вежливость, профессиональность и точность действий гражданских служащих позволяют уравновесить душевное состояние лиц, участвующих в деле, что минимизирует эмоциональный фактор во время судебных заседаний. Это ускоряет рассмотрение дела и помогает судье сконцентрироваться на фактических обстоятельствах. Раскроем содержание понятия профессиональной этики работников суда, а также выделим основные ее элементы и современные тенденции понимания.
Необходимо отметить, что термин «этика» введен древнегреческим мыслителем Аристотелем для обозначения практической философии, которая призвана дать ответ на вопрос: что следует делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки [2]. Важнейшими критериями этики выделены следующие категории: добро, зло, благо, ответственность, долг, совесть. Часто этику отождествляют с моралью, однако, по моему мнению, если проводить соотношение данных понятий по диаграмме Эйлера, термины находятся в отношении подчинения, где этика- более широкая дефиниция, включающая в себя мораль. В свою очередь профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником для существования [3]. Из совокупности данных терминов, используя логический прием непосредственного умозаключения, можно определить профессиональную этику- как совокупность моральных правил, которыми работник руководствуется при исполнении должностных обязанностей. Данное понятие применительно к государственным служащим можно дополнить также соблюдением этических норм не только, например, в здании суда при исполнении трудовых функций, но и при межличностных отношениях в коллективе, а также моделью поведения в частной жизни. Возможность такого дополнения обусловлена тем обстоятельством, что работники суда являются представителями государства, как представители государства они должны соответствовать высокому уровню морали, нравственности. Представим такую ситуацию, при которой работник суда в выходной день, употребив спиртные напитки, нарушает общественный порядок, а на следующий день участвуют при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.1 КоАП РФ в отношении другого лица. Описанный случай, если бы он был реальным, вызвал бы у общества когнитивный диссонанс и недовольство, поскольку человек «порочный» не вправе даже содействовать правосудию, так как в противном случае судебная власть из оплота справедливости превратится инструмент доминирования «власть имущих» над остальным населением.
На мой взгляд, на данный момент профессиональную этику работника суда составляют следующие элементы: этика, связанная с выполнением должностных обязанностей, и этика, обособленная от выполнения трудовых функций. При этом необходимость этичного поведения в частной жизни обязательна не только для государственных служащих, однако в силу занимаемой должности для них нарушение норм морали за пределами места работы является также недопустимым и неприемлемым. Это обусловлено не только возможным общественным порицанием и утратой доверия к суду, но высокими требованиями нравственности, предъявляемыми к работникам аппарата.
Этику, связанную с выполнением должностных обязанностей, можно также разделить на: этику профессионального поведения, включающую этику общения с гражданами; этику межличностных отношений внутри коллектива; этику субординационных отношений. Если с наличием двух первых категорий все очевидно- они существуют безусловно, то вопрос относительно этики межличностных отношений на первый взгляд может показаться рудиментарным, однако исключительная его значимость раскрывается при детальном анализе взаимосвязанных явлений. Неблагоприятная атмосфера, порожденная пренебрежением профессиональной этикой одним из работников, может привести к распаду общности трудового коллектива и возникновению межличностных конфликтов, которые в свою очередь будут служить основанием для новых нарушений норм нравственности и еще большей дезорганизации деятельности суда. Также необходимо отметить, что общественное мнение, возможная критика деятельности суда или работника аппарата суда лично не должны влиять на правомерность и обоснованность действий работника суда при исполнении им своих обязанностей. Работник аппарата суда должен помнить, что каждый человек, обращающийся в суд, имеет право на уважительное отношение, помощь и внимательное обслуживание, а его проблемы не могут быть обременительными. В процессе общения с гражданами, участниками судебного разбирательства, судьями, коллегами и персоналом работник аппарата суда должен сохранять приветливое выражение лица, поддерживать ровный, спокойный тон голоса. Возникают ситуации, при которых работник аппарат суда может столкнуться с нелестными выражениями в свой адрес, однако это не должно быть основанием для ответа на оскорбление, обвинение или критику со стороны граждан, участников судебного разбирательства, коллег и персонала суда встречными обвинениями, оскорблениями, критикой или иными проявлениями агрессии, поскольку он является представителем судебный ветви власти и должен показывать высокий уровень морали, не опускаясь до уровня маргинальных разговоров. Немаловажным является этика субординационного общения. Гражданский служащий должен уважительно обращаться к старшим коллегам, а также в разговоре с третьими лицами в отношении них избегать фамильярного обращения. Работнику аппарата суда не стоит говорить и отзываться о других работниках или посетителях в унизительной форме, а также распространять злонамеренные слухи и употреблять ругательные слова. Соблюдение данных правил позволит сохранить здоровую нравственную атмосферу.
Профессиональная этика, обособленная от выполнения трудовых функций. На мой взгляд, ее можно разделить на следующие виды: профессиональную этику в цифровом пространстве и профессиональную этику работника суда в повседневной жизни. С развитием цифровых сетей, мессенджеров личная жизнь не только работников суда, но и рядовых граждан стала общедоступной. Доступ к цифровым платформам не ограничен, то есть любой гражданин, например, может посетить страницу работника суда и ознакомится с фотографиями и публикациями. В случае размещения на странице непристойных фотографий или публикаций, которые в том числе могут свидетельствовать об отсутствии беспристрастности или ненависти к какой-либо категорий граждан- лицами будет сделан вывод о ненадежности или ангажированности суда, что естественным образом скажется на уровне доверия. Работникам аппарата суда стоит с должной внимательностью подходить к выбору размещаемого контента, поскольку он, являясь представителем государства, своим поведением формирует мнение у общества относительно всего института государственной власти. Необходимо понимать, что работник суда ведет свою деятельность открыто, его служба не является секретной, поэтому он не может скрыть свою принадлежность к государственной службе. В связи с этим общество в первую очередь позиционирует его как представителя государства, а уже во вторую очередь как индивида. Поэтому в частной жизни, при общении с друзьями, знакомыми он обязан соответствовать высокому уровню морали, не допуская аморальных проступков, нарушения норм права, разглашения сведений, которые стали ему известны в силу выполняемых им обязанностей. В обществе работник аппарата суда должен вести себя взвешенно и вежливо, исключая агрессию, а также демонстрировать высокий уровень образованности, интеллигентности и нравственности, придерживаясь культуры речи.
Этика работников суда имеет огромное значение, поскольку от их поведения зависит не только исход конкретных дел, но и доверие граждан к правосудию в целом. В условиях правового государства судьи и другие работники суда должны быть примером честности, справедливости и беспристрастности. Любое нарушение этических норм может подорвать репутацию судебной системы и вызвать недовольство общества, что в свою очередь способно привести к снижению правопорядка в стране. Возвращаясь к эпиграфу работы, хочется отметить, что работник суда, прежде чем оказывать содействие при осуществлении правосудия, должен для начала произвести «суд» над собой и ответить на вопрос: достоин ли он такого права.
Литература:
- Сент-Экзюпери А. Маленький принц. URL : https://lib.pravmir.ru/library/book/4266
- Аристотель. Этика : сборник / отв. ред. Никитенко Н. А., пер. Миллер Т. А.- М. : ООО «Издательство АТС». 2020.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Азъ, 1994. — 907, [1] с.; 27 см.; ISBN 5–85632–007–7 (В пер.)