Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Женское образование и воспитание во Франции периода Великой французской революции: исторический аспект

Педагогика
27.06.2025
27
Поделиться
Библиографическое описание
Богун, Н. О. Женское образование и воспитание во Франции периода Великой французской революции: исторический аспект / Н. О. Богун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 26 (577). — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/archive/577/127211/.


Половые различия на протяжении всей истории человечества играли важную роль в воспитании и образовании. Гендер является неотъемлемым компонентом целостного педагогического процесса на всех его уровнях. Рассмотрим определение гендера — это социальный пол, определённые характеристики, навыки, интересы, приписываемые мужчинам или женщинам, а также права, обязанности и ответственность, присущие представителю гендера исходя из социального консенсуса [1]. Из определения мы видим, что данная социальная категория подвижна и зависима от конкретного общества, строя, исторического периода, в отличие от биологического пола, представляющего собой биологически детерминированную категорию.

В настоящее время особую актуальность имеет разработка и внедрение гендерного подхода в образовании. Подход включает в себя как учёт половых, биологических особенностей обучающихся, так и полоролевых социальных конструктов в образовании. С методологической точки зрения в обучении это реализуется путём учёта особенностей мышления и восприятия детей обоих полов как совокупности индивидуальных особенностей обучающихся, в подборе содержания образования; в теории и практике воспитания гендерный подход реализуется в разработке концепций идеала воспитания и полоролевого самоопределения личности, в учёте социально-половых особенностей при подборе методов воспитания. Гендерный подход как таковой выделился в практике образования в Европе в XX веке [1], однако идеи учёта гендера в образовании уходят глубоко в древность, осознанно или неосознанно педагоги и управленцы в области образования обращали внимание на пол. Актуальность нашего исследования заключается в важности изучения исторического опыта педагогики, в том числе гендерной, её методологии в историческом аспекте. Отметим, что автором были проанализированы первоисточники, переводов которых на русский язык нет.

Целью нашего исследования является анализ динамики педагогических взглядов общественных деятелей и педагогов Франции периода Великой французской революции, а также содержание образования в гендерном аспекте.

В соответствие с целью были поставлены задачи выделения с методологической точки зрения основных аспектов гендерного анализа образования в исторической перспективе, изучения исторических и философских первоисточников, а также научных работ по истории образования во Франции соответствующего периода. Интерес для нас представляет теоретический и идеалистический аспект, изучение которого сопряжено с анализом просветительских проектов, концепций и методических пособий периода Великой французской революции, где особое внимание уделяется гендерной сензитивности, то есть особому вниманию к вопросам пола и присущих ему социальных ролей.

Мы выделили два основных аспекта гендерной педагогики в исторической перспективе — доступность и направленность. Они соответствуют двум закономерным вопросам: «Образование доступно мужчинам и женщинам?» и «Как отличается образование мужчин и женщин?», причём решение первого вопроса всегда предшествует решению второго. В развитых странах современного мира практически полностью решён вопрос доступности, однако вопрос направленности образования, то есть половой дифференциации воспитания, обеспечения полоролевой социализации, учёта индивидуальных половых особенностей в педагогическом процессе остаётся актуальным [8].

На закате эпохи Просвещения Ж.-Ж. Руссо в философском трактате «Эмиль, или О воспитании» впервые был описан идеал воспитания мужчины и женщины во французской педагогике. Эмиль должен был быть самостоятельным, постоянно находящимся в связи с природой, независимым от привычек и от других людей, умеющим извлекать опыт из своих ошибок, умеющим выживать в тяжелых условиях и владеющим ручным трудом [2]. Юношеский возраст, по мнению Руссо, является сензитивным периодом для «воспитанием сердца», взращивания любви в человеке. По окончании этого периода автором даётся главному герою подруга, ставшая в последствии женой, что описывается в пятой главе романа — «Софи, или Женщина». Руссо выделяет следующие черты «идеальной женщины»: кротость — главное качество девушки. Воспитывается с детства, так как во взрослом возрасте будет проще подчиняться мужу; сочетание неглубокого ума с добротой, молчаливостью, сдержанной эмоциональностью и компромиссностью; чувство эстетического вкуса, умение одеваться, сочетать цвета; умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах; навыки в области домоводства, такие как шитьё, приготовление пищи, счетоводство; религиозность, но не схоластическая, догматическая или обрядовая; способность достойно переживать и богатство, и бедность [3].

Идеал воспитания девочки — хорошая жена. Естественно, воспитание жениха, Эмиля, сильно отличается. Взгляд Руссо на воспитание девочек оспаривался в революционный период: остро для женщин стоял вопрос доступа к образованию, так как они оказались в изоляции, обусловленной «женской природой», в соответствии с которой на протяжении многих лет обществом и церковью роль женщин сводилась к необходимости быть лишь женой и матерью, исключая этот пол из пространства образования и науки. Это вытесняло женщин из общественной и экономической жизни — проблема всемерно решалась деятелями французской революции, в том числе женщинами.

Особый интерес представляет один из первых проектов, направленных на решение проблемы гендерного неравенства — «План воспитания девушек» (Plan d'education des demoiselles), написанный учителем начальных классов мадам Муре де Лафонтен. В 1790 году ей удалось учредить журнал «Анналы полового воспитания» (Annales del’education du sexe), где публиковались обращения, адресованные Национальной ассамблее Франции. В рамках обращения 18 февраля 1790 года она предлагает план управления образованием и воспитанием, заключающийся в учреждении образовательных округов, где были бы свои руководители, по два на каждый округ — мужчина и, что немаловажно, женщина, с заместителями, казначеями и руководителями классов, отвечающими за образование и воспитание. В качестве примера Лафонтен приводит 60 округов Парижа, для руководства которыми предлагалось избрать 60 женщин-учителей и 60 мужчин-учителей, отличающихся добродетельностью и просвещённостью, выплачивать им щедрое жалование и давать знаки отличия. Такое совмещение представителей двух полов на одной должности способствовало бы равенству в управлении образованием, а также должную полоролевую социализацию на уровне классов школ.

Лафонтен настаивает на физическом, нравственном и литературном (языковом) воспитании представителей обоих полов. По её мнению, всестороннего воспитания и развития в особенности не хватает девочкам: им необходимо просвещение ума, воспитание сердца и приобретение энергичного темперамента, и ни одно из этих качеств от рождения не обеспечивается половой принадлежностью, его необходимо воспитывать. Эта концепция с точки зрения воспитания ума и характера противоречит концепции воспитания Софи у Руссо. В обращении к Национальному собранию приводится пример — притча об учителе-муже, имевшем жену с хорошим образованием. Эпидемия, не оставившая в живых его учеников, обрекла бы семью на нищету, если бы не арифметические навыки жены, которая стала работать и обеспечить семью. В качестве аргумента в пользу образования и воспитания девочек Лафонтен приводит пример из народной педагогики — пословицу «жена создаёт счастье или несчастье в доме». Для контроля нравственного воспитания обоих полов выдвигается идея об обязательном ношении знаков различия своего округа. Прообраз такой системы Лафонтен увидела в организации общественного контроля воспитания в Древнем Риме — любой знатный гражданин, человек старшего возраста имел право останавливать молодых людей на улицах и задавать вопросы о времяпрепровождении, профессии, делах и поведении юношей и девушек. В проекте выдвигается идея учреждения Воспитательных домов для девушек, где наметилась тенденция не только к гендерной эгалитарности, но и к гуманизации и гуманитаризации образования — прикладные предметы, такие как грамматика и арифметика, рекомендуется перемежать с занятиями по предметам, способствующим «воспитанию души» — музыка, рисование. Неизменным со времён Руссо остаётся взгляд на то, что девушкам необходимо заниматься музыкой и искусством [9].

1 ноября 1791 года — первое упоминание о женщинах во время дебатов в Комитете по просвещению Конвента. Член комитета Де Вув (De Wouves) заявляет: «План образования для женщин, по-видимому, будет соответствовать плану для мужчин. Такой план должен быть настолько простым, насколько его легко нарисовать; но что не так, так это определение ясным, отчетливым и точным образом того положения, которое женщины должны занимать в обществе» [8]. Понятно, что содержание воспитания и образования определяется социальным заказом, но Конвент столкнулся с неясность положения женщины в обществе, однако вопрос доступности образования для женщин был впервые поставлен именно Де Вув.

Далее в Конвенте периодически велись дебаты относительно целесообразности образования и воспитания девочек — влиятельный член Комитета по просвещению Дону (Daunou) считал, что необходимо ограничиться небольшим количеством государственных воспитательных заведений для девочек, объясняя это тем, что матери восполнят это своим усердием и поблагодарят закон за то, что он не освободил их от «самого сладкого для них занятия» [4], а затем он вовсе предпринимал попытки отменить начальное образование для девочек. В течение последующего времени возникало множество идей по этому поводу, некоторые из которых будут нами рассмотрены ниже.

5 апреля 1972 года вышивальщицей Королевского дома Акрин (Acrin) была опубликована книга «Ремесленная школа для женщин», явившаяся одним из прототипов системы трудового воспитания во Франции. Акрин считала, что для того, чтобы быть образованной, недостаточно освоения чтения, письма и правил нравственности. Проект предполагал получение образования для девушек в возрасте от 9 до 15 лет, включающего в себя обучения шитью и вышиванию, а также школа должна была способствовать трудоустройству после окончания обучения [4].

В дальнейшем в ходе обсуждений в Конвенте положение женщин мало обсуждалось, пока 29 апреля 1793 года политический деятель Пьер Гиомар (Pierre Guyomar) не занял чёткую позицию в защиту прав женщин, аргументировав ее обращением к античности: латинское слово «homo», то есть человек, всегда включало два значения — мужчина и женщина. Следует отметить, что во французском языке слово homme означает преимущественно индивида мужского пола [9].

Следующим шагом к достижению полового равенства в образовании было принятие Декларации прав человека и гражданина от 24 июня 1793 года, 22 статья которой провозгласила следующее: «Образование — потребность каждого. Общество должно всеми силами способствовать прогрессу общественного разума и сделать образование доступным для всех граждан». В связи с этим в июле 1793 года Якобинцем Лепелетье (Le Peletier) был предложен Конвенту «План национального воспитания», в рамках которого должны были быть организованы воспитательные дома по всей стране.

Важным будет в рамках нашей тематики отметить, что в плане Лепелетье учитываются половые индивидуальные различия учащихся с точки зрения методологии и содержания воспитания и образования [8]. Среди них:

1. Национальное образование мальчиков предусматривалось в возрасте 5–12 лет, для девочек — 5–11 лет;

2. Национальное образование имело эгалитарный характер: одинаковая пища, одежда, наставления, забота;

3. Уже тогда было известно, что девочки развиваются и взрослеют раньше мальчиков. В связи с этим девочки могли раньше приступить к овладению профессией;

4. Учебное время детей будет распределено на обучение, гимнастические упражнения и ручной труд, причём последний занимает большую часть времени;

5. Содержание образования (табл. 1)

Таблица 1

Содержание образования и воспитания обоих полов в плане Лепелетье

Для мальчиков

Для девочек

Читать, писать, считать

Первые представления о геодезии и землеустройстве;

совершенствование памяти путём заучивания патриотических песен, запоминанием рассказов о наиболее важных моментах истории Французской революции; формирование представления о конституции, всеобщей морали, сельском и домашнем хозяйстве; умение обращаться с оружием;

сбор урожая, работа в мастерских фабрик, дорожные работы и обработка земли

Читать, писать, считать;

Совершенствование памяти путём заучивания патриотических песен, изучения исторических сюжетов, способствовавших развитию «добродетели их пола»;

формирование представления о всеобщей морали, домашнем и сельском хозяйстве;

умение прясть, шить, белить ткань

Примечательно, что характер образования и воспитания имел гендерно-нейтральный, эгалитарный характер, так как равенство полов предполагалось по умолчанию при достижении классового равенства, что и являлось главной революционной тенденцией того времени, определявшей содержание образования и воспитания во всех аспектах, в том числе и в гендерном. Тем не менее вопросы пола не были преданы забвению: во время Великой французской революции особую популярность приобрели брошюры, посвящённые воспитанию молодого поколения, имеющие вопросно-ответную структуру. К примеру, женщина-деятель Французской революции госпожа Демаре (Desmarêts) опубликовала в 1793 году брошюру «Элементы республиканского воспитания» (Eléments d’Instruction Républicaine), где одним из кючевых вопросов является «как быть гражданином?», при условии, что понятие гражданина выше понятия пола и возраста [1]. Республиканка Валенкур (Valincourt) в 1794 году опубликовала школьный учебник для 2 класса «La Maman Repiblicane» (фр. мама-республиканка), где она таким же образом, используя вопросно-ответный метод, разъясняет обязанности и роли полов внутри семьи, называя единство и неделимость семьи прообразом единства и неделимости республики [4].

Проекты планов воспитания девочек выдвигались в Конвенте различными женскими обществами, например, «Друзья свободы и равенства города Безансон» (Amies de la Liberté et de l’Egalité de la ville de Besançon), главной идеей которого была выражена в лозунге «образование и воспитание мужчин начинается с женщин». В рамках проекта они предлагали создание бесплатных начальных школ для девочек с 6 лет, а также средних школ для девочек с 11 лет. Содержание обучения представляло собой стандартный набор дисциплин, обеспечивающих умение писать, читать и считать, а также изучения базовых прав и свобод. В 15 лет обучение в женской школе бы заканчивалось, потому обществом выдвинуто предложение разрешить девушкам посещать школы для юношей вместе со своими матерями, чтобы продолжить обучение и изучать естественные науки [4].

Заключительный этап Великой французской революцией характеризовался всё меньшим интересом правительства к воспитанию женщин, как и к народному просвещению в целом. Общественное мнение тоже сводилось к отрицанию необходимости школьного обучения для девочек: в сельских общинах родители неохотно отправляли своих дочерей в школы, так как считали, что она не нужна для воспитания хороших матерей и хозяек, они также опасались общения девочек со старшими мальчиками, в целом небезопасности просёлочных дорог. Социальной функцией женщины в поздний революционный период остаётся материнство и вытекающие из него ограничения, в частности, невозможность получения образования.

Данный период в истории образования Франции характеризуется разнообразием взглядов на воспитание и обучение детей обоего пола даже в рамках одного политического течения. Историками было замечено сходство концепции республиканского воспитания XVIII со взглядами А. С. Макаренко [4], можно заметить связь с концепцией коммунистического воспитания — в рамках гендерного аспекта решается в первую очередь вопрос доступности образования, причём радикальным образом — путём эгалитаризации, всеобщности, при условии, что такие показатели, как класс и пол влиять ни на что не должны. Это обусловило двойственность полоролевой ситуации в образовании — с одной стороны Республике нужны были образованные женщины, обладавшие качествами и благодетелями своего пола, а с другой — понятия мужчины и женщины нейтрализовались понятием «гражданин». Стоит отметить, что жалование учителей-мужчин было в среднем в половину выше, чем у женщин, и женщины неохотно допускались к процессу государственного образования и воспитания. Наметилась тенденция замены общественной социализации семейной, так как роль женщины, несмотря на инновационные взгляды некоторых деятелей Великой французской революции, ограничивалась семьёй.

Литература:

  1. Богун, Н. О. Гендерная педагогика в немецкоязычных странах: теоретический и правовой аспекты / Н. О. Богун. — Текст: непосредственный // Сборник материалов XIX Всероссийской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии.. — Москва: МПГУ, 2024. — С. 47–54.
  2. Гордеева, Т. А. Идеал воспитания Ж. Ж. Руссо и современность / Т. А. Гордеева. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/13342/1/apov_2006_026.pdf (дата обращения: 25.06.2025).
  3. Ж.-Ж. Руссо. Эмиль, или О воспитании / Педагогические сочинения. Т. 1; Под ред. Г. Н. Джибладзе; Акад. пед. наук СССР. — Москва: Педагогика, 1981. — 653 с. — (Педагогическая библиотека). — На рус. яз. С. 21–592
  4. Милованов К. Ю., Никитина Е. Е. Предтечи. А. С. Макаренко: ретроспективный взгляд на эволюцию воспитательных систем // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.1, № 3(50). С.19–31.
  5. CIP de la Convention nationale, t. 1, p. 7.
  6. Daunou, Pierre-Claude-François Essai sur l'instruction publique / Pierre-Claude-François Daunou. — Paris: de l'Impr. nationalede l'Impr. nationale, 1793. — 52 c.
  7. Desmarest Premiers élémens de l'instruction républicaine / Desmarest. — Paris: chez Cailleau, impr.-librairechez Cailleau, impr.-libraire, 1793–1794. — 33 c.
  8. Éducation des filles. — Текст: электронный // UNICEF: [сайт]. — URL: https://www.unicef.org/education/girls-education (дата обращения: 25.06.2025).
  9. Homme. — Текст: электронный // Grand Larousse encyclopédique: [сайт]. — URL: https://www.larousse.fr/dictionnaires/francais/homme/40240 (дата обращения: 25.06.2025).
  10. Liris, Élisabeth Le droit à l’instruction: prises de paroles et projets pédagogiques des femmes, 1789–1799 / Élisabeth Liris, Isabelle Brouard-Arends, Marie-Emmanuelle Plagnol-Diéval. // Femmes éducatrices au siècle des Lumières. — Rennes:, 2016. — С. 103–118.
  11. Mouret / Mouret, Auteur,du Madame. // Annales de l'éducation du sexe, ou Journal des demoiselles / par Madame Mouret, descendante de La Fontaine, & auteur du Plan d'éducation pour le sexe, présenté à l'Assemblée nationale. — 1790. — № 1. — С. 3–8, 31–48.
  12. Robespierre Plan d'éducation nationale de Michel Lepelletier / Robespierre, de Maximilien. — Paris: impr. par ordre de la Convention nationale, 1793. — 54 c.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №26 (577) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 156-159):
Часть 3 (стр. 151-229)
Расположение в файле:
стр. 151стр. 156-159стр. 229

Молодой учёный