Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

К вопросу о юридической сущности информации

Научный руководитель
Юриспруденция
12.06.2025
5
Поделиться
Библиографическое описание
Серова, А. А. К вопросу о юридической сущности информации / А. А. Серова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 424-426. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126620/.


В статье рассмотрена информация как опосредованный объект гражданского права или объект второго уровня, который является содержанием тех объектов, которые прямо указаны в статье 128 ГК РФ.

Ключевые слова: информация, объект гражданских прав, нематериальное благо.

На протяжении долгого времени в науке гражданского права ведутся дискуссии по вопросу о том, является ли информация самостоятельным объектом гражданских прав или она таковой не является. Соответственно, сформулированы четыре точки зрения на данную проблему. Согласно первой, информация является объектом гражданских прав и договорных отношений, поскольку имеет тесную связь с товаром и на неё можно распространить нормы об объекте вещного права. Аргументируя приведённую точку зрения, Ю. Д. Попова отмечает, что информация «в полной мере соответствует признакам, которые присущи другим видам объектов гражданских прав, а именно дискретность, юридическая привязка и ценность» [4, с. 276]. На первый взгляд, такая позиция может показаться логичной, так как информация действительно может быть обменена, куплена или продана. Однако необходимо учитывать, что информация как таковая не имеет физической формы и, следовательно, не может рассматриваться в традиционных рамках вещного права. Это ставит под сомнение обоснованность мнения в отношении информации как объекта гражданского права.

В соответствии со второй точкой зрения, информация представляет собой интеллектуальную собственность. Сторонники такого подхода к информации считают, что с технической точки зрения информация представляет собой данные, которые формируют любой цифровой объект (его форму), в том числе информационный ресурс, способный существовать только в цифровой среде. Использование такого объекта возможно только с помощью технических средств. Информация может иметь юридическое значение, если представлена «в виде сведений, составляющих содержание результата интеллектуальной деятельности, например произведения» [1, с. 101]. Этот подход акцентирует внимание на том, что информация как продукт человеческой мысли и творчества должна защищаться специальными правовыми режимами. Данный аспект действительно важен, особенно с развитием технологий и увеличением объема информации, которая может быть использована как ресурс.

Третья точка зрения заключается в следующем: информация является объектом гражданских прав только в случае ее отражения (закрепления) на материальном носителе. А. О. Городов при этом подчёркивает, что информация относится к, так называемым, нетрадиционным объектам гражданских прав, материальная и нематериальная стороны которой придают ей «качества блага особого рода», что проявляется в связи информации с конкретным материальным носителем, на котором она зафиксирована и которому инвариантна в данный момент времени. Товарными свойствами обладают оба элемента: сам носитель и зафиксированные на нем сведения [2, с. 99]. Представленная точка зрения имеет практическое основание, поскольку, когда информация записывается на материальный носитель, она приобретает определённую юридическую силу и значение. Однако в современном информационном обществе, когда данные могут быть переданы в цифровом формате и используются во множестве различных контекстов, это ограничение кажется устаревшим.

Сторонники четвёртой точки зрения акцентирует внимание на информации как нематериальном благе, право на которую закреплено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. На информацию распространяется общерегулятивные положения ст. 150 ГК РФ о нематериальном благе, которое, как указывает В. В. Кресс, «осуществляется каждым человеком самостоятельно и свободно независимо от каких-либо условий» [3, с. 36]. Этот подход наиболее актуален с точки зрения современного понимания ценности информации, особенно в эпоху цифровизации. Информация действительно не обладает материальной формой, однако её воздействие на экономику и общество, а также её значение для предпринимательства, делают её исключительно важным активом. При этом понимание информации как нематериального блага позволяет более гибко подходить к её правовой защите в экономическом обороте, но только в увязке с тем объектом гражданских прав, с которым она тесно связана.

Отметим, что в период с 1995 по 2007 гг. информация и сама относилась к объектам гражданских прав, что прямо следовало из содержания статьи 128 ГК РФ. В январе 2008 года в данную статью были внесены изменения, которые привели к исключению из неё упоминания об информации. Некоторые исследователи обосновывают это тем, что объектом гражданского права является только та информация, которая попадает под признаки секрета производства (ноу-хау) и относится к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности. А. Г. Тухватулина объясняет это стиранием границ между информацией и результатами интеллектуальной деятельности, что «собственно, и стало причиной исключения информации из перечня объектов гражданских прав» [5, с. 250].

По нашему мнению, несмотря на отдельные положительные аспекты рассмотренных точек зрения относительно информации, полностью согласиться ни с одной из них не представляется возможным. Думается, что информация должна рассматриваться как опосредованный объект гражданских прав, поскольку по своей сущности она является содержанием тех объектов, которые прямо указаны в статье 128 ГК РФ. Исходя из этого, целесообразно выделить объекты первого уровня, к которым относятся нематериальные блага, и рассматривать информацию как объект второго уровня, который представляет собой содержание этих более широких категорий, закрепленных в статье 128 ГК РФ.

Таким образом, информация вполне обоснованно не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта гражданского права. Её правовой статус зависит от тех объектов первого уровня, частью которых она является, а, следовательно, она имеет опосредованный характер и в этом качестве влияет на создание, использование и защиту других объектов гражданских прав, вторым уровнем которых она является.

Такое признание сущности информации позволит более эффективно регулировать её использование, защиту и коммерциализацию, предоставляя необходимые правовые инструменты для соответствующих участников экономических отношений. Выделение информации как объекта второго уровня вызывает необходимость разработки законодательства, охватывающего её специфический правовой статус и способы защиты, учитывающие её уникальные свойства, и в частности отсутствие материальной формы и возможность многократного использования.

По нашему мнению, информацию можно назвать объектом гражданских прав только в том случае, если она отнесена к какому-либо объекту, включенному в перечень статьи 128 ГК РФ, например, интеллектуальная собственность, нематериальное благо и т. д. Поэтому актуальным остается вопрос об информации как самостоятельном объекте гражданских прав и возможности ее включения в гражданский оборот.

Литература:

  1. Бузова Н. В. Карелина М. М. Интеллектуальная собственность и информация в условиях технологического развития // Правосудие. 2020. Т. 2, № 2. С. 104–125.
  2. Городов О. А. О нетрадиционных объектах гражданских прав // Правоведение. 2013. № 6 (311). С. 96–107.
  3. Кресс В. В. Информация как объект гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. 2024. № 5 (162). С. 30–40.
  4. Попова Ю. Д. Критерии отнесения информации к объекту гражданско-правового регулирования // Молодой ученый. 2022. № 52 (447). С. 273–276.
  5. Тухватулина А. Г. Информация как объект гражданских прав II Вестник молодых ученых и специалистов Самарского университета. 2020. № 2 (17). С. 245–250.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
информация
объект гражданских прав
нематериальное благо
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 424-426):
Часть 6 (стр. 373-435)
Расположение в файле:
стр. 373стр. 424-426стр. 435

Молодой учёный